Нативизм

В современном нативизме мы встречаемся с редуцированным образом человека, понимающим человека как биологический объект, запрограммированный генетическим кодом или - выражаясь общедоступным языком -наследственностью.

Человек по терминологии этого направления "эвдосоматичен", то есть определен изнутри. Отсюда ясно, что нативизм не интересуется "духовной" биографией человека; для представителей этого направления есть только три фазы, юношеский рост, равновесие возраста взрослости и старческое разрушение или инволюция. Все другие явления человеческой биографии могут быть объяснены на основе этих феноменов, причем развитие возможно только в фазе юношеского роста (как развитие уже заложенных данных).

Нативизм столь же стар, как само человечество. Разведение домашних животных, например, восходит к седой древности, эти первые селекционеры интуитивно знали законы наследственности. С другой стороны, наследование - каст, королевской власти, дворянства и позднее также профессий - во всех человеческих сообществах составляло основу социального порядка. Наследственные права создавали фундамент феодальных обществ, наследовали права, а также и обязанности. Бог создал людей определенного ранга и положения, человек рождался господином или слугой. Кто не мирился с этим порядком, был преступником, достойным смерти.

В 19 веке в поисках учения о происхождении человека возник новый нативизм. Это направление отмечено именами Дарвина и Геккеля. В 20 веке учение о происхождении продолжилось в психоанализе Фрейда, который заявлял, что вся культура является лишь надстройкой или сублимацией господствующей над всем животной инстинктивной жизни человека. И эта инстинктивная жизнь опять-таки предопределена наследственностью. Кроме того, поведение человека испытывает влияние опыта, приобретенного человеком после его рождения. Но за всем этим приобретенным поведением скрывается животный человек, знающий только одно стремление, сексуальное либидо.

Недавно нидерландский режиссер Хаанстра попытался познакомить широкую общественность с примитивным дарвинизмом или нативизмом. Как принято, он указывает, что фильм возник при консультации "биологов и ученых". В бестселлере "Голая обезьяна" Десмонда Морриса также восхваляется крайний дарвинизм.

Как новая ветвь нативизма в середине нашего столетия возникла биогенетика. Биогенетики химическими методами исследовали наследственные факторы, гены, и построили модель огромной спиралеобразной молекулы ДНК. Подобно магнитной ленте компьютера, эта молекула содержит код наследственности. Тем самым человек, освободившийся от предопределенности религиозного учения, попадает в ловушку предопределенности биологического учения.

Таким образом, нативизм прошел долгий путь развития от древних социальных институтов до очень современной, естественнонаучной закономерности. Для обоих, однако, естественно представление о том, что человек детерминирован своим рождением, и его свобода лишь пустая иллюзия.

Определенно сформулированный аскиоматический выбор биогенетических нативистов был законен, пока они занимались так называемой чистой наукой. Они ограничивались при этом биологической наследственностью, очерчивали область исследований, ставили определенные вопросы, приводившие ко все более точным ответам благодаря их постановке в заданном контексте. Но в момент, когда эти нативисты покидают область чистого, научного исследования и пытаются улучшить человечество путем манипулирования наследственными факторами, дело принимает совсем иной оборот. Тем самым они становятся биотехниками, которые метят в нашу жизнь! И у них далеко идущие планы: их идеал - мир, управляемый и контролируемый биохимиками. В 1962 году на лондонском симпозиуме они объявили миру об этом своем идеале. В этом симпозиуме принимали участие основные представители биохимии, среди которых было значительное число лауреатов Нобелевской премии. Сочли не только принципиально возможным создать путем генетических манипуляций полезные варианты "специальных людей", но и сама эта цель казалась достижимой в течение ближайших 20 лет. Тем самым должна была начаться новая эра благоденствия человечества. А двадцать лет уже почти прошли!

Радикальные нативисты пытаются найти эндосоматическое решение для всех социальных проблем. Умеренные нативисты интересуются также экстрагенетической наследственностью, так называемыми плазмагенами в протоплазме. Эти плазмагены материнских белковых клеток, о которых постепенно становится все больше известно, особым образом влияют на наследственность. Критикуя радикальных биотехников, базельский зоолог Адольф Портман (Portmann) говорит; "Вряд ли осознаваемым идеалом человеческой жизни для радикальных биотехников является существование в колонии насекомых. " Он указывает на опасность, угрожающую, если подобная "техника усовершенствования" попадет в руки властных группировок или доктринеров-политиков. К тому же после всего, что стало известно об экстрагенетической, протоплазматической наследственности, он скептически относится к высказываниям генетиков.

Между тем умеренные нативисты начинают заниматься проблемой программы и окружения. Действительно ли обязывающ генетический код? Говоря иначе: действительно ли в нем заложены не только физические явления, но и характер всей последующей жизни? Не является ли генетический код все-таки одним из факторов развития? Более того, не дает ли он возможностей развития, которые тормозятся или стимулируются окружением, при этом имеется в виду биологическая и эмбриональная среда?

Из концепции нативизма следует, что решение проблем воспитания и образования следует искать в совершенно определенном направлении. Системой образования овладела система отбора, становящаяся из года в год все более точной. Только тот, кто выдержал процесс селекции и в точности соответствует требованиям, установленным технологами от образования, получает доступ к высшим формам образования, созданным для супер-интеллигентов.

Во Франции уже давно применяют эту систему, это уже привело к мифическим "супершколам", таким, как Высшая Политехническая Школа или Высшая Школа Администраторов. Бросается в глаза тот факт, что многие ученики этих школ являются детьми бывших выпускников этих школ. Но тогда это должно доказывать, что высокая одаренность наследуется. Или же можно говорить о "закрытом обществе", члены которого подыгрывают друг другу.

В Нидерландах система образования развивается на основе объективного теста для всех школьных классов для последовательного процесса отбора, причем нормы тех, кто составляет тесты, обязательны для всех детей, независимо от структуры личности. С этой тенденцией, пытающейся направить детей на соответствующий им уровень путем постоянной селекции, обошлись типично по-английски.

Бенн Хоффманн иронизирует в своей книге "Тирания тестов" над всей системой тестов и вводит ее в определенные границы. Будто бы объективные результаты школьных тестов ни в коем случае не одинаковы для детей разных типов. В тестах с выбором ответа из предложенного множества в однозначно невыгодном положении оказываются особенно интеллигентные и склонные к размышлению дети.

Книга "Меритократия" описывает в манере научной фантастики мир в 2056 году; она описывает общество, основой которого являются интеллектуальные достижения, которые в течение жизни снова и снова проверяются с помощью тестов. Автор описывает, как в одном из таких обществ решающими для всего знания являются только исторические нормы или масштабы тех, кто составляет тесты. Всех стригут под одну гребенку. В книге также описывается, как, наконец, вспыхивает восстание людей, которые сами хотя г определять свои критерии.

Но это еще не дает ответа на вопрос, что, собственно, является наследственным, а что нет.

Все потенциальные факторы могут быть наследственными. Согласно Хорусу физическая конституция, род чувственного восприятия, функции памяти, определенные элементы концентрации и интереса, тип интеллигентности, эмоциональная реакция и темп развития наследуются.

Это универсальные качества, в применении которых человек еще достаточно свободен. Можно, пожалуй, сказать, что человеку его биологической предрасположенностью дается широкий спектр возможностей. Каждая культура требует, однако, лишь небольшую часть этих возможностей, остальные вообще не развиваются. Человек, точно также, как и растение, имеет бесконечно много "спящих глаз", которые развиваются либо в экстремальных условиях (например, в концентрационном лагере), либо если личность, то есть само "Я" принимает решение реализовать их для достижения своих индивидуальных целей.

Эмпиристы правы, считая, что в человеке дремлет много больше того, что пробуждается случайным ходом жизни. Но вызывает возражение мнение эмпиризма, что развитие идентично кондиционированию (или дрессировке).

"Я" может достичь гораздо большего, чем обычно думают. В каждом человеке дремлют силы, которые он сам может развить. Согласно образу мыслей нативистов, есть только одно направление, в котором можно искать решения определенных проблем. Я уже показал, что в школе это означает постоянную селекцию от класса к классу. В отношении выбора профессии из этого вытекает так называемая теория "ключа к замку" - то есть считается, что достаточно точно зафиксированный профиль молодого человека или предендента, который можно определить с помощью тестов, поможет найти так же точно очерченную профессию. За этим скрывается идея, что достаточно посадить "подходящего чел опека на подходящее место", и все само собой уладится.

Нативизм указал на то, в какой степени форма проявления человека определяется наследственной предрасположенностью. Все-таки психический облик человека зависит от склонностей, обусловленных наследственностью. Впрочем, эти склонности имеют так много областей, что культура и окружающая среда в каждом случае могут востребовать лишь небольшую часть из них.

Кроме того, в каждом человеке идет процесс так называемого одушевления, это постоянная переработка новых впечатлений, которые точно также формируют человека (Хорус). "Все инструментальные, чисто формальные функции являются наследственными. Помимо этого индивидуум может учиться только тогда, когда он достиг определенной степени зрелости. Несмотря на все психически обусловленное и все персональное развитие, жизнь в целом получает определенную основную наследственную структуру, которая может служить также фундаментом для различных сооружений, для сооружений, которые могут быть построены, частично разрушены и вновь воздвигнуты. "


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: