Важнейшие открытия в области генетики человека

Год Научное открытие Исследователи
  Корпускулярная наследственность. Законы наследования Г. Мендель
  Близнецовый метод Ф. Гальтон
  Открытие менделирующих полиморфных признаков человека (групп крови системы АВ0) К. Ландштейнер
  Биохимическая изменчивость человека. врождённые ошибки метаболизма А. Гаррод
  Хромосома как носительница генов В. Саттон и Т. Бовери
  Локализация генов человека на хромосоме Е. Вильсон
  Хромосомная теория наследственности Т.Г. Морган и др.
  Установление мутагенного действия рентгеновских лучей Г. Меллер
  Концепция полиморфизма Э. Форд
  Мобильные генетические элементы Б. МакКлинток
  Открытие полового хроматина М. Барр и Л. Бертрам
  Структура ДНК Дж. Уотсон и Ф. Крик
  Роль инфекционных болезней в формировании генофонда человека А. Эллисон
  Ферментный синтез РНК и ДНК О. Очоа и А. Корнберг
  Установление числа хромосом у человека Ж. Тио и А. Леван
  Установление роли гена в определении последовательности аминокислот в белковой молекуле В. Ингрем
  Хромосомная аберрация как причина врождённой аномалии у человека (синдром Дауна) Ж. Лежен и др.
  Установление роли Y-хромосомы в определении пола у человека Ч. Форд и П. Джекобс
  Приготовление хромосомных препаратов из лейкоцитов периферической крови П. Мурхед
  Биохимический скрининг Р. Гатри
  Открытие генетического кода М. Ниренберг
  Неизбирательная инактивизация одной из Х-хромосом у особей женского пола Е. Бейтлер
  Дородовая диагностика хромосомных болезней М. Стил и В. Брег
  Дифференциальное окрашивание хромосом Т. Касперсон, А.Ф. Захаров
  Искусственное синтезированный ген Х.Б. Корана
  Молекулярно-генетическая диагностика Я. Канн
  Метод полимеразной цепной реакции К. Муллисон
  Метод ДНК-дактилоскопии А. Джеффрис
  Однородительская дисомия у человека Дж. Спенс и др.
  Патологическая анатомия генома человека как новая парадигма медицины В. МакКьюсик
  Первые успешные попытки генотерапии наследственных и ненаследственных (опухоли и инфекции) заболеваний А. Андерсон
  Геномный импринтинг и болезни инмпринтинга Дж. Холл
  Болезни экспансии тандемных повторов А. Веркерк и др.
  Классификация митохондриальных болезней Д. Уоллес
1989-1999 Расшифровка геномов многих организмов  
  Секвенирование генома человека Результат международного сотрудничества

В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что орга­низм является результатом сложного взаимодействия генетической программы, унаследованной от родителей, и разнообразных, по­стоянно меняющихся условий внешней среды.

Генетическая программа, с одной стороны, передаваясь из по­коления в поколение, обеспечивает воспроизведение типологи­ческих характеристик человека как представителя биологического вида и унаследование некоторых, в том числе и патологических, признаков родителей. С другой — создает каждый раз (на основе генетических явлений и закономерностей) уникальную в своей генотипической индивидуальности особь.

Многовековой опыт медицины убедительно свидетельствует об индивидуальном характере течения патологии. Именно в силу это­го выдающийся русский терапевт М. Я. Мудров учил молодых вра­чей исходить из принципа «лечить не болезнь, а больного». Инди­видуальный характер заболевания, проявляющийся в темпах раз­вития болезни, интенсивности патологического процесса, специ­фичности его протекания, исходе заболевания и т.д., во многом обусловлен генетической уникальностью каждого человека, непов­торимыми путями реализации генетической программы.

Каждое заболевание характеризуется наличием типических па­тологических процессов. Исследование генетического контроля некоторых типических патологических процессов выявило значи­мую роль генетической конституции в их развитии и реализации. Начало патологического процесса не всегда приводит к выражен­ному заболеванию, алишь при определенных условиях переходит в развернутую форму. Возможность такого перехода обусловлена и неблагоприятными внешними (средовыми) условиями (переохлаж­дением, недоеданием, эмоциональным или психическим стрес­сом и др.), и генетической конституцией организма.

Наследственная информация, реализующаяся в процессе ин­дивидуального развития организма, обеспечивает формирование всех признаков и свойств, но не как стабильных, неизменных по отношению к среде, а способных к определенной изменчивости. Размах возможной вариабельности ответов на любые воздействия генетически детерминирован. В генетической конституции организма заложена способность сохранять постоянство внутренней среды при колеблющихся внешних условиях. Значение наследственных фак­торов в поддержании гомеостаза организма заключается в том, что они определяют норму реакции на внешние воздействия. Под нормой реакции понимают границы возможных ответов при раз­ных условиях среды. Эти границы определяются работой наслед­ственного аппарата.

Значение генетики для медицины проявляется в возможности, а на современном этапе развития медицины и необходимости бо­лее полного понимания природы различных заболеваний и пато­логии в целом. Успехи в области генетики человека и медицинской генетики оказали большое влияние на многие разделы медицины. Для многих групп патологий кардинально меняются либо допол­няются и уточняются представления и знания о роли генетических факторов в этиологии и патогенезе заболеваний.

Благодаря успехам медицинской науки и научно-техническим достижениям последних лет возрастает процент распознавания генетически обусловленной патологии в структуре заболеваемо­сти, смертности и инвалидизации населения. Так, в странах с раз­витой системой здравоохранения генетические факторы обуслов­ливают:

80 %умственной отсталости;

70 % врожденной слепоты;

50 % врожденной глухоты;

40-50 % спонтанных абортов и выкидышей;

20-30 % младенческой смертности.

Среди причин госпитализации детей в неспециализированные больницы наследственные болезни составляют от 20 до 40 % всех случаев. Другими словами, в среднем каждый четвертый ребенок, поступивший в больницу общего профиля, — это ребенок с наследственной патологией. Естественно, что среди детей с умствен­ной отсталостью, тугоухостью, глухотой и потерей зрения боль­ных с наследственными заболеваниями гораздо больше.

Роль медицинской генетики в системе медицинских наук ста­новится тем более существенной в условиях значительных антропотехногенных изменений среды обитания человека и изменений популяционно-демографических характеристик населения.

Человечество сталкивается с новыми факторами среды, никог­да не встречавшимися на протяжении всей его эволюции, испы­тывает все возрастающие нагрузки социального и экологического характера, в связи с чем становится более очевидной ранее скры­тая генетическая изменчивость людей, проявляющаяся в виде но­вых форм патологии и широко распространенной патологии не­инфекционной этиологии. Развитие радио- и телекоммуникаций, улучшение инфраструктуры мест обитания человека (например, развитие сети дорог), связанные с научно-техническим прогрес­сом, приводят к изменению брачной практики, распадам ранее изолированных популяций, существенным изменениям миграци­онных тенденций населения, что обусловливает значительное пе­рераспределение генов (в том числе и патологических) и, следо­вательно, приводит к существенному изменению частоты наслед­ственных и ненаследственных заболеваний в популяциях человека.

Развитие генетики, которая достигла в последние годы небыва­лых успехов, предопределяет рождение нового подхода к осмыс­лению не только медицинских, но и психологических, педагоги­ческих и других проблем, связанных с человеческим фактором. Предварительные результаты близнецовых и семейных исследова­ний, направленных на изучение вклада генетических факторов в формирование свойств темперамента и некоторых личностных осо­бенностей, сегодня подтверждаются результатами молекулярно-генетических исследований. Исследования генетического контро­ля некоторых иейромедиаторных систем мозга позволили обнару­жить и идентифицировать генетические системы, формирующие основы и механизмы памяти, способствующие развитию аддиктивного или агрессивного поведения. Очевидно, что формирова­ние у ребенка (как нормального, так и аномального) адекватного поведения, выработка определенных навыков, адаптация и про­цессы обучения должны проводиться на основе понимания при­чин, структуры дефектов и характера их взаимодействия с други­ми системами организма. Понимание проблем возникновения и становления аномалии у ребенка является предпосылкой успеш­ного и квалифицированного педагогического воздействия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: