Лекция четвёртая

…А теперь я поведаю тебе о стихиях и бедствиях.

Некоторые глупцы, приводя доводом стихийные явления, отрицают Бога, Его созидательность, Его мудрость, Его предопределение над всем. И их возникновение считают нарушением в порядке вселенной. Например, холера, чума и другие эпидемии, град, нашествие саранчи, которые уничтожают посевы и фрукты. В ответ этим невеждам скажем, что если не было бы Мудрого Создателя мира, то стихий и бедствий случалось бы больше. Например, если бы нарушился порядок космической и земной системы, то звёзды осыпались бы на землю, или землю бы сплошь покрыла вода, или мы больше не увидели бы восхода солнца, или же пересохли бы реки и источники и воду невозможно было бы найти, или прекратились бы перемещения воздушных масс, что привело бы к безветрию, или же совсем всё разрушилось бы, или вода залила бы всю сушу, потопив всё живое. Все те бедствия типа нашествие саранчи, эпидемий не настолько продолжительны и постоянны, чтобы уничтожить всех и сделать жизнь невыносимой, а возникают периодически и быстро исчезают.

Разве не видишь, что мир от этих великих несчастий, которые могут уничтожить всех мирян, охраняем и лишь иногда эти беды и стихии касаются их, чтобы наказывать, и скоро вновь устраняемы. И возникновение этих стихий становится назиданием для людей, а устранение – милостью.

Безбожники говорят об этих бедах так: «Если мир имеет милостивого Творца, то почему эти беды обрушиваются на нас?!»

Они полагают, что жизнь должна быть спокойной без всяких бед и потрясений. Если бы было так, то в людях настолько бы разрослись грехи и зло, что не стало бы для людей милости ни в этом мире, ни в ином.

Таким образом, ты видишь, некоторые, живя в неге и холе и воспитываясь в безопасности и достатке, приходят к такому злу и неверию, словно забывают, что они простые смертные и создания Великого Господа и забывают, что они уязвимы и могут подвергнуться страданию и горю. Им и в голову не приходит оказать милость слабым, протянуть руку помощи нищему, посочувствовать попавшему в беду, проявить сострадание к несчастному и беспомощному.

Но если человека постигнет беда или охватят тяготы бед и боль, тогда многие из них, прибывавших в забвении и беспечности, приходят в себя и раскаиваются в совершенных грехах, пороках и испытывают отвращение к содеянному.

Те, кто недоволен бедствиями, происходящими в мире, подобны детям, которые отказываются от лекарств. И когда им не разрешают есть сладкое, которое вредно для них, это вызывает их недовольство. Они не любят учиться и любят постоянно играть и бездельничать и желают есть ту еду и пить те напитки, которые им нравятся. Они не осознают, что игры и безделье могут очень навредить их жизни и вере. А вкусная и вредная еда может подвергнуть их болезни. Приобретение же знаний и воспитание дадут большие результаты, а пить горькое лекарство принесёт исцеление.

И как часто вслед за несчастьями следует спокойствие, а после горечи – сладость…»[446]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: