double arrow

Искусство. Вторая половина XIX и начало XX веков – период подъема грузинского искусства

1. Зодчество. Развитие грузинского зодчества можно проследить на примерах архитектурных памятников города Тбилиси и других городов Грузии.С 50-х годов XIX века в Тбилиси национальные традиции строительства двухэтажных домов постепенно уступают место многоэтажным домам. Развивается торгово-промышленное и культурно-бытовое строительство.С 60–70-х годов XIX века в архитектуре Тбилиси начинают господствовать эклектически соединенные между собой отдельные элементы различных стилей, эпох и стран (ренессансного, мавританского, стиля барокко и классического стиля).Образцами этого периода грузинского зодчества являются здания Тбилисского казенного театра и Городского самоуправления. Образцом русского зодчества является здание Тбилисской православной духовной семинарии. В стиле ренессанса с элементами барокко построены Дидубийский храм, Картинная галерея, здание Аристократического общества (ныне театр им. Ш. Руставели).Среди подобных зданий самым значительным является здание Тбилисской грузинской гимназии (ныне Государственный университет), архитектором которого был Симон Клдиашвили (1865–1920) – первый грузинский зодчий, получивший образование в Европе.

2. Театр. Кино. Как уже было указано, грузинский театр был основан в 1850 году по инициативе Георгия Эристави. Первый спектакль-комедия Г. Эристави «Раздел» был показан в здании Тбилисской классической гимназии 2 января 1850 года. Георгий Эристави руководил театром до 1854 года. В эти годы театр из развлекательного зрелища превратился в крупный очаг национальной культуры и способствовал развитию национального самосознания народа. Именно поэтому правительство лишило театр материальной поддержки и в 1856 году театр был закрыт.В 1879 году по инициативе и при поддержке И. Чавчавадзе и А. Церетели грузинский театр был восстановлен. Через год был основан драматический театр в Кутаиси. В начале XX века открылся профессиональный театр в Батуми. На грузинской сцене проявился высокий профессиональный уровень известных актеров и режиссеров: Васо Абашидзе, Ладо Месхишвили, Нато Габуниа, Мако Сафаровой-Абашидзе, Котэ Кипиани, Котэ Месхи, Валериана Гуниа и др.В период революции 1905–1907 годов грузинский театр превратился в трибуну национального движения. Особенной популярностью у грузинского зрителя пользовались пьесы грузинских драматургов, «Родина» Давида Эристави и «Измена» Александра Сумбаташвили-Южина.В конце XIX века в мировом искусстве появляется новая область – кинематография. В 1895 году в Париже состоялась историческая премьера кинематографии. Не прошло и года после этого события, как чудо века проникло и в Грузию – киносеансы стали обычным явлением. Грузин захватила эта область искусства и вскоре появились первые грузинские энтузиасты – кинематогрфисты – Василий Амашукели и Александр Дигмелов.Своими незатейливыми сюжетами они заложили основу грузинскому кинематографу. В 1912 году Василий Амашукели (1886–1977) снял документальный фильм «Путешествие Акакия Церетели в Рача-Лечхуми», который по профессиональному мастерству и продолжительности показа является уникальным памятником тогдашнего мирового документального киноискусства.В 1916 году Александр Цуцунава (1874–1855) снял первый грузинский художественный фильм «Кристинэ» по одноименному рассказу Эгнатэ Ниношвили. У истоков грузинского кино помимо Василия Амашукели и Александра Дигмелова стояли Шалва Дадиани и Германэ Гогитидзе.

3. Изобразительное искусство. В грузинском изобразительном искусстве второй половины XIX века дальнейшее развитие получили живопись, графика и скульптура. Особого внимания заслуживает развитие жанра профессиональной живописи – портрет. В этом жанре работали Григол Маисурадзе (1810–1885), Романоз Гвелесиани (1859–1884) и Александр Беридзе (1858–1917). Большую роль в развитии грузинской живописи выполнил Гиго Габашвили (1862–1936). Художник создал более двух тысяч полотен, среди них портреты, бытовые сцены, хевсурские и тбилисские типы, натюрморты, пейзажи.С 90-х годов XIX века свою художественную деятельность начали художники Александр Мревлишвили (1866–1933) и Мосэ Тоидзе (1871–1951). В новом изобразительном искусстве особое место занимает творчество художника-самоучки Нико Пиросманашвили (1860–1918). Нико Пиросманашвили зарисовывал сцены из городской и сельской жизни, создавал картины на исторические сюжеты, писал натюрморты, изображал животных.Если основы новой грузинской живописи заложены в древней церковной живописи, то грузинская скульптура фактически возникла на «голом» месте в конце 90-х годов XIX века. Ее основоположником был Якоб Николадзе (1876–1951). Якоб Николадзе работал в мастерской великого французского художника Огюста Родена. Скульптура Якоба Николадзе «Скорбящая Грузия» стоит на могиле Ильи Чавчавадзе.

4. Музыка. Несмотря на некоторое оживление музыкальной жизни, уровень развития профессиональной музыки в Грузии в 50–60-х годах XIX века не был высок.В 1860 году в Тбилиси, а позднее и в Кутаиси был создан «Комитет восстановления церковного пения», ставящий целью запись и переработку грузинских псалмов. Большая заслуга в деле собирания, записи и распространения грузинских псалмов принадлежит Филлимону Коридзе (1829–1911). Он собрал и издал четыре сборника псалмов.Видными деятелями новой грузинской музыкальной культуры были певец Харлампий Саванели (1845–1890) и пианист и композитор Алоиз Мизандари (1838–1912). В развитии новой грузинской музыки особенно большую роль сыграл «Грузинский национальный хор», основанный Ладо Агниашвили (1860–1904).В 90-х годах XIX века стали создаваться новые грузинские музыкальные произведения, песни-романсы и пьесы для хора. Автором первых оригинальных грузинских произведений являлся Мелитон Баланчивадзе (1862–1937). В 1897 году в Петербурге были исполнены основные отрывки из его оперы «Коварная Тамар».В начале XX века продолжалась работа по созданию грузинских опер. Одним из видных деятелей новой грузинской музыки был классик хоровой музыки Нико Сулханишвили. Развитию новой грузинской музыкальной культуры и ее пропаганде служило созданное в 1905 году «Грузинское филармоническое общество».

Глава XVI
Грузинская Демократическая Республика (1918–1921 гг.). Национально-государственное строительство

26 мая 1918 года Национальный Совет восстановил государственную независимость Грузии. Актом о независимости Грузии политической формой управления государством признавалась демократическая республика. Функция высшего законодательного органа возлагалась на Национальный Совет, председателем которого вместо Ноэ Жордания был избран Николоз (Карло Чхеидзе). В тот же день, 26 мая 1918 года на коалиционных началах Национальный Совет утвердил правительство Демократической республики Грузия под председательством Ноэ Рамишвили. В июне 1918 года в составе правительства Демократической республики Грузия произошли изменения. Председателем правительства вместо Ноэ Рамишвили стал Ноэ Жордания, а вместо Акакия Чхенкели министром иностранных дел был назначен Евгений Гегечкори.В октябре 1918 года высший законодательный орган Демократической республики Грузия – Национальный Совет был назван Парламентом Грузии. В начале 1919 года на основе демократического избирательного закона состоялись выборы нового высшего законодательного органа страны – Учредительного Собрания. В выборах с большим преимуществом голосов победили социал-демократы. Первое заседание Учредительного Собрания открылось 12 марта 1919 года.Председателем Учредительного Собрания был избран Николоз (Карло) Чхеидзе. На своем первом же заседании Учредительное Собрание утвердило «Акт о независимости Грузии», принятый Национальным Советом 26 мая 1918 года. Учредительное Собрание утвердило однопартийное (социал-демократическое) правительство Демократической республики Грузия под председательством Ноэ Жордания. В состав нового правительства вошли: Евгений Гегечкори – министр юстиции и иностранных дел; Ноэ Рамишвили – министр внутренних дел, военный министр и министр народного образования; Ноэ Хомерики – министр земледелия и труда; Константин Канделаки – министр финансов и министр торговли-промышленности. Председатель правительства одновременно являлся и высшим представителем Демократической республики Грузия.После восстановления независимости Грузии в процессе национально-государственного строительства большое значение имело создание государственных символик независимой Грузии (герба, знамени, гимна). Авторами знамени и герба Демократической республики Грузия стали Якоб Николадзе и Иосиф Шарлеман, под консультацией Иванэ Джавахишвили. Государственным знаменем Демократической республики Грузия было утверждено знамя вишневого цвета с черными и белыми параллельными полосками, а государственным гербом – изображение сидящего на белом коне святого Георгия в ореоле семи светил. Статус государственного гимна Грузии присвоен гимну «Дидеба» («Славься») композитора Котэ Поцхверашвили. Большое значение имело принятие закона о государственном языке Грузии, который гласил: «В республике Грузия государственным языком является грузинский язык».В процессе национально-государственного строительства также большое значение имело принятие таких законов, как закон о гражданстве, об организации регулярной армии и др. Важнейшим мероприятием была реформа судебной системы. Был создан высший судебный орган Демократической республики Грузия – Сенат.Для улучшения местного управления Грузия была разделена на административные единицы: Тбилисская губерния с семью уездами, Кутаисская губерния с семью уездами, Сухумский округ, Закатальский округ и Батумская область. Состоялись выборы в уездные (районные) органы власти и городского самоуправления, в результате которых образовалась система местного управления, основанная на демократических принципах.После восстановления государственной независимости Грузии большое значение приобретало создание денежно-финансовой системы и ее нормальное функционирование. Был издан декрет о выпуске боннов республики Грузия. Выпущенные бонны имели довольно устойчивый курс не только в те годы, но и в последующий период. Вскоре был основан Государственный банк Демократической республики Грузия.В годы национально-государственного строительства большое внимание уделялось развитию просвещения, науки и культуры. В сентябре 1918 года Тбилисский университет был преобразован в Государственный университет. На базе Кавказского музея был создан Музей Грузии. Открылась Национальная Художественная галерея Грузии. Проявлением заботы о дальнейшей судьбе грузинской культуры было принятие декрета о запрещении вывоза из Грузии произведений грузинского искусства и других предметов, имеющих историческую ценность.В деле упрочения государственной независимости Грузии большое значение приобретало осуществление правильной национальной политики. Грузия являлась многонациональной страной и жившие здесь народы придерживались различной религиозной и политической ориентации.Правительству Демократической республики Грузия предстояло преодоление того противостояния и недоверия, которые произросли на почве колониальной политики России между народами, населявшими Грузию. Правильная национальная политика республики Грузия берет начало из положений «Акта о независимости Грузии». Пятая статья Акта гласила: «Демократическая республика Грузия в пределах своих границ обеспечивает равенство всех граждан в гражданских и политических правах независимо от национальности, вероисповедания, социального положения и пола».

Шестая статья Акта гласила: «Демократическая республика Грузия предоставляет полную возможность свободного развития всем народам, живущим на ее территории». Правительство Демократической республики Грузия до конца оставалось верным принципам, принятым «Актом о независимости Грузии». После восстановления независимости Национальный Совет республики Грузия пополнился представителями проживающих в нашей стране народов, получивших право избирать своих представителей в высший законодательный орган Грузии.Для решения сложнейших проблем национально-государственного строительства правительство республики Грузия имело слишком мало времени. Вместе с тем процесс этот протекал в тяжелой военно-политической ситуации и в сложной внутренней и внешней обстановке. Несмотря на все это были достигнуты большие успехи, которые увенчались созданием Конституции Демократической республики Грузия, утвержденной Учредительным Собранием Грузии 21 февраля 1921 года. Конституция Грузии 1921 года была большим достижением грузинского политического мышления. Она была разработана с учетом опыта передовых демократических стран того времени.В первой же статье Конституции сказано: «Грузия – свободное, независимое и неделимое государство.

Постоянной и неизменной формой ее политического устройства является демократическая республика». Конституция провозгласила грузинский язык государственным языком». Согласно Конституции 1921 года, высшим законодательным органом власти являлся Парламент, избираемый на основе всеобщего, равного, тайного, пропорционального избирательного закона. Высшая исполнительная власть принадлежала правительству. Председатель правительства в то же время являлся высшим представителем страны.Конституция Грузии признавала полную независимость суда. В Конституции отмечается, что «Суд независим и подчиняется только Закону». Верховным Судом Демократической республики Грузия являлся Сенат. Конституция утвердила выборность местных органов самоуправления на основе всеобщего, равного, тайного и пропорционального избирательного закона.Приостановить действие решений и распоряжений местных органов самоуправления имели право центральные органы власти, но отменить их возможно было лишь в судебном порядке. Конституция утвердила всеобщее, обязательное и бесплатное начальное образование. Конституция защищала интересы живущих в Грузии национальных меньшинств.

Конституция 1921 года предоставила право автономного управления внутренними делами неотъемлемым частям Грузии: Абхазии (Сухумскому округу), Аджарии (Батумской области) и Саингило (Закатальскому округу). Правда, Конституция Грузии 1921 года практически не была осуществлена, но ее принятие имело огромное значение в истории грузинского народа. «Акт о независимости Грузии», принятый 26 мая 1918 года и Конституция 1921 года стали юридической основой дальнейшей борьбы за государственную независимость Грузии.Таким образом, после восстановления государственной независимости Грузии высшая законодательная и исполнительная власть Демократической республики Грузия правильно определила основные направления национально-государственного строительства и с этой точки зрения, несмотря на недолгий срок своего существования достигла значительных успехов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: