Проблема общения в муз.-пед. процессе

Есть мнение, что человек музыкальный как вид эволюционировал из родового свойства человек общительный. Музыка и пение, в этой концепции, родились как язык общения в обществе, в процессе автокоммуникации, в обращении к высшим силам природы, к Богу.

Общение - это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Общение - понимается как психическаяя функция, обеспеч. развитие психики и сознания человека через разнообразные формы и процессы взаимодействия с обществом, отдельными людьми, внутренним миром личности.

В филогенезе общение как функция и род психич. деятельности родилось из опыта практического взаимодействия людей и совместных действий и лишь позже приобрела самостоят. ценность, самостоят. потребность в контакте с другими людьми.

Удовлетворение этой потребности психики связано с удовлетворением чувства радости. Радость как стимул развития способности к общению особенно заметна в наблюдении за детьми раннего возраста (комплекс оживления первых недель). И уже этот комплекс становится базовым для дальнейшего развития как способности к общению, так и к познанию мира вообще (через радостный интерес к окружающим).

Стадии развития общения:

· непосредственно-эмоцион. общение вне практич. сотрудничества с партнером (от рождения до 1.5 лет);

· предметно-действенное общение (1.5 - до старш. школ. возраста);

· овладение функцией речи;

· ролевое и наглядно-действ. общение (5-7 лет);

· вниситуативное, интимноличн. общение (6-8 до подрост.).

Ранний детский опыт особой эмоц-ой псих связи, возникающей при пении ребенку любящими родителями, накладывает отпечаток на все последующее муз-ое и не муз-ое развитие.

В младшем возрасте (дошк.) одним из важнейших станов. предметно-действенное общение (через предмет, к-либо инструмент). Задача педагога и родителя – не мешать освоению игрушки.

Подходя в своем развитии к школьному возрасту, ребенок проживает следующие стадии развития общения: ролевое и наглядно-действенное. Вот тогда органичным для его психики является общение «в роли» ученика.

Пик внеситуативного, интимноличностного общения приходится на подрост. возраст (дружба, симпатия). Язык музыки также становится языком такой коммуникации. Сама музыка становится и Собеседником, партнером по общению. Радостный, даже «эйфорический» фон общения с музыкой способствует, как показано в исследовании Н.Э. Таракановой, развитию музыкальной одаренности.

Развитие функции общения от стадии к стадии напрямую сказывается на возможностях активизации той или другой сторон муз.-образ. процесса.

Коммуникативные позиции учащихся-музыкантов (Г.С. Тарасов): эгоцентрическая (ориентированная на излюбленные, закрепившиеся в памяти интонации-эталоны), и дентифицирующая (поиск «героя для подражания», скрытой или явной идентификации с ним), д иалогическая (ориентированная на Другого, на «стремление обнаружить в музыке не только отражение своего внутреннего мира, но и нечто отличающееся от него»).

Типы или уровни общения были изучены (А.Б. Добрович).

Манипулятивное (примитивное) общение. Это общение с целью получения выгоды при абсолютном отсутствии интереса к потребностям партнера по общению.

Стандартизованное (общение «масками») – нет личностного контакта, только ритуал.

Конвенциональное общение (договорное), предполагающее распределение определенных «ролей», в оговоренном стиле. Общение «в роли» еще не является личностно-значимым, приносящим настоящую радость. Хотя с освоения роли учителя может начаться путь к настоящему Учительству.

Деловое – выполнение какого-либо задания. Общее дело объединяет партнеров по общению, делает их интересными друг для друга, хотя бы в этом пространстве общей деятельности. Деловое общение связывает в музыкальном образовании коллег, учителя и взрослых учеников, учащихся, работающих вместе над произведением, например, в ансамбле.

Игровое (общение как игра). характеризуется наличием цели в самом себе, то есть такое общение организуется ради общения и ради получения радости от него. С игрового общения начинается интимно-значимое личностно-обогащающее общение. Этот и последующие уровни реализуемы в муз-пед процессе.

Аутентичное – интерес к индивид-ти другого; такое общение может позволить себе педагог Мастер. Это общение индивидуальностей, с интересом к индивидуальности другого, с принятием и самораскрытием (в противоположность самопредъявлению при общении «масками»).

Духовное – выходит за грань личности и дает опыт расширения сознания – может являться высшей целью.

Все названные типы-уровни общения пронизывают ткань музыкально-педагогического процесса, они могут быть отнесены как к общению между людьми, учителем и учащимися, так и к общению с музыкой, ведь музыка является полноправным квазисубъектом общения. А вот тяготение к тому или иному типу общения зависит от самой личности и, заметим, в первую очередь, личности учителя.

Как подготовиться к муз-пед общению? – ответив себе на 3 вопроса: зачем? (мотивационный аспект коммуникации), в чем? (смысл), как? (коммуниативно-исполнительский).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: