Психологическая сущность творчества и развитие креативности в муз.-педагог. процессе

Определения творчества включают в себя самый широкий круг его проявлений: от создания нового, в качестве результата творческой деятельности до процесса поиска решений, от особых творческих способностей до навыков творческой деятельности.

Креативность – англоязычный аналог творчества. Это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.

Креативность имеет прямое отношение к музыкальной деятельности и сознанию. Это творческое преобразование жизненных переживаний и явлений. Отсюда следует – музыка является особым даром внутреннего развития креативности сознания человека.

Первые музыкальные и интонационно-пластические открытие ребенка в раннем детстве – «наивная креативность», т.е. естественное спонтанное самовыражение на фоне отсутствия стереотипов. Этот вид креативности угасает по мере накопления моделей и стереотипов музыкальной деятельности.

Развиваясь, ребенок и его музыкальное сознание неизбежно перестраивается на иного рода появление креативность - «культурную креативность», которая развивается в опоре на разнообразный опыт и мотивацию к творческой деятельности.

С началом обучения в школе креативность «падает», что отмечается многими исследователями. Эта проблема многофакторна. Но попытаться уменьшить этот провал - важная задача педагога-музыканта.

Если иметь в виду широкое понимание творчества как особое отношение к реальности, то возможности учителя музыки многократно возрастают. В музыкально-педагогическом процессе предостаточно места для создания привычек к творчеству: это не только собственно творческие задания, но и поддержание творческого отношения к исполнению и т.д.

Цель творчества – энерговыигрыш (В.Е. Вифляев), а сущность – опосредствование (нахождение нового средства-опосредования в выражении переживаний).

По мнению психолога В.Н. Дружинина – креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. По его данным, для формирования креативности необходимы следующие условия: 1)отсутствие образца регламентированного поведения; 2) наличие «+» образца творческого поведения; 3) создание условий для подражания творческому поведению; 4) социальное подкрепление творческого поведения.

Признаки и оценки креативной личности или конкретного решения включают в себя (Дж. Гилфорд, П. Торренс): восприимчивость к проблемам или творческим ситуациям; беглость генерирования идей, их ассоциативность и свобода выражения; спонтанная и адаптивная гибкость, оригинальность и разработанность образов или идей.

Все они могут проявляться как в исполнительской, композиционной или импровизационной деятельности, так и в процессе слушания музыки, размышления о ней.

Барьеры для проявления креативности – внутренняя или внешняя цензура, конформизм, ригидность мышления, стереотипность мыслей, импульсивность мыслей (непродуманное, неадекватное мышление), познавательный эгоцентризм (неспособность перейти от одной точки зрения к другой, менять познавательную перспективу).

Педагогические условия развития творческих потенций личности в музыкально-педагогическом процессе. Задача – устранение барьеров и препятствий на пути креативности (страх перед ошибкой, стереотипы социального проявления, низкая самооценка, негативные эмоции и т.д.).

Для выполнения этой задачи необходимы: принятие личности, со всеми ее индивид-ми особенностями, поощрение и побуждение к творческому проявлению; приоритет невербальных методов передачи музыкального опыта и опыта творческой деятельности; педагогическая стимуляция латерального и ассоциативного мышления (позволяет привлечь к постижению и исполнению музыки всю полноту жизненного опыта, найти многочисленные связи музыки с далекими от нее предметами и явлениями); поощрение дивергентного выдвижения идей (веерообразное музыкальное мышление) и т.д.

Истинный результат развития креативности личности и опыта музыкально-творческой деятельности учеников может быть проявлен не сразу, а отсрочен во времени жизни.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: