Школьный уклад

Однако школа живет не только по Уставу и локальным актам. Ее жизнь гораздо богаче, чем это предусмотрено нормативными документами. Да на бумаге и невозможно исчерпывающе описать и предвосхитить все возможные ситуации, которые могут произойти (и происходят) в наших школах. Эти ситуации тоже должны каким-то образом регулироваться.

Поэтому, кроме писаных правил, в любой школе существует целая система норм и ценностей, согласно которым в школе живут, общаются и учатся участники образовательного процесса. Эти "неписаные" правила сформировались путем достаточно долгой "притирки" ценностей учителей, администрации, учащихся и их родителей и относятся к организационной культуре (укладу, традициям) каждой конкретной школы.

Организационная культура (уклад, традиции) школы - система ценностей, норм, верований, представлений, убеждений, которые (чаще всего на неосознаваемом уровне) разделяются большинством коллектива школы и во многом определяют поведение членов школьного сообщества.

Таким образом, все участники образовательного процесса вынуждены считаться не только с Уставом школы и ее локальными актами, но и следовать нормам организационной культуры. В культуре, в укладе школы живут ценности и нормы социально приемлемого поведения. Стиль одежды педагогов и учащихся (деловой или достаточно свободный), принятый способ общения администрации и учителей, учителей и учащихся, учителей и родителей регулируются именно этими нормами. Если деятельность кого-то из участников образовательного процесса будет выходить за пределы этих норм, то она получит иногда молчаливое, а иногда и громогласное неодобрение.

Нормы организационной культуры свои проявления обычно находят в высказываниях типа: "У нас в школе так не принято", "В нашей школе принято делать так", "В нашей школе всегда был такой порядок", "У нас этого делать нельзя", "Мы всегда поступали так" и т.п.

. Школа может быть достаточно консервативной или, наоборот, стремящейся к нововведениям. В школе, исповедующей "культ знаний", отношение к детям со стороны учителей, как правило, зависит от их учебных успехов. Однако существуют школы, в которых учебные достижения учащихся стоят далеко не на первом месте в ряду ценностей педагогического коллектива. Это также зависит от особенностей организационной культуры. Педагоги могут ставить во главу угла успехи учащихся или, напротив, делать акценты на их неудачах. Школа может быть "теплой" или "холодной", уютной и не очень, и эти характеристики зависят не только от температуры воздуха в классах и количества цветов в школьных коридорах... Несмотря на то, что организационная культура очень сложно диагностируется и еще сложней описывается, с ее проявле­ниями участники образовательного процесса сталкиваются ежедневно.

Кстати, и в той организации, где Вы, уважаемый читатель, работаете, есть своя организационная культура, и она тоже в значительной степени регулирует поведение сотрудников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: