Примечания. 1) Унитаристы для подтверждения своего тезиса постоянно срав­нивают человека с животными

1) Унитаристы для подтверждения своего тезиса постоянно срав­нивают человека с животными. Я только что воспользовался та­ким приемом. Однако я не хотел бы злоупотреблять им, коль ско­ро идет речь об объяснении изменений видов через влияние кли­мата; дело в том, что различие между животными и людьми имеет кардинальный и в высшей степени специфический характер. Су­ществует география животного мира, так же как и география пла­нет, но нет географии мира людей. Существует та или иная широ­та, на которой могут обитать те или иные растения, четвероно­гие, рептилии-, рыбы, моллюски; человек же — во всех своих разновидностях — живет повсюду. Одного этого факта достаточ­но, чтобы объяснить огромное разнообразие человеческой кон­ституции. Я совершенно согласен с тем, что виды, которые не мо­гут выйти за границу того или иного меридиана или той или иной отметки рельефа, без того, чтобы не погибнуть, находятся под влиянием климата, что касается их форм и инстинктов; но именно потому, что человек совершенно не подвластен такому рабству, я отказываюсь проводить категорический знак равенства между его положением относительно сил природы и положением животных.

2) Эту мысль высказал Барроу, исходя из определенного сходства формы головы и цвета кожи у аборигенов мыса Доброй Надежды. Один путешественник даже заметил, в подтверждение этого предпо­ложения, что готтентоты носят прическу, напоминающую конусо­образный головной убор китайцев.

3) Исключением, пожалуй, является Шекспир, пользующийся ита­льянскими канонами. Вот что говорит Капулетти в «Ромео и Джульетте»:

Я повторю, что говорил и раньше:

Мое дитя еще не знает жизни —

Ей нет еще четырнадцати лет,

Пускай умрут еще два пышных лета —

Тогда женою может стать Джульетта.

На что Парис отвечает так:

Я матерей счастливых знал моложе.

4) По наблюдениям Крапфа, протестантского миссионера в Восточ­ной Африке, у племени ваникас мальчики двенадцати лет женятся на девочках того же возраста. В Парагвае иезуиты ввели обычай, сохра­нившийся до сих пор, выдавать девочек-аборигенок десяти лет за три­надцатилетних мальчиков. В этой стране есть вдовцы и вдовы 11 и 12 лет, как свидетельствует Орбиньи. В южной Бразилии девочки выходят за­муж в возрасте. 10—11 лет. Менструация у них начинается очень рано.

Приведу еще один случай: в романе китайского писателя Ю-Кьяо-Ли отец шестнадцатилетней девочки опечален тем, что его дочь, до­жив до такого возраста, так и не вышла замуж.

5) Нуширван, царствование которого приходится на первую по­ловину VI в. н. э., взял в жены Шахруз, дочь турецкого хана. Она была самой прекрасной женщиной своего времени. В «Шахнаме» немало подобных фактов.

6) Скифы, выходцы из Монголии, приняли арийский язык, так что нет ничего удивительного в том, что огузы могут быть арийским наро­дом, говорившим на финском диалекте. Эту гипотезу, как ни странно, подкрепляет наивное замечание путешественника Рубрука, которого Святой Людовик отправил к властителю монголов: «Я был поражен, — пишет этот монах, — сходством принца с преподобным Жаном де Бомоном». Гумбольдт, заинтересовавшись этой фразой, добавляет: «Это замечание заслуживает внимания, если вспомнить, что семья Чингиза относится к турецкой, а не монгольской расе». Другой эрудит подтвер­ждает сей факт следующими словами: «Отсутствие монгольских черт также поражает нас в портретах Бабуридов, властителей Индии».

7) «Как доказывают исторические и филологические факты, вен­герская знать представляет собой ветвь мощного североазиатского ствола, тесно связанного кровным родством с тупыми и слабыми остяками и недалекими лапландцами» («Этнология, или наука о ра­сах», Эдинбургский вестник, октябрь 1848 г.).

8) Очевидно, что теперь предстоит пересмотреть точку зрения о народах Центральной Азии. Сегодня уже нельзя отрицать, что кровь желтых народов в той или иной степени перемешалась с кровью белых народов; в прошлом об этом не догадывались, но прежние взгляды пора изменить. Александр Гумбольдт в этой свя­зи, имея в виду киргизов-казахов, упоминаемых Менандром Бизанским и Константином Порфирогенетом, сделал очень важное замечание: когда первый из этих авторов говорит о киргизской наложнице, подаренной тюркским каганом Дитубулом послан­нику Земарху, которого в 569 г. отправил император Юстиниан II, он имеет в виду девушку-метиску. Дело в том, что дается точ­ное описание турецких юных красавиц, так восхваляемых перса­ми и не имевших ничего общего с монгольским типом.

9) Кювье. «Рассуждения о революционных трансформациях зем­ного шара». А вот мнение барона Гумбольдта: «В эпоху, предше­ствующую появлению человеческой расы, воздействие земных недр на твердую и утолщающуюся земную кору, должно было изме­нить температуру атмосферы и превратить землю в среду обита­ния с условиями, близкими к нынешним тропическим, после того, как за счет солнечного излучения и охлаждения положение нашей планеты относительно центрального тела (солнца) начало почти исключительно определять климат на разных широтах. Именно в те доисторические времена упругие потоки, или вулканические силы земных недр, более мощные, чем сегодня, вырвались наружу через окисленную и еще не отвердевшую кору планеты» («Цент­ральная Азия», том I, стр. 47).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: