double arrow

Состав Правительства РФ


Состав, порядок формирования и функционирования

Правительство РФ

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Министрами являются не только лица, возглавляющие министерства. Главы некоторых федеральных ведомств (например, Федеральной службы безопасности) тоже имеют ранг федерального министра и входят в состав Правительства РФ с правом решающего голоса на его заседаниях.

Правительство — орган коллегиальный. Свои решения оно принимает на заседаниях (возможны и другие формы, о которых говорится ниже, но важные решения принимаются только на заседаниях). Поскольку Правительство РФ представляет собой коллектив, то возможно принятие им решений большинством голосов (это часто бывает за рубежом, особенно в коалиционных правительствах нескольких партий). Юридически Председатель Правительства РФ (премьер-министр) — первый среди равных, но на практике голосование проводится очень редко. Мнение премьер-министра имеет решающее значение.

К тому же министры назначаются Президентом РФ после заслушивания мнения премьера и во многом зависят от него.




Структуру Правительства, его персональный состав определяет Президент РФ при консультациях с назначенным ранее Председателем Правительства. В ходе консультаций возникают разные мнения (особенно это относится к персональному составу), но решающее значение, имеет слово Президента РФ.

Председатель Правительства ведает организацией работы Правительства, представляет Правительство внутри и вне страны, ведет заседания Правительства, подписывает акты Правительства, представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, назначении и освобождении заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, наложении на них дисциплинарных взысканий (взыскания налагает Президент РФ). Председатель Правительства распределяет обязанности между своими заместителями. Он обязан систематически информировать Президента РФ о работе Правительства.

Заместители Председателя Правительства участвуют в выработке и реализации политики Правительства, подготовке и исполнении его решений, координируют и контролируют работу групп министерств.

Федеральные министры участвуют в подготовке решений Правительства, их принятии, исполняют их, руководят соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В некоторых составах Правительства РФ были и есть «министры без портфеля» (как правило, один), если они имели звание «федеральный министр». Если они не имеют такого звания (теперь — министр РФ по вопросам соци­ально-экономического развития Чечни, министр РФ по национальным отношениям), то в состав Правительства не входят, на заседаниях присутствуют по приглашению с правом совещательного голоса. Они не руководят какими-то министерствами, другими органами исполнительной власти, а в основном оказывают помощь Председателю Правительства, выполняют его поручения, а главное, занимаются координационной работой в сфере своей деятельности.



Наряду с федеральными министерствами есть также другие центральные органы государственного управления. Их обобщенно называют ведомствами.

К ним относят:

- государственные комитеты (например, Государственный таможенный комитет);

- федеральные службы (Федеральная служба безопасности);

- федеральные агентства (Российское агентство по обычным вооружениям);

- федеральные комиссии (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг);

- Федеральные надзоры (Федеральный горный и промышленный надзор);

- иные органы, например, Главное управление специальных программ Президента РФ.

Их руководители могут входить в состав Правительства, если имеют ранг федерального министра (например, директор Федеральной службы безопасности), а чаще — не имеют ранга министра и не входят в Правительство (например, руководители Российского авиационно-космического агентства, Государственного комитета по рыболовству, Федерального надзора по ядерной и радиационной без­опасности).



В заседаниях Правительства по приглашению его Председателя могут участвовать руководители других центральных органов, при­глашенные лица. Однако они имеют лишь совещательный голос и не участвуют в принятии решений.

В составе Правительства действует более специализированный орган — президиум Правительства, в который входят Председатель Правительства, его заместители, иногда — некоторые ведущие мини­стры, а также руководитель аппарата Правительства. Конкретный состав президиума Правительства определяется постановлением Пра­вительства. Президиум вправе принимать решения от имени Прави­тельства по некоторым вопросам.

Из состава членов Правительства образуются также комиссии и со­веты, объединяющие группу министров, близких по профилю работы (комиссии по внешней политике, по экономике, по координации согла­шений о разделе продукции, по вопросам Содружества Независимых Государств и др.). Есть межведомственные комиссии (например, по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей). Иногда создаются временные комиссии (например, Комиссия по опе­ративным вопросам, в кризисных условиях создавался оперативный штаб Правительства для стабилизации экономического положения). Председателем некоторых наиболее важных комиссий может быть Председатель Правительства, другими руководят его заместители.







Сейчас читают про: