При заключении договоров и приеме разовых заказов на перевозку грузов АТО объемы перевозок в тоннах пересчитывают в платные автотонно-часы с учетом типа и модели АТС, выделяемого клиентуре, рода груза, расстояния перевозки, расчетных норм пробега ПС и норм простоя под погрузкой и разгрузкой.
Объем транспортных услуг в платных автотонно-часах (АТЧ) на маршрутных перевозках определяется по формуле
АТЧ = q (ln.r/Vтн +tпр) Qобщ / q γ,
где q - номинальная грузоподъемность ПС, т; ln.r - среднее расстояние перевозки. км; Vтн - нормативная техническая скорость движения. км/ч; tпр - время простоя подвижного состава под погрузкой и разгрузкой за одну ездку, ч; Qобщ - общее количество груза, предъявляемое к перевозке, т; q γ - производительность ПС за одну ездку. т.
Использование при планировании перевозок нового объемного показателя (авroтонно-часы) не исключает возможности учета ПС в АТО по установившимся традиционным показателям - в тоннах и тонно-километрах.
Повышение производительности грузового автомобильного транспорта является важнейшей задачей в деятельности АТО и организаций обслуживаемой клиентуры, так как этот показатель отражает уровень эффективности общественного труда и степень удовлетворения потребностей народного хозяйства в перевозках грузов. Повышение показателя производительности АТ должно быть обеспечено как организационно-техническими мероприятиями, так и за счет совершенствования хозяйственного механизма, в первую очередь системы планирования основных технико-эксплуатационных показателей и форм материального стимулирования работников АТО.
В настоящее время основными направлениями, способствующими повышению производительности грузового автомобильного транспорта, следует считать: развитие централизованного транспортного обслуживания предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства и торговли; концентрацию парка автомобилей в крупных АТО и совершенствование структуры парка подвижного состава; совершенствование организации, планирования и технологии перевозочного процесса; развитие контейнерного и пакетного способов перевозки грузов и механизации ПРР; широкое применение автопоездов с прицепами и полуприцепами; внедрение прогрессивных методов организации труда - бригадного подряда.
Контрольные вопросы:
- Каковы причины применения двух показателей для определения производительности ПС?
- Как рассчитывается объем перевезенного груза?
- Как определяется количество выполненных тонно-километров?
- Каковы особенности применения среднестатического и среднединамического показателей использования грузоподъемности?
- Каковы основные способы повышения производительности ПС?