М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Творческий метод, жанр, особенности психологизма

Роман вышел в свет в 1841 г.и сразу же вызвал оживленную дискуссию. Охранительная критика_ С. Бурачок., О. Сенковский, С. Шевырев, сам царь НиколайI находили роман подражательным и вредным.

С. Шевырев: «Печорин не герой нашего времени»! Если явление, подобные Печорину, типичны для Западной Европы, то в России этой болезни нет!» Причины его «томительной скуки» и «апатии» – в «западном воспитании, чуждом чувству веры!»

Николай I находил роман “отвратительным, показывающим «большую испорченность автора»: «Это то же преувеличенное изображение презренных характеров, которые находим в нынешних иностранных романах. Такие романы портят нравы и портят характер» (очевидно, имелись в виду романы «Адольф» Констана, «Рене» Шатобриана, «Исповедь сына века» Мюссе и др.). Лермонтов и В. Г.Белинский полагали иначе. Лермонтов: портрет, состоящийт из пороков всего нашего поколения в полном их развитии. Белинский: типический герой,

«сгусток критического духа своего времени»- эпохи 30-х годов, эпохи безвременья и жесткой правительственной реакции,последовавшей после разгрома декабристов.. «Развитая личность» – высоко развитый интеллектуально, духовно человек – не находит должной, исполненной высокого смысла реализации в общества, которому принадлежит.

Истолкование творческого методического романа «Герой нашего времени» проблематично. Вслед за Белинским, Эйхенбаум, Мануйлов, Докусов, Михайлова полагают, что «Герой нашего времени» – произведение критического реализма. К. Григорьян – вершина русской романтической прозы. У. Фохт, Б. Удодов – творческий метод романа-«романтический реализм.»

.. Эстетическая. стихия Лермонтова (особенно раннего) – романтизм. Следы влияния романтизма ощутимы в романе, но ведущий творческий метод-критический реализм.: ▪ïгерои детерминироны национально., исторически,. социально (Печорин, Максим.Максимович, Мэри, Грушницкий), ▪ï типологическое обобщение,характеризующее образ Печерина,подчеркнуто самим Лермонтовым в предисловии к роману ▪ï традиции реалистической «светской повести» очевидны в «Княжне Мери», «Фаталисте».

. ▪ï Значительно более реально, чем у романтиков, изображение жизни горцев, черкесов, жизненны типы Бэлы, Азамата, Козбича. Но влияние романтической эстетики ощутимо:

- необычность героя,

- отсутствует мотивировка характера Печорина(нет изображения его детства, юности, ср.Онегиным у Пушкина),

- мотив судьбы, рока («Фаталист»),

- романтическое начало в стилистике повестей «Бэла», «Тамань (поэтика авантюрно-приключенческого., разбойничьего романа),

- психологический аспект в анализе героя.

.Жанр: психологический, философский роман с ощутимой исторической доминантой.. В терминологии французского. литературоведении – личный роман. В центре – психология личности. По слову Лермонтова:

«едва ли не интереснее история целого народа». Психология в романе Лермонтова становится объектом изучения, а не только средством самовыражения как у романтиков. Философский роман: Печорин- художественное воплощение философской концепции эпохи(трактат Шеллинга «О сущности человеческой свободы»), утверждающей всесилие духа Личности. Герой Лермонтова осознает себя как свободное и суверенное существо, единственного творца своей судьбы: «Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою … поставлю на карту,.. но свободы моей не продам». Обратной стороной этой безграничной суверенности оказывается эгоцентизм, индивидуализм героя Философское звучание придает роману и мотив путешествия героя по жизни в поисках смысла жизни.

Психолгический анализ в романе осуществляется двояко:

метод стороннего наблюдения («тайный психолгизм»)

самоанализ героя

о

особую роль играет циклическая организации произведения, его композиция.

«Стороннее наблюдение» - Максим Максимович:. «странный был какой-то человек», странствующий офицер, человек круга Печорина, дает его знаменитый психологический портрет. Самоанализу Печорина отдана большая часть глав, объединенных названием «Журнал Печорина»

. Произведение циклической организации, что характерно для прозы 30-х годов – Бестужев –Марлинский «Вечер на Кавказских водах», Пушкин «Повести Белкина», Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», ««Миргород», и др-.: заново познается жизнь как бы по частям, проводится сквозь призму различных сознаний. Повести расположены не в хронологической последовательности событий, происходящих в жизни Григория Александровича. Печорина. Благодаря этому а) герой преподносится читателю как загадка – потом постепенно раскрывается., б) создаетсяся необходимый для жанр романа эффект длительности происходящего.

Литература

Герцен А.И. О развитии революционных идей в России (гл.V. Лермонтов и эпоха)

Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.

Скатов Н.Н. Всеведение пророка // Русская литература 2005. № 1.

Лермонтов: pro et contra СПб 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: