Подготовка к обучению правилам дорожного движения детей в возрасте от 3 до 4-х лет

Дети: имеют представления об ориентировке в пространстве. Понимают и употребляют понятия «здесь», «там», «вверху», «внизу», «близко», «далеко». Знают о назначении светофора в целом и всех его цветов: красного, желтого, зеленого. Ориентированы в том, чем различаются проезжая часть дороги и тротуар. Знают правила поведения на улице. У детей сформированы знания о том, какой транспорт передвигается по дороге (авто­бус, троллейбус, маршрутное такси), а какой по рельсам (трамвай), по железной дороге (поезд). Имеют представления, чем отличаются грузовые и легковые автомобили. Дети имеют знания о том, что есть специальные машины (пожарная, скорая, милицейская). Дети знают основные части транспорта (руль, кабина, колеса, кузов, вагоны). У детей имеются знания о работе шофера, машиниста. Дети ориентированы, как правильно вести себя в транспорте, на улице, на проезжей части, на зимней дороге, на тротуаре. Имеют представления о направлениях (вперед, назад, сзади, налево (слева), направо (справа)). Дети знают элементарные правила дорожного движения (переходить дорогу только на зеленый свет, переходить дорогу по пешеходному переходу). Дети знают, кто такие пешеходы, что им нужно знать при переходе улицы. Имеют представления о дорожных знаках «Пешеходный переход», «Осторожно: дети».

* Из опыта работы ДОУ 334 г. Волгограда.


Воспитатели: развивают у детей наблюдательность, внимание к движению на дороге. Закрепляют представления детей о правилах дорож­ного движения через целевые прогулки, осуществляют наблюдение за игрой старших детей. Совершенствуют знания детей через игровую дея­тельность, ситуации общения, изобразительную деятельность, чтение художественной литературы. Создают предметно-развивающую среду, спо­собствующую изучению и закреплению детьми правил дорожного движения.

Родители: соблюдают правила дорожного движения, знают правила поведения в транспорте, на улице, дороге и закрепляют их с детьми. Владеют информацией о том, что должен знать ребенок о движении на дороге и как ему доступно рассказать. Помогают ребенку развивать внима­ние и наблюдательность на дороге. Закрепляют с детьми правила дорожного движения через беседы, чтение художественной литературы, изобра­зительную деятельность.

Ожидаемые результаты к концу года:

Низкий уровень: дети знают, какой транспорт передвигается на дороге; знают его части; умеют ориентироваться в пространстве.

Средний уровень: знают о назначении светофора в целом; знают, какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части) и железной дороге. Знают составные части транспорта. Знакомы с работой шофера, машиниста.

Высокий уровень: знают о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, в транспорте, на зимней дороге; знают назначение каждого цвета светофора. Имеют представление о дорожных знаках «Пешеходный переход», «Осторожно: дети». Знают, как правильно перехо­дить дорогу. -j

Перспективный план работы

Месяц Не­деля Задачи по ПДЦ Содержание занятия (цель) Совместная деятельность воспитателя и детей Взаимодействие с узкими специалистами
           
Сентябрь I Закрепить знания о сред­ствах передвижения. Познакомить с правилами поведения Занятие 1. Какой бывает транспорт. Цели: формировать у детей представление о транспорте (ав­тобусе, маршрутном такси, гру­зовых машинах и легковых авто­мобилях); познакомить детей с троллейбусом; дать знания о правилах поведения в транс­порте Подвижная игра «Цветные автомоби­ли». Конструирование «Автобус», «Трамвай». Дидактическая игра «Крас­ный и зеленый»  
II Формировать представ­ления, чем отличается транс­порт и из чего состоит Наблюдение за движением машин с участка детского сада. Дидактическая игра «Встань там, где скажу», сюжетно-дидактическая игра «Шофер». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Легко­вой автомобиль» Рисование: «Отре­монтируйте маши­не колеса» (педагог по ИЗО)

Продолжение табл.

           
Сентябрь III Закрепить у детей знания о назначении светофора и его цветах - красном и зеленом   Ситуация общения «Что я знаю о грузовом автомобиле». Дидактиче­ская игра «Угадай-ка, чем повезешь?». Дидактическая игра «Правильно - не­правильно» Прогулка. Знаком­ство с улицей (пе­дагог по краеведе­нию)
IV Продолжить форми­ровать пространственные представления Дидактическая игра «Разрешено - за­прещено». Путешествие на автобусе  
Октябрь I Знакомить детей с улицей, на какие она части делится Занятие 2. Целевая прогулка по теме «Знакомство с улицей». Цели: уточнить у детей пред­ставление об улице, дороге; дать знания детям с том, что улица делится на 2 части: проезжую часть (дорогу) и тротуар, где хо­дят люди; закреплять знания о грузовых и легковых автомоби­лях; уточнить знания детей о све­тофоре и значении его цветов Подвижная игра «Птицы и автомо­биль». Игра-имитация «Я - машина». Ситуация общения «Как я ехал на ав­тобусе» На участке по ПДД: знакомство с ули­цей (катание на ве­лосипедах) (инст­руктор по ФИЗО)
II Дать представление о том, чем отличается проез­жая часть от тротуара. Знакомить с правилами поведения на улице Ситуация общения «Что я видел на прогулке». Дидактическая игра «Иг­ра в поезд» Рисование: «Рельсы для паровозов» (педагог по ИЗО)
III Закрепить у детей знания о назначении светофора и его цветах Рассматривание иллюстраций «Улица». Дидактическая игра «Подбери по цвету»  
IV Закрепить у детей знания о транспорте и его отличиях. Продолжать знакомить с работой шофера, машиниста Конструирование «Широкая и узкая дорожки». Игра-имитация «Я шофер». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Грузовой автомобиль» Аппликация «Ва­гончики» (педагог по ИЗО)
Ноябрь I Знакомить детей с желтым цветом светофора Занятие 3. Три сигнала свето­фора., Цели: закрепить знания детей о светофоре и назначении его цветов; знакомить детей с жел­тым сигналом светофора; про­должить работу по ознакомлению Дидактические игры «Правильно - не­правильно», «Собери светофор». Си­туация общения «На чем надо ездить». Дидактическая игра «Поезд». Дидакти­ческая игра «Разрешено - запрещено» Прогулка. Наблю­дение за светофо­ром (педагог по краеведению)

Продолжение табл.

           
Ноябрь II Закрепить знания детей о светофоре и его значении детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре Ситуация общения «Шофер привез овощи в детский сад». Игра-имитация «Я светофор». Чтение произведения С. Михалкова «Если цвет зажегся крас­ный» Подвижная игра «Такси» (инструк­тор по ФИЗО)
III Продолжать знакомить с правилами поведения на проезжей части и на дороге Дидактическая игра «Собери свето­фор». Чтение произведения С. Маршака «Светофор». Пальчиковый театр «Све­тофор» Рисование: «Ши­рокая и узкая до­рожка» (педагог по ИЗО)
IV Закрепить знания о транс­порте и поведении в нем Ситуация общения «Мы едем в транс­порте». Чтение произведения А. Барто «Грузовик». Игровая ситуация «Вы­ставка машин»  
Декабрь I Закреплять у детей пред­ставления об улице, проезжей части и тротуаре Занятие 4. Грамотный пеше­ход. Цели: дать понятия детям о зна­чении слов «пешеход», «пеше­ходный переход»; знакомить с дорожным знаком «Пешеход­ный переход»; учить детей пра­вильно переходить улицу; закре­плять у детей знания о назначе­нии светофора; формировать у детей представления об ориен­тировке на дороге («посмотри налево», «посмотри направо») Конструирование «Светофор». Чтение произведения Б. Заходера «Шофер» Игры с музыкаль­ными инструмен­тами «Как звучит транспорт» (муз. руководитель)
II Продолжать формиро­вать представления об ори­ентировке в пространстве Дидактическая игра «Подойди туда, куда скажу, возьми то, что назову». За­учивание стихов о светофоре  
III Знакомить детей с прави­лами поведения на дороге и на тротуаре Дидактическая игра «Дети на прогул­ке». Ситуация общения «Мой друг -светофор». Конструирование «Собери знак» («Пешеходный переход») Рисование: «Колеса и светофоры» (пе­дагог по ИЗО)
IV Знакомить детей с прави­лами поведения на зимней дороге Ситуация общения «Как мы играем на улице зимой». Рассматривание ил­люстраций «Зимняя прогулка», «Ката­ние на коньках»  
Январь I Закрепить у детей пред­ставления о работе шофера Занятие 5. Осторожно: зимняя дорога. Дидактическая игра «Куда спрятался мишка». Сюжетно-ролевая игра «Шо- Игра-имитация «Я - машина»

Продолжение табл.

           
Январь   и о том, как правильно вести машину Цели: закреплять у детей зна­ния о том, как надо вести себя на дороге пешеходу; знакомить с правилами поведения на улице и дороге зимой, совершенство­вать знания детей об особенно­стях работы шофера; дать поня­тие детям о дорожном знаке «Дети» фер». Ситуация общения «Куда едут машины» с музыкальным сопровождением (муз. руководитель)
II Закрепить у детей знания о правилах поведения в транс­порте Ситуация общения «Скорая помощь». Дидактическая игра «Перевези пра­вильно». Игровая ситуация «Выставка машин». Чтение произведения «Айбо­лит» (отрывок). Беседа «Кто расчищает дорогу от снега» Развлечение «Ма­ленькие ножки бегут по дорожке» (узкие специали­сты)
III Закреплять у детей прави­ла поведения на тротуаре и на проезжей части зимой Ситуация общения «Милицейская ма­шина». Конструирование «Гараж для машины». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Милицейская ма­шина» Аппликация «Почини машину» (педагог по ИЗО)
IV Развивать у детей азы до­рожной грамоты Рассматривание пожарной машины. Чтение произведения С. Я. Маршака «Кошкин дом»  
Февраль I Закрепить у детей знания о дорожном транспорте и о его основных частях Занятие 6. Как транспорт лю­дям помогает. Цели: знакомить детей с тем, какие виды специализированных машин бывают (снегоуборочная, скорая, пожарная...); формиро­вать у детей представление о том, как машины людям помогают; закрепить с детьми знания о пра­вилах передвижения на дороге для пешехода и для шофера Дидактические игры «Покажи транс­порт, который назову», «Собери маши­ну». Конструирование «Автобус», «Ав­тобусная остановка». Чтение произве­дения В. И. Мирясовой «Скорая по­мощь» Ситуация общения «Улицы города» на основе макета (педагог по краеве­дению)
II Формировать у детей представление об отличии общественного транспорта Конструирование «Троллейбус». Си­туация общения «Что должен знать шофер». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Пожарная машина» Слушание: «Как звучит транспорт» (муз. руководитель)
III Формировать у детей представления о том, какие бывают машины и каково их значение в жизни человека Ситуация общения «Какие бывают ма­шины. Игровая ситуация «Едем в гости к бабушке на трамвае» (поведение в транспорте) Рисование: «Авто­бус»

Продолжение табл.

           
  IV Продолжать закреплять с детьми правила дорожного движения   Ситуация общения «Как я перехожу улицу с мамой». Конструирование «Ма­шины на нашей улице» (коллективно)  
  I Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улицы Занятие 7. Путешествие по городу на транспорте. Цели: знакомить детей с горо­дом, что в нем много улиц, до­мов, есть парки, детские сады, школы, цирк; дать представление, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, трол­лейбусе, трамвае, маршрутном такси; знакомить детей с особен­ностями движения общественно­го транспорта Сюжетно-ролевая игра «Автобус». Дидактическая игра «Собери знак». Чтение произведений В. И. Мирясовой «Автобус», «Троллейбус» Разучивание песен­ки «Мы в автобусе сидим» (муз. руко­водитель)
II Учить детей рассказывать о правилах поведения на до­роге другим детям Ситуация общения «Расскажи, что ви­дел на улице». Дидактическая игра «Собери светофор»  
III Учить детей применять зна­ния на практике, используя игровые и проблемные ситуа­ции по ПДЦ Ситуация общения «Что я знаю о моем любимом транспорте» Игровая ситуация «Едем на поезде на дачу» с музы­кальным сопрово­ждением (муз. ру­ководитель)
IV Совершенствовать зна­ния детей о назначении све­тофора и пешеходного пере­хода Сюжетно-дидактическая игра «Поезд». Игра «Поезд и туннель» Развлечение «Ма­ленькие ножки бе-, гут по дорожке» (инструктор по ФИЗО, муз. ру­ководитель)
Апрель I Закрепить знания детей о проезжей части улицы и о транспорте на ней Занятие 8. Помощники на до­роге. Цели: закрепить знания о рабо­те светофора и о назначении до­рожных знаков; закрепить знания о правилах поведения на проез­жей части для шофера и пешехо­да; учить применять правила на практике в игровой деятель­ности Ситуация общения «Если стоишь на остановке». Дидактическая игра «Най­ди цвет, который скажу». Чтение сти­хотворений о дорожных знаках  
  II Продолжать развивать умение наблюдать за движе­нием транспорта Подвижная игра «Воробышки и авто­мобиль» Рисование: «Рельсы для железной доро­ги» (педагог по ИЗО)

Окончание табл.

           
  III Совершенствовать зна­ния детей о светофоре и до­рожном знаке «Пешеходный переход»   Чтение произведения В.И. Мирясовой о транспорте. Игра-имитация «Я - шо­фер» Катание на велоси­педах (инструктор по ФИЗО)
IV Учить применять знания на практике и в игровой дея­тельности Подвижная игра «Воробышки и авто­мобиль». Игры-имитации «Я - пеше­ход», «Я - машина»  
Май I Закреплять знания детей о поведении на проезжей части Занятие 9. Осторожно: дорога (на транспортной площадке). Цели: учить детей применять полученные знания на практике; закрепить правила поведения на дороге, тротуаре, улице; зна­комить детей с правилами пере­движения на детских велосипедах Конструирование «Узкая и широкая дороги». Чтение произведений о свето­форе Игры на транс­портной площадке (инструктор по ФИЗО)
  II Совершенствовать зна­ния детей о правилах поведе­ния на тротуаре Дидактическая игра «Собери машину». Ситуация общения «Я перехожу улицу с мамой»  
  III Продолжать развивать у детей умение наблюдать за движением транспорта на дороге Дидактическая игра «Угадай, на чем повезем» Катание на велоси­педах (инструктор по ФИЗО)
» IV Закреплять правила пере­хода улицы Дидактическая игра «Собери свето­фор». Чтение произведений о светофо­ре и о дорожных знаках Игры на транс­портной площадке (инструктор по ФИЗО)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: