double arrow

Из-за роста населения резко обострилась проблема трудоустройства. Внедрение новых трудосберегающих технологий лишь усложняет решение проблемы безработицы.


Практически не изменилась доля населения, лишенного элементарных санитарных удобств.

Общая численность людей, живущих ниже черты бедности, увеличилась за два последних десятилетия до 1 млрд человек. В Южной Азии таких людей 350 млн, затем следует Африка - 300 млн, их доля в общем населении Африки (383 млн человек) весьма высока. Продолжает увеличиваться число людей, живущих в условиях крайней нищеты. Масштабы нищеты неуклонно растут. В 1985 г. на долю 20% беднейших слоев мирового населения приходилось 4 % мирового богатства, а на долю 20 % наиболее богатых слоев - 58%.

В 1970- 1985 гг. резко увеличилось число учеников начальных школ (с 395 до 665 млн). Численность обучающихся в средних школах выросла еще значительнее: с 79 до 175 млн, более чем вдвое. Однако несмотря на все предпринятые усилия, общая численность детей, не посещающих школу, поднялась с 284 млн в 1970 г. до 293 млн в 1985 г. и к концу XX столетия составила уже 315 млн человек.

Доля неграмотных среди взрослого населения снизилась с 32 до 28 %. В то же время при росте численности всего населения абсолютное число неграмотных увеличилось в 1970-1985 гг. с 742 до 889 млн человек (каждый шестой). В 1990 г. было 962 млн неграмотных (27% населения).

По данным ЮНЕСКО, к 2050 г. на планете будет 1 млрд голодающих, 1 млрд неграмотных, 1 млрд безработных, 1,5 млрд человек окажется за чертой бедности.

Увеличение населения беднейших стран начало оказывать необратимое воздействие на окружающую среду. В 1990-е годы изменения достигли критических масштабов. Они включают в себя непрекращающийся рост городов, деградацию земельных и водных ресурсов, интенсивное обезлесение, развитие парникового эффекта. Необходимы решительные действия по ограничению роста населения, борьбе с нищетой и охране природы.

Не менее 95 % прироста мирового населения до 2025 г. придется на развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки и менее 8 % прироста мирового населения (всего лишь 147 млн человек) - на экономически развитые страны, большинство из которых находится в Северном полушарии. Этот прирост произойдет благодаря снижению уровня смертности и росту продолжительности жизни. Уровень рождаемости в большинстве экономически развитых стран уже сейчас недостаточен даже для обеспечения простого воспроизводства населения (в среднем 2,3 ребенка на одну женщину). На каждую женщину за весь репродуктивный период сейчас приходится 1,9 ребенка, а в Западной Европе и того меньше - 1,58; в Японии - 1,57 ("Во всем виновато образование" - меланхолично отмечает японская печать). Лишь иммиграция предохраняет такие страны, как Дания, Швеция, Австрия, Федеративная Республика Германия от депопуляции. В странах Восточной Европы уровень рождаемости достиг самой низкой за всю их историю отметки.

Политика ограничения рождаемости, проводимая ООН и региональными правительствами, требует повышения грамотности населения, в первую очередь женщин. Грамотность способствует ограничению рождаемости (рис. 7.5). Женщины составляют 2/3 неграмотных взрослых в развивающихся странах. В 1985 г. 51 % женщин и 72 % мужчин в развивающихся странах умели читать, а женщин со средним образованием в арабских странах было 39%, в целом в Азии - 33, а в Африке - 21, в Латинской Америке - 55 %.

Согласно данным исследования, проведенного в Мексике в 1975 г., в семьях безземельных крестьян насчитывается в среднем 4,4 ребенка, причем матери в основном неграмотны (если женщина окончила начальную школу, то среднее число детей в такой семье - 2,7 ребенка).


Сейчас читают про: