Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

III. Нравственное воспитание




Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе и себе. Результатом нравственного воспитания являются проявление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.

Конечно, процесс становления личности и её нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может жить в человеческом обществе, и потому обучение этим азам необходимо осуществлять уже с раннего возраста.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок в дошкольном детстве впитывает в себя все человеческие способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

Рассмотрим механизм нравственного становления личности:

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно, поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно-значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функции обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления)+(мотивы)+(чувства и отношения)+(навыки и привычки)+(поступки и поведение)=нравственное качество.

Задачи нравственного воспитания дошкольников:

1 группа задачформирование механизма нравственного воспитания. В данную группу относятся следующие задачи: формирование представлений, формирование нравственных чувств, формирование нравственных привычек, формирование практики поведения, формирование нравственных качеств, формирование навыков трудолюбия.




2 группа задачотражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами. Это задачи: 1) воспитание гуманности; 2) воспитание нравственных чувств и отношений; 3) воспитание начал патриотизма; 4) воспитание коллективизма и сотрудничества; 5) воспитание интернационализма.

Первая группа задач носить постоянный характер, вторая подвижна и зависит от потребностей общества.

Воспитание гуманности.

Включает отношение к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопережевании, отзывчивости, доброте – эмпатии.

Воспитание коллективизма.

Включает формирование положительных, доброжелательных взаимоотношений, отзывчивости и взаимопомощи.

Воспитание нравственных чувств и отношений включает усвоение нравственных норм, культуры поведения и взаимоотношений.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности включает воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:

1 группа средств: общение. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

2 группа средств: собственная деятельность детей игра, труд, учение, художественная деятельность. При воспитании в процессе деятельности происходит практика нравственного поведения.

3 группа средств: природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботься о живых и неживых объектах природы. Природа воздействует на нравственную природу личности.



4 группа средств: художественные средства. Это художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы.

Средством нравственного воспитания может быть вся атмосфера, в которой живет человек: атмосфера должна быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств. Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития.

Методы нравственного воспитания дошкольников (по Нечаеву В.Г.):

- организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности);

- формирование нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин. иллюстраций.

И к первой и второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание. Как бы хорошо ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

· любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав;

· метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения. Иногда воспитатели и родители используют прием обещания награды, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного;

· метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации;

· методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Методы должны использоваться опосредованно;

· применение методов нравственного воспитания требует терпимости и терпения;

· методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.





Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 3146; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9117 - | 7229 - или читать все...

Читайте также:

 

18.232.53.231 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.