В педагогике М.О. методы – совокупность пед. способов, направленных на решение задач и освоение содержания муз-ого обр-ия (в широком смысле слова). В узком смысле слова метод – это то или иное ср-во, прием, направление на развитие опыта эмоц-но-ценностного отношения к м-ке, культуры чувств, на освоение муз-ых знаний, умений и навыков, опыта муз-ой учебно-тв-ой деят-ти, на форм-ие муз. интересов, потребностей, вкуса; общих и муз-ых способностей, памяти, мышления, воображения и др.
МЕТОДЫ.
I.ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.
Метод сравнения. Он широко применяется в М.О., т.к. отвечает слуховой природе муз-ого иск-ва и предполагает наблюдение за контрастными и тождественными эл-ами муз-ой ткани на всех ее уровнях. Контрасты прослеживаются в различных способах организации муз. ткани в инстр. и вок. музыке, в том числе вертикальное и горизонт-ое письмо, гомофония и полифония, унисон и многоголосное построение, тема и окружающий ее фон и т.д.
На муз. занятиях метод сравнения выступает в самых различных модификациях:
|
|
Метод выявления сходства и различия. Этот метод может быть использован начиная от восприятия и осознания малейших строительных эл-ов м-ки вплоть до различения полной несхожести или значительной близости тв-их стилей разных композиторов;
Метод идентификации – отождествление предметов, объектов, явл-ий, процессов, их опознание (узнавание знакомого произв.-ия среди других);
Метод перекодирования – представление содержания в иной знаковой сис-ме.
Методы наглядно-слухового показа в слушат-ой деят-ти выражаются в демонстрации учащимися к-л муз. произ-ия (ср-ва выраз-ти, исполнит-их интерпретаций и др.). Те же методы в исполнит-ой деят-ти представлены показом не только определенного муз. произв., но и необ-мого кач-ва певческого звучания, способов его достижения в живом исполнении.
Словесные методы при рассмотрении конкретного муз-ого явления имеют двоякое предназначение. С одной стороны, они помогают уч-ся осмыслить, осознать полученные муз-слуховые представления и перевесит их в привычную для них словесную форму. С другой – оперировать в своих рассуждениях общепринятыми муз-ми терминами. При этом важное значение имеет образная сторона словесного высказывания.
II.СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ.
Это методы, охватывающие разные виды муз-ой деят-ти уч-ся.
Метод эмоц-ой драматургии на уроке м-ки. Этот метод направлен на создание урока, в кот-ом имеет место определенное драматургическое решение:
· Некая интродукция, вступление, где обозначается вектор эмоц-ой направленности всего урока;
· Построение композиции, органично сочетающей контрасты и сходства различных по х-ру муз. произ-ий, видов муз. деят-ти уч-ся, форм работы, муз. произв., исполняемых учителем и детьми;
|
|
· Наличие эмоц-эстетич-ой кульминации урока, связанной со слушание или исполн-ем самими уч-ся яркого худ. произв-ия;
· Заранее продуманное завершение урока произв-ем определенного настроения и х-ра, логически завершающим общую муз. композицию занятия.
Метод эмоц. драматургии не означает необ-ти точного следования схеме, это лишь некое теоретическое построение, допускающее любые варианты, творчески создаваемые самим учителем в зависимости от его муз-пед-кой фантазии, проф. возможностей, уровня муз-го и общего развития уч-ся, условий проведения занятий.
Метод забегания вперед и возвращения к пройденному на новом уровне. Направлен на установление самых разнообразных связей между темами программы, конкретными муз. произ-ями, к-й форм-ется муз-ыми умениями и навыками.
Метод муз-го обобщения направлен на усвоение уч-ся ключевых знаний, направленных на развитие муз-го мышления.
Метод размышления о музыке. В данном методе, должна ощущаться четко сформулированная учителем задача; постепенное совместно с уч-ся решение этой задачи; окончательный вывод, к-ый и произнести должны сами уч-ся.
Метод создания композиций направлен на сочетание разных видов муз-ой деят-ти: слушание м-ки, хоровое и сольное пение, игра на элементарных муз-ых инстр-ах, игра в 4 руки с учителем, движение под м-ку при исполнении одного и того же муз-ог произв-ия.
Метод создания худ-го контекста направлен на развитие муз-ой культуры уч-ся блогадаря выходам за пределы м-ки: обращение к смежным видам иск-ва, истории, окружающей природе, к тем или иным жизненным ситуациям.
ФОРМЫ.
I.УРОК М-КИ - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБЩЕГО М. О.
Общепедагогические требования к уроку м-ки:
· Направлен на решение воспитательных, обучающих и развивающих задач;
· Сочетает в себе коллективную, групповую и индивидуальную форму занятий с уч-ся;
· Его содержание определяется программой, принятой к руководству и вместе с тем допускает и предполагает творч-ий подход учителя к ее реализации, исходя из конкретных условий проведения занятий, муз-го опыта и способ-ей детей, профессиональных предпочтений учителя м-ки, направленности учреждений общеобраз. типа;
· На каждом уроке происходит с теми или иными акцентами обогащение опыта эмоц-но-ценностного отношения уч-ся к м-ке, усвоение нового или/и закрепление уже известных знаний, развитие умений слышать и исполнять м-ку, усвоение исполн-их и слушател-их навыков, углубление опыта муз-тв-ой учебной деят-ти;
· Содетжит в той или иной форме педагогическое наблюдение и контроль учителя за общим и муз. развитием уч-ся.
Специфика урока М. как урока иск-ва обусловлена:
· Непосредственным обращением уч-ля и уч-ся к живому образному звучанию м-ки;
· Воздействием м-ки на духовный мир ребенка, его мировосприятие, мироощущение;
· Возможностью пережить состояние единения с другими в процессе колл-ой муз-ой деят-ти;
· Возможностью оказывать арттерапевтич, коррекционное воздействие средствами м-ки на психическое состояние ребенка, в том числе на детей с отклонениями в развитии;
· Насыщенностью урока муз-тв-им началом в его различных проявлениях;
· Личностью уч-ля, выступающего на уроке разносторонним музыкантом и организатором муз-ой деят-ти детей;
· Возможностью уч-ся ощущать себя исполнителем, слушателем, композитором, способным выразить себя в м-ке;
· Стремлением уч-ля м-ки к построению и организации урока по законам ис-ва.
Содержание и организация уроков м-ки определяются программой по данному предмету. Любая программа состоит из двух частей: пояснительной записки, определяющей цели и задачи, а также излагающей краткую хар-ку учебного предмета, и содержания программы, в кот. раскрываются учебные темы по годам обучения, муз. репертуар, требования к уровню муз. развития уч-ся.
|
|
Урок М. должен быть всегда целостным, объединяющим все его эл-ты в единое понятие: м-ка, муз-ое иск-во…
Цель урока определяется тематизмом учебной программы в целом и темой конкретного урока в частности. Поэтому содержание и характер тематизма обусловливают заложенный в данной программе муз-педагогический подход к выстраиванию целостности урока.
II.ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕШКОЛЬНАЯ МУЗ-АЯ РАБОТА.
РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ внеклассной и внешкольной работы с уч-ся, основанны на принципе добровольности. Задача – предоставл. каждому ребенку max возможность реализовать свои муз-ые интересы, потребности, влечения в той или иной обл-ти муз. иск-ва.
Как во внеклассных, так и во внешкольных занятиях сущ-ют стабильные формы, как хоровые, оркестровые колл-вы, ансамбли, муз-ые классы, студии, разнообразные клубные объединения уч-ся, создаваемые в соответствии с их муз-ми интересами, а также муз-ые театры. Массовые муз-просветительские формы, проводимые школой или внешкольным учреждением. Это – разнообразные муз-ые праздники, лекции-концерты, муз-ые игротеки. Их главное отличие от стабильных форм внеклассной и внешкольной работы заключается в том, что они ориентированы на всех детей. Они нерегулярны. Цель таких занятий – пробудить у уч-ся интерес к м-ке и муз. занятиям, способствовать расширению их муз-го кругозора.
III.МУЗ-ОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ УЧ-СЯ.
Муз-ое самообр-ие уч-ся рассматривается как их самостоятельная, индивидуальная тв-ая работа. Реализуется в двух основных аспектах:
· Самообр, направл. на самостоятельное усвоение того материала, кот-ый имел место на муз-ых занятиях, проводимых под руководством уч-ля музыки;
· Сомообр-ие, содержание кот-го выходит за рамки, определяемые уроками м-ки или другими формами, осуществляемыми под руководством педагога-музыканта.