Почему раньше у нас не было Управляющих советов?

Наличие Управляющего совета - это признак школы, устроенной на демократических началах, когда в управлении участвует не только узкий круг штатных "начальников", но и представители "широких школьных масс", всего школьного населения - родителей, педагогов, самих Школьников.

В прежние годы школы в нашей стране управлялись жестко Централизованно, учили детей по единому для всей огромной страны учебному плану и программе. Вы могли посетить, например, в 8-м классе московской школы первый из отведенных программой двадцати двух часов урок литературы, посвященный творчеству А.С.Пушкина, а затем приехать, например, в Новосибирск и уже в новосибирской школе наблюдать второй урок по тому же разделу единой программы.

Такой школой управлять чиновникам было намного легче, хотя никакой демократии в этом централизованном управлении, конечно, не было. Ключевые управленческие решения принимались тогда, разумеется, не в школе, и даже не в РОНО и ОБЛОНО. Да и центральное Министерство просвещения страны тоже не было главным звеном, реально управляющим образованием.

Образование было предметом заботы центральных идеологических партийных органов, которые и определяли школьную политику, а затем ее под их контролем выполняли все звенья не очень поворотливой и не слишком чувствительной к переменам, но очень мощной государственной школьной "машины" - от республик, краев и областей до городов, районов и школ.

Ясно, что в таких условиях управленческие возможности администрации и коллективов школ были сильно ограничены: они не могли сами определять учебные программы, формировать различные потоки учащихся с учетом их способностей, интересов и склонностей, но были обязаны проводить в жизнь четкую государственно-партийную линию и быть "идеологическими бойцами".

А уж мнение родителей, отдельных учителей и школьников в такой единообразной и управляемой указами сверху школе и подавно не могло существенно влиять на работу школы.

Значит ли это, что в советской и затем в российской школе вовсе не было начал демократии и самоуправления? Нет, такие начала, конечно, были, хотя - извинимся за игру слов - на самом начальном уровне, без реальных рычагов влияния на управление школой и, увы, очень часто - с сильным налетом формализма и заорганизованное™.

В школах действовали, посильно помогая учителям, родительские комитеты, большие силы тратились на создание и организацию работы ученических комитетов, советов старост, немало полезного (к сожалению, не всегда и не во всем) делали школьные пионерские и комсомольские организации...

Наконец, на пике демократических преобразований периода перестройки, в конце 80-х годов, во многих школах стали появляться и Школьные Советы, а в 1999г., после выхода соответствующего президентского Указа, - Попечительские советы, начавшие помогать школам в привлечении дополнительных ресурсов.

Принципиально новым и важным в появлении Управляющих советов является как раз то, что отличает их от существовавших раньше форм самоуправления и Попечительских советов - полноценное участие в принятии и реализации функций управления школой. До создания Управляющих советов вопрос о придании общественным Советам реальных управленческих функций решен не был. Да и сегодня необходимость появления именно Управляющих советов осмыслена и понята еще далеко не везде.

Для решения этого вопроса должны были сложиться необходимые условия и предпосылки. Они возникли в наши дни.

Государство начало признавать недостаточность своего вклада в образование и обращаться к обществу с предложением более активно влиять на обучение и воспитание молодого поколения.

Профессиональное сообщество педагогов стало понимать необходимость диалога со своими "потребителями", необходимость сделать школу более открытой и "прозрачной", осознало, что задачи обучения и воспитания невозможно решать только силами профессионалов. Наиболее активные представители общественности изъявили готовность включиться в решение школьных задач, а также приобрести опыт участия в управлении школами.

В разных регионах страны появились инициативные группы, которые смогли начать проект по созданию Управляющих советов, организовать глубокое изучение мирового опыта создания и работы Школьных Управляющих советов и его соотнесение с российскими особенностями 4.

Итак, сегодня, когда многие необходимые предпосылки построения государственно-общественного взаимодействия в образовании созданы или создаются, именно Управляющие советы, тесно взаимодействующие с органами самоуправления внутри школы и попечительскими организациями, действующими на региональном и муниципальном уровнях, могут стать центром демократической российской школы и движущей силой ее строительства.

----------------------

4 Работа таких групп позволила приступить и к созданию настоящего Пособия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: