Восстание Зейда

Зейд отправился в Сирию, к Хишаму ибн Абд аль Малику, чтобы пожаловаться на правителя Медины Халида ибн Абд аль Малика. Но халиф, желая унизить Зейда, не принимал его. Зейд изложил свои возражения и требования справедливости в письме и отправил Хишаму. Хишам же не придал значения этому посланию и под ним написал, чтобы Зейд возвращался в свой город. Зейд, прочтя это, воскликнул: «Клянусь Аллахом, я никуда не уеду!» Он остался в Сирии, дожидаясь встречи с Хишамом. Вскоре Хишам принял его, но пред этим велел своим придворным окружить Зейда, чтобы он не смог приблизиться к халифу. Зейд вошёл в собрание и без промедления обратился к Хишаму:

«Я призывал тебя к богобоязненности! Бойся Аллаха и будь добродетельным!» Хишам очень разгневался и с угрозой сказал: «Ты считаешь себя достойным халифата и надеешься на получение власти! Но ты не заслуживаешь этого, ведь твоя мать – невольница!» Зейд в ответ возразил: «Нет ничего выше пророчества. Некоторые Пророки, например Исмаил, сын Ибрахима тоже был сыном невольницы! Ведь если бы это было недостатком, Исмаил никогда не был бы избран на пророческую миссию. К тому же, разве является пороком то, что мать человека – невольница, когда предки его были Посланник Аллаха и Али (да будет мир с ними!)?!» Хишам, услышав эти слова, злобно поднялся с места и приказал выгнать Зейда на улицу. Уходя, Зейд сказал: «Поистине, те, которые боятся удара меча, будут презренны и уничтожены!»

После того, как Хишаму расшифровали слова Зейда, он понял, что Зейд восстанет против Аббасидов, и обратился к придворным: «Вы думаете, что семья Али исчезла? Клянусь своей душой, семья, где есть такие, как Зейд, никогда не вымрет!»

Зейд приехал в Куфу. Последователи семейства Пророка собрались вокруг него и присягнули ему в верности. Только в одной Куфе его признали 15 тысяч человек, а так же его признали в Басре, Медине, Хорасане, Гейне, Васите и во многих других городах[437].

Началась война. Приверженцы Зейда колебались, и многие, не сдержав свою клятву, оставили его. Зейд отважно сражался, несмотря на то, что его поддерживало немного людей. В конце концов, стрела ранила его и через несколько дней он покинул этот бренный мир. Да будет ему благословение Аллаха и приветствие ангелов!

Зейд мученически погиб в месяце сафар, 120 или 121 года по хиджре. Соратники похоронили его ночью и пустили воду по его могиле. Однако враги нашли место его захоронения. Они вскрыли могилу и с жестокостью обезглавили его тело. Голову Зейда отправили в Сирию. Обезглавленное, обнажённое тело храброго бойца по приказу Хишама повесили у ворот города. Несколько лет его тело, словно развевающееся знамя и напоминание о мученической смерти, висело у ворот до тех пор, пока по приказу Хишама Алави, высохшее тело Зейда спустили, сожгли, а пепел пустили по ветру[438].

Да, угнетатели страшились даже его мёртвого тела!

Весть о мученической смерти отважного Зейда так огорчила имама Садыка, что безграничная скорбь и горесть отражалась на его лице. Он выдал Абу Халиду Васити 1000 динаров с просьбой поделить их между семьями, члены которых погибли вместе с Зейдом в борьбе за веру[439].

Фузейл Рассан рассказывает: «После гибели Зейда я удостоился чести посетить имама. Разговор зашёл о Зейде. «Да помилует его Господь! Он был праведным, мудрым ученым, правдивым, убеждённым в имамате человеком. Если бы он победил, то непременно сдержал бы своё обещание. Он знал, кому вернуть власть»[440] - отзывался о нём имам. Из слов имама было ясно, что Зейд ставил целью свержение власти угнетателей. Затем, он хотел передать власть в руки имама Садыка, представив людям истинного имама, ибо Зейд признавал имамат, имамов Бакира и Садыка (да будет мир с ними!).

Восьмой предводитель правоверных имам Риза сказал Ма’муну: «Зейд был одним из ученых из семейства Пророка. Он боролся с врагами веры, пока на этом пути не пал смертью мученика. Мой отец передал со слов своего отца, имама Джа’фара ибн Мухаммада: «Да помилует Аллах Зейда, моего дядю, который призывал людей к руководству семейства Пророка. Если бы он победил, то сделал бы то, к чему призывал людей. Зейд перед восстанием посоветовался со мной. Я ответил: «О, дядя! Если ты согласен погибнуть и быть повешенным, то восстань».

Ма’мун спросил у имама Ризы:

- Не претендовал ли Зейд на имамат?

- Нет, - ответил имам. - Он лишь призывал людей к руководству семейства Пророка»[441].

Шейх Садук приводит следующее: «Зейд ибн Али сказал: «В каждую эпоху один человек из пророческой семьи будет имамом и наместником Бога на земле. И в этот период наместником Всевышнего и имамом является сын моего брата Джа’фар ибн Мухаммад. Тот, кто последует за ним - не собьётся с истинного пути, а тот, кто будет противиться ему – не найдет истины»[442].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: