Основные типы СПС

К специализированному подвижному составу (СПС) относятся АТС, приспособленные для перевозки одного или нескольких видов однородных грузов и оборудованные различными приспо­соблениями и устройствами, обеспечивающими сохранность гру­зов и механизацию или автоматизацию выполнения ПРР.

Основные типы СПС приведены в табл. 3.1

Таблица 3.1 Основные типы специализированного подвижного состава

Тип Вид Основные особенности
Фургоны Универсальный Для перевозки различных грузов, требующих только защиты от внешних воздействии.
Специализированный Для перевозки одного вида груза (мебель, хлеб и пр.)
Изотермический С повышенной изоляцией от внешней среды для сохранения температурного режима перевозки груза
Рефрижератор Поддерживает заданный температурный режим перевозки груза в диапазоне: FR-A: до 0ºС FR-B: от 0 до -10ºС FR-C: от 0 до -20ºС CR-A: от -10 до +12ºС CR-D: от -20 до +12ºС
Электроновоз Для перевозки электронной техники с особо мягкой подвеской и усиленной внешней изоляцией
Самосвалы Универсальный Для перевозки различных навалочных грузов
Строительный С разгрузкой на три стороны и герметичным кузовом
Сельскохозяйственный С повышенным объемом кузова и проходимостью
Карьерный С усиленным кузовом
Цистерны Для жидких грузов Для сыпучих грузов Для газообразных груз. Специализированы по видам груза (топливо, молоко, вода и т.д.) То же
Панелевозы Хребтовые Имеют центральную раму для вертикального крепления панелей с небольшим уклоном к центральной оси
Кассетные Имеют каркасную раму для перевозки вертикально расположенных панелей
Платформенные Имеют специальную платформу для перевозки панелей в горизонтальном положении
Лесовозы   С повышенной проходимостью и прицепом-роспуском
Фермовозы   С усиленной рамой для исключения прогиба и повышенных боковых нагрузок на перевозимые конструкции
Тяжеловозы   Многоосные транспортные средства для перевозки грузов, которые не могут быть перевезены на стандартном ПС

Автомобили- и прицепы-самосвалы имеют специальные кузова для разгрузки путем сбрасывания сыпучего или другого груза, не требующего осторожности при разгрузке.

По принципу разгрузки АТС-самосвалы делят на три группы: с опрокидывающимися кузовами (груз сбрасывается наклоном кузова), с бункерной выгрузкой (груз сбрасывается при неподвижном кузове по наклонным плоскостям, составляющим борта или дно кузова – горбатое дно, хоппер), с принудительным выталкиванием груза из кузова (конвейерный пол, шнеки).

Наиболее распространены АТС-самосвалы с опрокидывающимися кузовами. По направлению опрокидывания различают: с опрокидыванием кузова только назад, с опрокидыванием кузова на одну сторону, с опрокидыванием на любую из трех сторон, с предварительным подъемом и опрокидыванием кузова назад или на сторону.

АТС-самосвалы с принудительным выталкиванием груза из кузова делят на две группы: с конвейерным полом (шторные) и с продольным винтом (шнековые).

У шторных самосвалов кузов оборудован по всему полу бесконечной лентой или лентой, перематываемой с одного валика на другой. В шнековых самосвалах на дне кузова устанавливают один или два винта (шнека), при вращении которых происходит выбрасывание груза.

Разновидностью автомобилей-самосвалов являются самосвалы-думперы. Имея короткую базу, думперы обладают хорошей маневренностью и проходимостью, что важно при работе в карьерах и на строительных площадках. В некоторых моделях сиденье водителя вращается на 180º. Это дает возможность, не разворачивая автомобиля, двигаться задним ходом.

Предусмотрен также больший наклон кузова, способствующий ускоренной и полной разгрузке.

Автомобили с контейнерными (сменными) кузовами являются наиболее универсальным типом грузовых АТС, так как они могут быть использованы для перевозки грузов в различных условиях. При погрузке с земли сменный кузов грузят на автомобиль за 5-8 с.

Автомобили – самопогрузчики имеют приспособления для механизированной погрузки и выгрузки грузов. Наибольшее распространение среди них получили автомобили с лебедками и шпилями, крановыми установками, грузоподъемным задним бортом и другими подъемными механизмами. Однако грузоподъемность ПС уменьшается на массу этих механизмов.

АТС-фургоны имеют закрытые кузова, внутри которых могут быть устроены приспособления, необходимые для перевозки определенного вида груза. Они широко применяются для перевозки продовольственных и промышленных товаров, медикаментов и пр.

Различают фургоны универсальные для перевозки различных грузов и специальные – для перевозки одного или нескольких однородных грузов (скоропортящихся продуктов, хлебобулочных изделий, мебели и пр.). Эти АТС могут быть с изотермическим или холодильным оборудованием.

АТС-цистерны используют для перевозки жидких, наливных и сыпучих грузов. Цистерну изготавливают из листовой стали или для снижения массы – из алюминиевых сплавов. Цистерна внутри разделена перегородками для уменьшения гидравлических ударов. Наибольшее распространение получили цистерны для перевозки жидких топлив, смазочных материалов, пищевых продуктов и кислот. Цистерны для пищевых продуктов делают эмалированными изнутри, а снаружи окрашивают в светлые тона для отражения солнечных лучей. При перевозке скоропортящихся грузов стенки охлаждаются, а вязких грузов – подогреваются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: