Становление специализированных прокуратур

Военная прокуратура. Необходимость в создании и особом регулировании организации военной прокуратуры была обусловлена Гражданской войной и борьбой с силами иностранной интервенции. В условиях высокой мобильности вооруженных сил, специфических организационных принципов их построения и функционирования в армии и на флоте, военная прокуратура (так же как и военные трибуналы) могла строиться и действовать только следуя этим общим закономерностям. При каждом реввоентрибунале военного округа, фронта или армии состоял военный прокурор, непосредственно подчиненный помощнику прокурора республики при Верховном Трибунале по Военной Коллегии и по его представлению назначаемый прокурором республики. Для осуществления функций надзора при корпусных и дивизионных отделениях рев-воентрибунала (РВТ) состояли помощники военного прокурора округа, которые по его представлению назначались и отзывались прокурором республики. В обязанности военного прокурора входило: наблюдение за законностью действий всех должностных лиц данного военного округа или фронта, включая Реввоенсовет (РВС) и предложение об отмене или изменении актов, изданных ими в нарушение действующих законов, за исключением распоряжений и приказов оперативного характера. При несогласии этих лиц и органов отменить незаконные распоряжения и постановления должностных лиц и учреждений военный прокурор вправе был обжаловать их соответствующему командиру или комиссару непосредственно, а решения РВС фронта, округа или армии – через прокурора республики. Военные прокуроры осуществляли надзор за производством дознания и предварительного следствия органами военного и морского ведомства, включая органы ГПУ, путем дачи им указаний и распоряжений. На них возлагалось возбуждение судебного преследования как по собственной инициативе, так и по поступающим жалобам и заявлениям. При обнаружении признаков преступлений со стороны гражданских должностных лиц и частных лиц военный прокурор обязан был сообщить об этом соответствующему губернскому прокурору или его помощнику в уезде. Если же после извещения через месячный срок выяснялось, что со стороны губернского прокурора не последовало дальнейших действий по пресечению или установлению преступления, военный прокурор сообщал об этом прокурору республики. При отсутствии в регионе губернских прокуроров он обязан был принять непосредственно предусмотренные законом меры. На военного прокурора с первых дней создания прокуратуры возлагалась функция координации деятельности по борьбе с преступностью в вооруженных силах. Военные прокуроры округа или фронта созывали периодические совещания в составе: председателя – прокурора и членов, а именно: председателя реввоентрибунала, начальника особого отдела ГПУ, начальника РКИ и председателя РВС «для выработки необходимых мер и объединения всех мероприятий по борьбе с преступностью». В губерниях и областях, где не было военного прокурора или его помощника, губернские прокуроры и их помощники выполняли все функции и пользовались всеми правами военной прокуратуры, уведомляя о своих действиях военного прокурора соответствующего округа, фронта или армии. При отсутствии военной прокуратуры губернский прокурор осуществлял надзор за военно-следственными органами и органами дознания, включая следственные подразделения ГПУ, а также руководство их процессуальной деятельностью. О всех данных им указаниях военным органам дознания и следствия губернский прокурор или соответствующий участковый (уездный) прокурор обязан был поставить в известность соответствующего военного прокурора. В целях взаимной информации о состоянии законности и разработки общего плана дальнейшей деятельности губернской, военной и военно-транспортной прокуратур не реже одного раза в два месяца созывалось совещание под председательством губернского прокурора.

Водно-транспортная прокуратура. На водно-транспортную прокуратуру возлагались надзор за законностью и борьба с преступлениями на водном транспорте независимо от того, находился объект преступления или место его совершения (судно, причалы, завод и т.п.) в ведении Наркомвода или других ведомств. Прокуратура СССР определила, что расследование преступления, срывающего или тормозящего работу водного транспорта, где бы оно ни было совершено, должно проводиться под надзором водно-транспортной прокуратуры. К ее же ведению отнесен был и надзор по делам, возникающим на предприятиях, которые входят в систему любых ведомств, обслуживающих водный транспорт. По этим делам водно-транспортная прокуратура обязана была информировать территориальную Прокуратуру. На предприятиях других ведомств, частично обслуживающих водный транспорт, надзор возлагался на территориальную прокуратуру, и только по наиболее важным делам, связанным с выполнением заказов водного транспорта, надзор осуществляла воднотранспортная прокуратура по согласованию с территориальной прокуратурой. Все разногласия между ними разрешались сектором водного транспорта Прокуратуры СССР, а затем – Главной прокуратурой водного транспорта. Дела в отношении клиентуры водного транспорта возбуждала и надзор по ним осуществляла прокуратура водного транспорта, ставя о них в известность территориальную прокуратуру. По делам, отнесенным к ведению воднотранспортной прокуратуры, она осуществляла надзор независимо от того, каким органом (судоходный надзор, следователь прокуратуры, УГБ и т.д.) велось расследование или дознание. В 1931 г. постановлением Коллегии Наркомюста РСФСР были созданы межкраевые водные прокуратуры.

Трудовая прокуратура. В условиях нэпа, развития частнопредпринимательской деятельности получили распространение нарушения, в том числе преступные, законодательства о труде. Это вызвало соответствующую реакцию государства, выразившуюся в организационном укреплении прокурорского надзора за правомерностью действий предпринимателей. В двадцати наиболее развитых в промышленном отношении губерниях в составе губернских прокуратур с января 1924 г. были выделены прокуроры, которые осуществляли надзор за соблюдением законов, прежде всего со стороны любых нанимателей рабочей силы. На этих специализированных, «трудовых» прокуроров возлагался надзор за исполнением законов инспекцией труда, другими органами и организациями, а также при рассмотрении таких дел в суде. Прокурор по трудовым делам при Верховном Суде назначался по согласованию с Наркомтрудом и пользовался правами прокурора Коллегии Верховного Суда. Прокурор по трудовым делам выполнял в сфере действия трудовых отношений все функции прокуратуры, в том числе возбуждения уголовного преследования против должностных и частных лиц за нарушения законов о труде; надзора за следствием и дознанием по таким делам; участия в распорядительных заседаниях и поддержания обвинения в суде; опротестования судебных приговоров и определений в кассационном и надзорном порядке; возбуждения гражданских дел, вытекающих из трудовых правоотношений, а также вступления в них в любой стадии процесса. С санкции прокурора республики, прокурор по трудовым делам осуществлял функции надзора и во всех других случаях, когда это признавалось необходимым. На него возлагалось руководство деятельностью местных прокуроров в отношении трудовых дел путем дачи указаний и разъяснении по отдельным делам. В своей деятельности прокурор по трудовым делам при Верховном Суде подчинялся непосредственно помощнику прокурора республики при Верховном Суде, перед которым и отчитывался в установленные сроки. Постоянное местопребывание прокурора по трудовым делам находилось при Наркомате труда (НКТ). Прокурор использовал технический аппарат бюро надзора НКТ по трудовым делам. Осуществляемая под его руководством работа местных трудовых прокуратур проводилась во взаимодействии с профсоюзами, хозорганами, отделами труда, соцстраха и другими органами. Это был, по многочисленным отзывам и письмам, один из наиболее популярных среди населения отрядов прокуратуры. В резолюции VI Съезда профсоюзов СССР было сказано, что трудовые прокуратуры себя оправдали, и опыт их организации и деятельности следует закрепить во всесоюзном масштабе в законодательном порядке. В постановлении Съезда об этом говорится: «Считаясь с изменениями состава трудовых сессий и в целях улучшения результатов Их работы, а также исходя из необходимости усиления наблюдения за соблюдением законодательства о труде, Съезд признает необходимым создание при Верховном Суде СССР, а также при Верховных Судах всех союзных республик специальной прокуратуры по трудовым делам и таковой прокуратуры при губернских судах в промышленных районах и усиления их работы». Трудовая прокуратура создавалась в связи с отходом Нарком-труда от непосредственной судебной работы как орган, связанный с НКТ, и отдела прокуратуры. И хотя прокурор по трудовым делам при Верховном Суде в своей деятельности подчинялся непосредственно Старшему помощнику прокурора республики, его заместитель одновременно являлся заместителем заведующего бюро надзора НКТ. Органы НКТ на местах – инспекции труда, состоящие при отделах труда, являлись органами дознания. Право поддерживать обвинение в суде по трудовым делам принадлежало как прокуратуре, так и инспекции труда. Но по наиболее актуальным уголовным и гражданским делам наряду с выступлением инспектора труда выступление прокурора по трудовым делам было обязательным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: