Существует два основных типа автомобильных линий регулярных междугородных сообщений: автолинии, параллельныe магистральным путям других видов транспорта, и автолинии, пролегающие в районах, где другие виды транспорта отсутствуют или сеть их недостаточно развита.
Автолинии первого типа координируют свою работу с параллельными им железными дорогами, речными и морскими (в малом каботаже) путями. В их грузообороте преобладают перевозки на расстояния в пределах 150-200 км. На расстояние 1000 км и более перевозятся преимущественно грузы, требующие срочной доставки, особо ценные или мелкопартионные. Наибольшее экономически оправдываемое расстояние доставки грузов на автолиниях этого типа определяется путем сравнения расходов на перевозку автомобильным и другим параллельным ему видом транспорта.
Автолинии второго типа, являясь единственным видом наземного регулярного транспорта в обслуживаемом районе, связывают глубинные пункты с магистральными путями других видов транспорта, участвуя вместе с ними в смешанных перевозках. Ими выполняется значительный и разнообразный по составу и характеру объем перевозок. Максимальная дальность перевозок на таких автолиниях практически неограниченна и определяется длиной грузопотоков независимо от их мощности, т. е. необходимостью доставки грузов по назначению.
Сеть автомобильных линий неуклонно развивается. Одновременно растут и объемы перевозок. Грузооборот автомобильной линии составляется как из грузовых потоков, возникающих и заканчивающихся в районе ее обслуживания, и в пунктах, непосредственно расположенных на ее трассе или на дорогах, к ней примыкающих, так и из потоков грузов, проходящих по автолинии транзитом, зарождающихся вне района ее расположения и вне его же погашаемых. Таким образом, все грузопотоки можно разделить на местные и транзитные. Обслуживание местных грузопотоков составляет одну из основных и трудоемких функций междугородных сообщений. Сюда входят:
· рациональное распределение грузопотоков между различными видами транспорта,
· оперативное планирование перевозок,
· прием, выдача грузов,
· выполнение транспортно-экспедиционных операций,
· производство погрузочно-разгрузочных работ (преимущественно при перевозках мелких отправок),
· осуществление самого процесса перевозки,
· организация работы грузовых автомобильных станций,
· расчеты за перевозки с грузовладельцами и т. п.
Транзитные грузопотоки обслуживаются обычно подвижным составом автотранспортных предприятий тех районов, откуда или куда следуют грузы. Поэтому предприятия данной автолинии оказывают им лишь техническую помощь, снабжают топливом, предоставляют отдых и питание водителям.