Важную роль в организации перевозок грузов играет оперативный анализ работы автомобилей, который производится ежедневно. Его цель - вскрыть основные недостатки в осуществлении перевозок и в кратчайшие сроки принять меры к их устранению. В ходе такого анализа наряду с эксплуатационными показателями работы подвижного состава целесообразно обратить внимание и на экономические показатели, в первую очередь на рентабельность перевозок. Определение рентабельности перевозок при оперативном планировании производится по действующим тарифам на перевозку грузов автомобильным транспортом и укрупненным показателем по себестоимости перевозок. Такими показателями себестоимости (их подготавливает плановый отдел АТО) являются переменные расходы (зависящие от величины пробега автомобилей) на 1 км пробега, постоянные (накладные расходы) на 1 автомобиле-час работы и основная и дополнительная заработная плата водителей с начислениями.
По укрупненным показателям себестоимости можно производить сравнение различных вариантов маршрутов при составлении сменно-суточного плана перевозок (грузовой карты). Это позволит повысить рентабельность работы АТО, что в новых условиях планирования и экономического стимулирования определяет эффективность работы автомобильного транспорта.
При централизованных перевозках грузов должен быть организован ежедневный оперативный учет количества перевезенного груза по каждому приказу в отдельности, для чего в диспетчерской ведется ведомость по форме, приведенной в табл. 26.1
Таблица 26.1 Ведомость учета грузов с ________________________________________
на _____________декаду________________месяца 200___г.
№ приказа-наряда | Вывезено по дням, т | Всего за декаду | |||||||||
20/20 | 30/28 | 15/18 | 30/25 | 20/22 | 25/25 | 30/32 | 30/27 | 25/25 | 25/28 | 250/250 | |
И т.д. |
Примечание: В числителе указан план, в знаменателе – фактическое выполнение
В соответствии с учетом перевезенного груза по дням производится регулирование перевозок по приказам. Для этого необходимо кроме количественного учета знать причины невыполнения плана. Если план не выполнен по вине АТО, то в последующие дни необходимо его восполнить. Оперативное планирование перевозок имеет большое значение в увеличении эффективности работы автомобильного транспорта и повышении ответственности за выполнение конечного результата деятельности АТО.
Контрольные вопросы:
- Какие основные транспортные документы должны быть у водителя?
- Сколько экземпляров ТТН должно заполняться?
- Какую работу проводит диспетчер с путевым листом?
- Как определяется пробег автомобиля?
- Как определяются простои АТС?
- Как определяется фактический расход топлива?
- Что называется реестром путевых листов и как он составляется?
- Каким образом могут быть определены причины невыполнения оперативного плана?
- Как определяются простои при изменении маршрута движения?
- Как определяется рентабельность перевозок?