double arrow

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ


Развитие детей второй младшей группы позволяет проводить с ними планомерную работу по формированию основ музыкальной культуры на занятиях и в повседневной жизни.

Музыкальные занятия состоят из трех частей.

1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения. Цель - настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

2. Основная часть. Слушание музыки. Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художест­венно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать. Подпевание и пение. Цель- развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.

В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструмен­тами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.

3. Заключительная часть. Игра или пляска. Цель - доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых
действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них. На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 15 минут, исполь­
зуются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей
и особенностей каждого ребенка.

Цель музыкального воспитания: воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку; познакомить с тремя музыкальными жанра­ми: песней, танцем, маршем; способствовать развитию музыкальной памяти, формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать (см.: Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2008).

Слушание.

Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма); рассказывать, о чем поется в песне. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы -септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, дет­ских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

Пение.

Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) - ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произ­носить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково). '

Песенное творчество.

Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства ве­селых и грустных мелодий по образцу.


Музыкально-ритмические движения.

Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение). Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движе­ний: притоптывать попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музы­ку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения (с предметами, игрушками, без них).

Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бега­ют мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолеты, идет коза рогатая и др.

Формировать навыки ориентировки в пространстве.

Развитие танцевально-игрового творчества.

Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение движений, пере­дающих характер изображаемых животных.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, ба­рабаном, а также их звучанием; способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударных музыкальных инстру­ментах.

К концу года дети могут:

• Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).

• Замечать изменения в звучании (тихо - громко).

• Петь, не отставая и не опережая друг друга.

• Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).

• Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).

Форма организации музыкальной ' * деятельности Программные задачи Репертуар
Сентябрь
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки. Восприятие музыкальных произведений. Развивать у детей музыкальную отзывчивость. Учить различать разное настроение музыки (грустное, веселое, злое). «Весело - грустно» Л. Бетховена, «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. И. Чайковского, «Плакса, резвушка, злюка» Д. Б. Кабалевского.

Продолжение табл.

• Развитие голоса Воспитывать интерес к классической музыке. Различать низкие и высокие звуки «Птичка и птенчики» Е. Тиличеевой
Пение. • Усвоение песенных навыков. Учить петь естественным голосом, без выкриков, при­слушиваться к пению других детей. Правильно передавать мелодию, формировать навыки коллективного пения «Ходит осень», «Танец мухоморчиков», «Та­нец огурчиков» Т. Ломовой
Музыкально-ритмические движения. • Упражнения. • Пляски. • Игры Упражнять детей в бодрой ходьбе, легком беге, мяг­ких прыжках и приседаниях. Приучать детей танцевать в парах, не терять партнера на протяжении танца. Воспитывать коммуникативные качества у детей. Доставлять радость от игры. Развивать ловкость, смекалку «Марш» М. Журбина, «Пружинка» Е. Гнеси-ной, «Легкий бег в парах» В. Сметаны. «Колобок», р. н. м.; «Танец с листочками» А. Филиппенко. «Дождик» Н. Луконина, «Жмурки с Мишкой» Ф. Флотова
II. Самостоятельная музыкальная деятельность Использовать попевки вне занятий Колыбельная для куколки М. Красева
III. Праздники и развлечения Воспитывать эстетический вкус, создавать радост­ную атмосферу Вечер игр «Осенние забавы»
Октябрь
1* Музыкальные занятия. Слушание музыки. • Восприятие музыкальных произведений. • Упражнения для развития голоса и слуха Продолжить развивать у детей музыкальное воспри­ятие, отзывчивость на музыку разного характера. Учить воспринимать и определять веселые и грустные произведения. Знакомить с произведениями П. И. Чайковского, Д. Б. Кабалевского. Учить различать динамику (тихое и громкое звучание) «Ласковая просьба» Г. Свиридова, «Игра в ло­шадки» П. И. Чайковского, «Упрямый братиш­ка» Д. Б. Кабалевского, «Верхом на лошадке» А. Гречанинова. «Тихие и громкие звоночки», муз. Р. Рустамо-ва, ел. Ю. Островского
Пение. Усвоение песенных навыков Формировать навыки пения без напряжения, крика. «Ходит осень», «Дождик», р. н. м., обработка

Продолжение табл.

  Учить правильно передавать мелодию, сохранять инто­нацию Т. Топатенко
Музыкально-ритмические движения. • Упражнения. • Пляски. • Игры Упражнять детей в бодром шаге, легком беге с лис­точками. Учить образовывать и держать круг. Различать контрастную двухчастную форму, менять движения с помощью взрослых. Приучать детей танцевать в парах, не терять партнера. Учить ориентироваться в пространстве, реагировать на смену музыки. Учить играть, используя навыки пения «Ножками затопали» М. Раухвергера; «Хоро­вод», р. н. м., обработка М. Раухвергера; «Уп­ражнение с листочками» Р. Рустамова. «Колобок», р. н. м.; «Танец с листочками» А. Филиппенко. «Мишка» М. Раухвергера, «Дети и волк» М. Красева
II. Самостоятельная музыкальная деятельность Вызывать желание применять музыкальный опыт вне музыкальных занятий «Кукла танцует и поет»
III. Праздники и развлечения Создавать атмосферу радости, воспитывать эстетиче­ский вкус. Вызывать желание участвовать в празд­ничном действии «Зайка простудился» (кукольный спектакль)
Ноябрь
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки. • Восприятие музыкальных произведений. * * • Упражнения для развития голоса и слуха Воспитывать эмоциональную отзывчивость на му­зыку разного характера. Учить различать жанры (песня, танец, марш). Накапливать багаж музыкальных впечатлений, опыт восприятия музыки. Узнавать знакомые произведения. Различать высокое и низкое звучание Русские народные колыбельные песни. «Кама­ринская», р. н. п.; «Колыбельная» В. Моцарта, «Марш» П. И. Чайковского, «Вальс» С. Май-капара. «Чей домик?», муз. Е. Тиличевой, ел. Ю. Ост­ровского; «На чем играю?», муз. Р. Рустамова, ел. Ю. Островского
Пение. • Усвоение песенных навыков Продолжить формировать навыки пения без напря­жения, крика. «Новый год», муз. Ю. Слонова, ел. И. Михай­ловой; «Наступил новый год», «Дед Мороз», муз. А. Филиппенко, ел. Т. Волгиной

  Учить правильно передавать мелодию, сохранять инто­нацию. Петь слитно, слушать пение других детей  
Щзщксшъц0-]мтрущ^(>£р1щен1щ, ,r P, • Упражнения. 5 ,,, '•Пляски.- — - • Игры У п р а ж н я т ь детей в различных видах ходьбы, привы­кать выполнять движения в парах. Выполнять движения неторопливо, в темпе музыки. Учить танцевать без суеты, слушать музыку, удержи­вать пару в течение танца. Приучать мальчиков приглашать девочек и провожать после танца. Учить быстро реагировать на смену частей музыки сменой движений. Развивать ловкость, подвижность, пластичность «Погуляем» Т. Ломовой, «Ритмичные хлопки» В. Герчик, «Кружение в парах» Т. Вилькорей-ской; «Элементы парного танца», р. н. м., об­работка М. Раухвергера. «Раз, два, хлоп в ладоши» латвийская народная полька; «Пляска с сосульками», укр. н. м., об­работка М. Раухвергера. «Игра с сосульками», «Солнышко и дождик», муз. М. Раухвергера, Б. Антюфеева, ел. А. Барто
II. Самостоятельная музыкальная деятельность Ориентироваться в различных свойствах звука «Игра с большой и маленькой кошкой»
III. Праздники и развлечения Доставлять эстетическое наслаждение. Воспитывать культуру поведения, умение вести себя на празднике «Осенний праздник»
Декабрь
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: • Восприятие музыкальных произведений. !• '^п|йЙШнияг для развития голоса и слуха. i~"............ '-------------- ..... Закреплять умения слушать инструментальную му­зыку, понимать ее содержание. Обогащать музыкальные впечатления. Учить различать на слух песню, танец, марш. Узнавать знакомые произведения, высказываться о настроении музыки. Различать высоту звука в пределах интервала - чис­тая кварта. Развивать музыкальный слух «Полька», «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского, «Марш» Д. Шостаковича, «Солдатский марш» Р. Шумана. «Угадай песенку», «Эхо»

Продолжение табл.

Пение. • Усвоение песенных навыков Развивать навык точного интонирования несложных песен. Учить начинать пение сразу после вступления, петь дружно, слаженно, без крика. Слышать пение своих товарищей «Новый год», муз. Ю. Слонова, ел. И. Михай­ловой; «Нарядили елочку», муз. А. Филиппен­ко, ел. М. Познанской
Музыкально-ритмические движения. • Упражнения. • Пляски. •Игры Учить ритмично ходить, выполнять образные движе­ния. Выполнять парные движения, не сбиваться в «кучу», двигаться по всему пространству. Двигаться в одном направлении. Учить ребят танцевать в темпе и характере танца. Водить плавный хоровод, учить танцевать характер­ные танцы. Развивать ловкость, чувство ритма. Учить играть с предметами Ходьба танцевальным шагом, хороводный шаг. Хлопки, притопы, упражнения с предме­тами. Хоровод «Елочка», муз. Н. Бахутовой, ел. М. Александровской; танец конфеток, та­нец сахарных зайчиков, танец бусинок, танец фонариков; танец Петрушек, р. н. м., обработ­ка А. Быканова. «Игра со снежками», «Игра с колокольчиками» Т. Ломовой
II. Самостоятельная музыкальная деятельность Побуждать использовать музыкальную деятельность и в повседневной жизни «Угадай песенку»
III. Праздники и развлечения Вовлекать детей в активное участие в празднике «Новогодний праздник»
Январь
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки. • Восприятиемузыкальных произведений. Закреплять умение слушать инструментальные пьесы. Учить рассказывать о музыке, передавать свои впечат­ления в движении, мимике, пантомиме. Воспитывать стойкий интерес к классической и на­родной музыке. t «Ходила младешенька», р. н. п.; «Танец» В. Благ, «Мазурка» П. И. Чайковского, «Кама­ринская» М. Глинки.

Продолжение табл.

• Упражнения для развития голоса и слуха v. j4mt.Lr>>- Учить различать высоту звука в пределах интервала -чистая кварта. Развивать внимание «Ау», «Подумай и отгадай»
Пение. " • Усвоение песедрщдар^о** Развивать навык точного интонирования несложных песен. Приучать к слитному пению, без крика. Начинать пение после вступления. Хорошо пропевать гласные, брать короткое дыха­ние между фразами. Слушать пение взрослых «Зима», муз. В. Карасёвой, ел. Н. Френкель; «Мы - солдаты», муз. Ю. Слонова, ел. В. Май­кова; «Мамочка моя», муз. И. Арсеева, ел. И. Черницкой; «Снег-снежок»
Музыкально-ритмические движения. • Упражнения. • Пляски. • Игры Учить ритмично двигаться бодрым шагом, легко бе­гать, выполнять танцевальные движения в паре. Удерживать пару до конца движений. Двигаться по кругу в одном направлении. Не сталкиваться с другими парами. Учить танцевать в темпе и характере танца. Водить плавный хоровод, не сужая круг. Выполнять слаженно парные движения. Развивать ловкость, внимание. Учить реагировать на смену частей музыки сменой движений «Ходьба танцевальным шагом в паре» Н. Александровой, «Бодрый шаг» В. Герчик, «Легкий бег» Т. Ломовой; «Элементы танца с платочками», р. н. м., обработка Т. Ломовой. «Танец с платочками», р. н. м., обработка Т. Ломовой; «Весенний хоровод». «Трубы и барабан», муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Островского
II. Самостоятельная музыкальная деятельность Побуждать использовать музыкальную деятельность и в повседневной жизни «Игра с большой и маленькой кошкой»
III. Праздники и развлечения Вовлекать детей в активное участие в празднике «Рождественские развлечения»
Февраль
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки. * Восприятие музыкальных произведений. Обогащать музыкальные впечатления детей. С помощью восприятия музыки способствовать общему эмоциональному развитию детей. «Менуэт» В. Моцарта, «Ежик» Д. Б. Кабалев­ского, «Лягушка» В. Ребикова, «Сорока» А. Лядова.

Продолжение табл.

• Упражнения для развития голоса и слуха Воспитывать доброту, умение сочувствовать друго­му человеку. Учить высказываться о характере музыки. Развивать тембровый и звуковой слух «Гармошка и балалайка», муз. Е. Тиличеевой, ел. М. Долинова; «Чудесный мешочек»
Пение. • Усвоение песенных навыков Развивать навык точного интонирования. Учить петь дружно, без крика. Начинать петь после вступления. Узнавать знакомые песни по начальным звукам. Пропевать гласные, брать короткое дыхание. Учить петь эмоционально «Песенка о бабушке», «Песенка о весне», муз. Г. Фрида, ел. Н. Френкель; «Мамочка моя», муз. И. Арсеева, ел. И. Черницкой
Музыкально-ритмические движения. • Упражнения. • Пляски. • Игры Учить ритмично ходить, выполнять образные движе­ния, подражать в движениях повадкам персонажей. Держать пару, не терять ее до конца движения. Учить танцевать в темпе и характере танца. Слаженно выполнять парные движения. Подражать повадкам мотыльков, птиц, цветов. Развивать ловкость, внимание, чувство ритма. Воспитывать коммуникативные качества «Ходьба танцевальным шагом в паре» Н. Александровой, «Легкий бег» Т. Ломовой. «Птички» А. Серова, «Мотыльки» Р. Рустамо-ва. Упражнения с цветами. «Танец с платочками», р. н. м., обработка Т. Ломовой; «Танец с цветами» М. Раухверге-ра, «Танец мотыльков» Т. Ломовой, «Танец птиц» Т. Ломовой, «Танец цветов» Д. Кабалев­ского. «Мотыльки» М. Раухвергера; «Игра с матреш­ками», р. н. м., обработка Р. Рустамова
II. Самостоятельная музыкальная 'Деятельность Побуждать детей использовать знакомые песни в играх «Мы - солдаты», муз. Ю. Слонова, ел. В. Мал-кова
III. Праздники и развлечения Вовлекать детей в активное участие в праздниках «Мы - защитники»
Март
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки. • Восприятие музыкальных произведений. Продолжать развивать музыкальную отзывчивость на музыку различного характера. Учить высказываться о характере музыки. 1------------------------------------------------------------------------------------------------ 1--------------------------------------- ' «Дождик-дождик» А. Лядова, «Грустный дож­дик» Д. Б. Кабалевского, «Ходит месяц над лу­гами» С. Прокофьева, «Березка» Е. Тиличеевой.

Продолжение табл.

• Упражнения для развития голоса и слуха Узнавать знакомые произведения по вступлению. Учить сравнивать произведения с близкими назва­ниями. Различать короткие и длинные звуки, определять движение мелодии «Мы идем с флажками», муз. Е. Тиличеевой, ел. М. Долинова; «Лесенка» Е. Тиличеевой
Пение. Усвоение песенных навыков Учить ребят петь эмоционально, выразительно. Приучать к групповому и подгрупповому пению. Учить петь без сопровождения с помощью взрослых «Самолет», муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Найдё­новой; «Машина», муз. Т. Попатенко, ел. Н. Найдёновой; «Песенка о весне», муз. Г. Фрида, ел. Н. Френкель; «Солнышко», муз. Т. Попатенко, ел. Н. Найдёновой
Музыкально-ритмические движения. Упражнения. • Пляски. • Игры Закреплять навыки движений, умение двигаться в характере музыки. Учить передавать в движениях повадки животных. Свободно (с помощью взрослых) образовывать хоровод. Исполнять пляску в парах. Учить создавать игровые образы. Прививать коммуникативные качества «Марш» Э. Парлова, «Кошечка» Т. Ломовой, «Деревья качаются», «Элементы парного тан­ца» В. Герчик. «Хоровод», «Парная пляска» В. Герчик. «Воробушки и автомобиль» М. Раухвергера
II. Самостоятельная музыкальная деятельность Побуждать детей использовать музыкальные игры в повседневной жизни «Солнышко и дождик», муз. М. Раухвергера, Б. Антюфеева, ел. А. Барто
III. Праздники и развлечения Создавать радостную атмосферу. Воспитывать любовь к маме, бабушке, детям «Праздник мам»
Апрель
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки. • Восприятие музыкальных произведений. Учить ребят слушать не только контрастные произве­дения, но и пьесы изобразительного характера. Накапливать музыкальные впечатления. «В поле» А. Гречанинова, «Колдун» Г. Свири­дова, «Танец лебедей» П. И. Чайковского, «Нянина сказка» П. И. Чайковского.

Продолжение табл.

• Упражнения для развития голоса и слуха Узнавать знакомые музыкальные произведения по начальным тактам. Знакомить с жанрами в музыке. Подбирать инструменты для оркестровки. Учить различать высоту звука, тембр музыкальных инструментов «На чем играю?», муз. Р. Рустамова, ел. Ю. Островского; «Тихие и громкие звоноч­ки», муз. Р. Рустамова, ел. Ю. Островского
Пение. Усвоение песенных навыков Учить петь естественным голосом, без крика, эмоцио­нально, выразительно. Передавать в пении интонации вопроса, радости, удивления. Развивать певческий диапазон до чистой кварты «Что же вышло?», муз. Г. Левкодимова, ел. В. Карасевой; «Веселый танец», муз. Г. Левкодимова, ел. Е. Каргановой; «Есть у солнышка друзья», муз. Е. Тиличеевой, ел. Е. Каргановой
Музыкально-ритмические движения. • Упражнения. • Пляски. • Игры Закреплять навыки движений (бодрый и спокойный шаг, хоровод). Учить имитировать движения животных. Свободно ориентироваться в пространстве. Делать и держать круг из пар, не терять свою пару. Не обгонять в танце другие пары. Воспитывать коммуникативные качества. Учить импровизировать простейшие танцевальные движения «Марш» Е. Тиличеевой, «Цветочки» В. Кара­севой; «Муравьишки», «Жучки», «Поезд», муз. Н. Метлова, ел. Е. Каргановой. «Парная пляска» Т. Вилькорейской. «Ходит Ваня», р. н. п., обработка Т. Ломовой
.11. Самостоятельная музыкальная деятельность Использовать музыкальные игры в повседневной жизни «Кот и мыши» Т. Ломовой
III. Праздники и развлечения Воспитывать внимание, уважение к другим детям День именинника
Май
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки. • Восприятие музыкальных произведений. Продолжать развивать музыкальную отзывчивость на музыку различного характера. «Баба Яга», «Камаринская», «Мужик на гар­монике играет» П. И. Чайковского, «Труба и барабан» Д. Б. Кабалевского.

Окончание табл.

• Упражнения для развития голоса и слуха Учить высказываться о характере музыкальных про­изведений. Узнавать знакомые произведения по начальным тактам. Сравнивать контрастные произведения. Определять характер героев по характеру музыки. Знакомить с возможностями музыкальных инстру­ментов. Различать звуки по высоте, вторить эхом «Ау», «Сорока-сорока», русская народная при­баутка
Пение. • Усвоение песенных навыков Учить петь эмоционально, спокойным голосом. Учить петь и сопровождать пение показом ладоней. Точно интонировать в пределах чистой кварты «У реки», муз. Г. Левкодимова, ел. И. Чернич­кой; «Что же вышло?», муз. Г. Левкодимова, ел. В. Карасевой; «Есть у солнышка друзья», муз. Е. Тиличеевой, ел. Е. Каргановой
Музыкально-ритмические движения. • Упражнения. - # • Пляски. • Игры Закреплять навыки движений, разученных в течение года. Гудеть, как машина, паровоз. Легко бегать на носочках. Держать пару, не обгонять другие пары. Выполнять движения в характере танца. Прививать коммуникативные качества. Слышать динамику в музыке «Танцевальный шаг», бел. н. м.; «Воротики» Э. Парлова, Т. Ломовой; «Машина» Т. Ломо­вой, «Дождинки» Т. Ломовой, «Легкий бег» Т. Ломовой. «Янка», бел. н. м. «Найди игрушку» Р. Рустамова
II. Самостоятельная музыкальная деятельность Использовать музыкальные игры в повседневной жизни «Зайцы и медведь» Т. Попатенко, «Кошка и котята» М. Раухвергера
III. Праздники и развлечения Создавать радостную атмосферу, воспитывать вни­мание к другим детям День именинника



Сейчас читают про: