СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
РАЗРАБОТАНЫ Всесоюзным проектно-технологическим институтом транспортного строительства (ВПТИтрансстрой) Министерства транспортного Строительства СССР с использованием нормативных материалов других министерств и ведомств под методическим руководством и при участии Центрального бюро нормативов по труду в строительстве Госстроя СССР.
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Государственного строительного комитета СССР, Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 5 декабря 1986 г. № 43/512/29-50 для обязательного применения на строительных, монтажных и ремонтно-строительных работах.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Настоящий Сборник содержит нормы времени и расценки на работы по строительству автомобильных дорог.
2. Нормами и расценками учтены, но не оговорены в составе работ мелкие вспомогательные и подготовительные операции, являющиеся неотъемлемой частью технологического процесса, в том числе визирование, установка маяков и шаблонов.
3. Нормами предусмотрено обязательное ограждение участков работ сигнальными дорожными знаками.
4. Нормами, за исключением особо оговоренных случаев, предусмотрено перемещение материалов (подноска, подвозка, подкатка) в пределах рабочего места на расстояние до 10 м.
5. При устройстве дорожных оснований и покрытий на участках дорог, мостах и улицах, когда работы производятся на одной половине проезжей части дороги, а на другой происходит систематическое движение транспорта, Н.вр. и Расц. соответствующих параграфов умножать на 1, 2, оформляя это актом (ВЧ-1).
6. Нормами настоящего Сборника предусмотрено производство работ по устройству дорожных оснований и покрытий при наличии не более восьми люков (колодцев) подземных коммуникаций на 1000 м дороги. При большем числе люков к Н.вр. и Расц. соответствующих параграфов применять коэффициенты, приведенные в табл. 1.
Таблица 1
Число люков на 1000 м2 | Коэффициент к Н.вр. и Расц. |
До 15 | 1,05 (ВЧ-2) |
Св. 15-20 | 1,15 (ВЧ-3) |
" 20 | 1,3 (ВЧ-4) |
7. Нормами на планировку обочин вручную и установку тумб и столбов дорожных знаков предусмотрено распределение грунтов на группы по трудоемкости их разработки согласно характеристикам, приведенным в табл. 2.
Таблица 2
Наименование и характеристика грунта | Группа грунта |
Грунт растительного слоя без корней и примесей; лесс мягкий без примесей, песок с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора в объеме до 10%; суглинок легкий и лессовидный без примесей, а также с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора до 10% по объему; супесок без примесей, а также с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора до 10% по объему; торфа без корней; чернозем и каштановый грунт мягкий, без корней; шлак котельный, рыхлый | I |
Грунт растительного слоя с корнями кустарника и деревьев, с примесью щебня, гравия или строительного мусора; лесс мягкий с примесью гальки или гравия; гравийно-галечные грунты с размером частиц до 80 мм; песок с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора в объеме до 30%; песок барханный и дюнный; солончак и солонец мягкие; суглинок легкий и лессовидный с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора в объеме 10%; суглинок тяжелый без примесей, а также с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора в объеме до 10%; супесь с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора в объеме до 30%; торф, чернозем и каштановый грунт с корнями кустарника и деревьев; глина жирная, мягкая без примесей и с примесью щебня, гальки, гравия или строительного мусора в объеме до 10%; шлак котельный слежавшийся; строительный мусор рыхлый и слежавшийся | II |
Гравийно-галечные грунты с размером частиц свыше 80 мм; глина жирная, мягкая с примесью щебня, гальки, гравия или строительного мусора в объеме св. 10%; глина мягкая карбонная; лесс отвердевший; суглинок с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора в объеме св. 10%; супесок с примесью щебня, гальки или строительного мусора св. 30% по объему; чернозем и каштановый грунт отвердевший; шлак металлургический выветрившийся; строительный мусор сцементированный | III |
8. Нормами Сборника предусмотрено выполнение работ с соблюдением правил техники безопасности в соответствии со СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве". М.: Стройиздат, 1980.
9. В таблицах норм на работу с применением машин кроме Н.вр. рабочих в чел.-ч в скобках указаны Н.вр. на работу машин в маш.-ч.
10. Предусмотренные в ЕТКС работ и профессий рабочих, вып. 3, раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы" наименование профессий: машинист бульдозера (Техн. ч., табл. 3; § Е17-1), машинист грейдера прицепного, машинист автогрейдера (Техн.ч.; табл. 3; § Е17-1, Е17-4, Е17-14, Е17-24 - Е17-27), машинист катка (Техн. ч., табл. 3; § Е17-3, Е17-7, Е17-11, Е17-14, Е17-25, Е17-52, Е17-54), машинист укладчика асфальтобетона (Техн. ч., табл. 3; § Е17-6), машинист автогудронатора (Техн. ч., табл. 4, § Е17-5), машинист автополивочной машины (§ Е17-2), машинист распределителя цемента (§ Е17-9, Е17-10), машинист профилировщика (§ Е17-13, Е17-14, Е17-17), машинист машины для нанесения пленкообразующих материалов (§ Е17-15), машинист крана автомобильного (§ Е17-16, Е17-28, Е17-44, Е17-45, Е17-47, Е17-55), машинист нарезчика (§ Е17-20, Е17-21), машинист компрессора (§ Е17-22), машинист машины для устройства укрепительных полос (§ Е17-23), машинист установки передвижной автоматизированной непрерывного действия (§ Е17-57 - Е17-68) для краткости в Сборнике именуются машинистами и помощниками машинистов.
11. Нормами и расценками предусмотрено качество выполненных работ в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги".
ГЛАВА 1. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ
МЕХАНИЗИРОВАННЫМ СПОСОБОМ
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Нормами и расценками настоящей главы предусмотрена работа автогрейдеров и прицепных грейдеров на участках длиной свыше 400 м. При работе на участках длиной до 400 м Н.вр. и Расц. соответствующих параграфов умножать на коэффициенты, приведенные в табл. 1.
Таблица 1
Коэффициенты к нормам времени и расценкам при работе автогрейдеров на участках длиной до 400 м
Длина участка, м | Коэффициент к Н.вр. и Расц. | |
Автогрейдер | Прицепной грейдер | |
До 100 Св. 100 до 200 " 200 " 300 " 300 " 400 | 1,5 (ТЧ-1) 1,25 (ТЧ-2) 1,15 (ТЧ-3) 1,1 (ТЧ-4) | 1,4 (ТЧ-5) 1,2 (ТЧ-6) 1,1 (ТЧ-7) 1,05 (ТЧ-8) |
2. Нормами на укатку оснований и покрытий предусмотрен каменный материал с пределом прочности на сжатие св. 100 МПа (1000 кгс/см2). При применении каменного материала с меньшей прочностью к Н.вр. и Расц. на укатку применять коэффициенты, приведенные в табл. 2.
Таблица 2
Коэффициенты к нормам времени и расценкам при прочности каменных материалов до 100 МПа (1000 кгс/см2)
Предел прочности каменного материала на сжатие, МПа (кгс/см2) | Коэффициент к Н.вр. и Расц. |
От 30 до 50 (300-500) Св. 50 до 70 (500-700) " 70 " 100 (700-1000) | 0,5 (ТЧ-9) 0,65 (ТЧ-10) 0,8 (ТЧ-11) |
3. Нормами предусмотрен продольный уклон дорог до 6%. При работе на участках дорог с продольным уклоном св. 6% Н.вр. и Расц. на укатку оснований и покрытий умножать на 1,2 (ТЧ-12).
4. Нормами на укатку оснований и покрытий, обработанных вяжущими материалами, предусмотрена механизированная смазка вальцов катка.
5. Затраты рабочего времени, связанные с перемещением прицепных и самоходных дорожных машин от места стоянки к месту работы и обратно или с одного участка работ на другой участок, нормами настоящего Сборника не учтены и нормируются отдельно по табл. 3.
Таблица 3
Нормы времени и расценки на 1 км перемещения машин
Наименование и марки машин | Состав звена | Н.вр. | Расц. | № | |
Бульдозеры на тракторе | Т-74, Т-75 | Машинист 5 разр. - 1 | 0,2 (02) | 0-18,2 | |
Т-100 | Машинист 6 разр. - 1 | 0,19 (0,19) | 0-20,1 | ||
Грейдеры прицепные в сцепе с трактором | Т-100 | Тракторист 6 разр. - 1 Машинист 5 разр. - 1 | 0,38 (0,19) | 0-37,4 | |
Автогрейдер с двигателем | до 59 (80) | Машинист 5 разр. - 1 | 0,12 (0,12) | 0-10,9 | |
мощностью, кВт (л.с.) | 59 (80) и св. | Машинист 6 разр. - 1 | 0,12 (0,12) | 0-12,7 | |
Катки моторные массой, т | 5; 6 | Машинист 5 разр. - 1 | 0,17 (0,17) | 0-15,5 | |
св. 6 | 0,19 (0,19) | 0-17,3 | |||
Самоходные катки на пневмомашинах | ДУ-31А (Д-627А) | Машинист 6 разр. - 1 | 0,22 (0,22) | 0-23,3 | |
Самоходный укладчик асфальтобетонной смеси | ДС-48 (Д-699) ДС-1 (Д-150А, Д-150Б) ДС-126 | Машинист 6 разр. - 1 | 0,59 (0,59) | 0-62,5 |
6. Пробег автогудронаторов от места наполнения их битумом и обратно нормами не учтен и нормируется по табл. 4.
Таблица 4
Нормы времени и расценки на 1 км пробега автогудронатора
Дороги | Состав звена | Н.вр. | № |
Расц. | |||
С усовершенствованным покрытием (асфальтобетонные, цементобетонные, брусчатые, клинкерные) | 0,06 (0,03) ----------- 0-05,1 | ||
С твердым покрытием (булыжные, щебеночные, гравийные) и грунтовые улучшенные | Машинист 5 разр. - 1 Помощник машиниста 4 разр. - 1 | 0,08 (0,04) ------------ 0-06,8 | |
Грунтовые естественные | 0,1 (0,05) -------- 0-08,5 |