double arrow

Ключевые этапы развития слухового восприятия маленького ребенка с КИ


• Ребенок начинает обращать внимание на окружающие звуки (1-3 мес.)

• Ребенок начинает искать источник звука (1-4 мес.)

• Ребенок спрашивает, что это за звук (1-6 мес.)

• Ребенок начинает узнавать окружающие звуки и часто используемые слова только на слух (1-6 мес.)

• Ребенок начинает использовать вокализации и слова для общения с окружающими (если вокальная активность уже была, то она усиливается) (2 недели - 6 мес.)

• Ребенок начинает спонтанно осваивать новые слова и фразы (1-2 года)

• Ребенок задает вопросы о значении незнакомых слов (>2 года)

В скобках указан интервал времени после включения процессора КИ. Этот интервал у разных детей очень варьирует в зависимости от возраста ребенка, наличия у него слухового опыта (в том числе в результате постоянного использования слуховых аппаратов), наличия сопутствующих нарушений психических функций (нарушения внимания, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков), наличия опыта систематических занятий с сурдопедагогом, участия родителей в занятиях с ребенком.

В целом в течение 6-12 месяцев у большинства детей, имплантированных в раннем возрасте, при правильно организованной коррекционной работе и занятиях родителей формируются все основные центральные механизмы анализа речи как звуковых сигналов. Благодаря этому слух начинает работать на развитие речи так, как это происходит у нормально слышащих детей. Поэтому дальнейшая слухоречевая работа проводится в рамках развития у ребенка речевой системы - пассивного и активного словаря, грамматической системы языка, использования речи для общения. При этом следует иметь в виду проблемы слухоречевой памяти, характерные для большей части детей с КИ, в первые годы использования КИ. Особое внимание следует также уделять развитию у ребенка слухового восприятия грамматической стороны речи. Это обусловлено тем, что при восприятии речи в естественных условиях ребенок с КИ, как ребенок с 1 степенью тугоухости, недостаточно точно слышит окончания, предлоги, приставки и не осваивает правила словообразования и словоизменения в зависимости от рода, числа, падежа, времени и пр. А это очень критично для русского языка. В предшкольном и раннем школьном возрасте необходима также целенаправленная работа по развитию фонематического слуха.


Сейчас читают про: