О валютных операциях, совершаемых нерезидентами РФ исключительно в иностранной валюте, см. Положение ЦБР от 14 октября 1999 г. N 93-П

2. Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении указанных валютных операций.

3. Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 13 Федерального закона.

15. Правовое регулирование ввоза в РФ и вывоза из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.

Регламентирование ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Законом установлено, что ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ. Физические лица — резиденты и нерезиденты имеют право единовременно (без каких-либо документов, подтверждающих ее происхождение) вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте до 10 тыс. долларов США. При единовременном вывозе из России физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте до 3000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.

Статья 15. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг

1. Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации.

При единовременном ввозе в Российскую Федерацию физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме.

2. Физические лица - резиденты и физические лица - нерезиденты имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, валюту Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные или переведенные в Российскую Федерацию, при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в Российскую Федерацию.

3. Физические лица - резиденты и физические лица - нерезиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту и (или) валюту Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации была ранее ввезена или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации.

При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации не подлежит декларированию таможенному органу.

При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации.

Единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

3.1. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, вывозимые дорожные чеки подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.

4. При единовременном вывозе из Российской Федерации резидентами и нерезидентами иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3 и 3.1 настоящей статьи, вывозимые иностранная валюта, валюта Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.

5. В случаях, указанных в частях 1, 3 и 3.1 настоящей статьи, перерасчет иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в доллары США осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации на день декларирования таможенному органу. Для целей декларирования таможенному органу внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме принимается:

1) для эмиссионных ценных бумаг - номинальная стоимость ценных бумаг;

2) для иных ценных бумаг, удостоверяющих право на получение валюты Российской Федерации или иностранной валюты, - соответствующая сумма в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет указанная ценная бумага.

16. Валютный контроль: понятие, цели, принципы.

Валютный контроль можно охарактери­зовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения ва­лютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций. Более развернутое определение валютного контроля сформулировано А. С. Селивановским как «особый вид деятельности государства и некоторых негосударственных организаций, уполномоченных и обязанных выполнять на тер­ритории РФ контрольные функции при осуществлении опера­ций, связанных с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, ввозом и пересылкой в РФ, вывозом и пересылкой из РФ валютных ценностей, а также операций не­резидентов в валюте Российской Федерации».

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций. Эта цель ранее была закреплена в ч. 1 ст. 10 Закона РФ № 3615-1, однако в Федеральном законе № 173-ФЗ цель валют­ного контроля прямо не указана.

Принципы валютного контроля в Федеральном законе № 173-ФЗ также прямо не закреплены (ст. 3 содержит единые принци­пы, распространяющиеся в равной степени, как на валютное ре­гулирование, так и на валютный контроль). Однако путем толко­вания его норм можно выделить следующие принципы:

· законность — состоит в требовании неукоснительного со­блюдения норм валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при проведении контрольных мероприятий;

· обязательность — заключается в том, что осуществление контрольных мероприятий является не правом, а обязанностью органов валютного контроля и агентов валютного контроля (п. 1 ч. 7 ст. 23), при этом ответственность для органов валют­ного контроля, агентов валютного контроля и их должностных лиц устанавливается не только за нарушение ими прав резиден­тов и нерезидентов, но и за неисполнение функций, установ­ленных указанным Федеральным законом (ч. 12 ст. 23);

· обеспечение коммерческой, банковской и служебной тайны — закреплен в ч. 8 ст. 23, согласно которой органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банков­скую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществ­лении их полномочий;

· институционалъностъ — заключается в том, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нару­шении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются иным орга­ном валютного контроля, передают органу валютного контро­ля, имеющему право применять санкции к данному лицу, ин­формацию, указанную в ч. 9 ст. 23;

· разграничение компетенции — проявляется в двух аспектах: общее разграничение компетенции между органами валютного,.контроля и агентами валютного контроля (ч. 1 и 2 ст. 23); разгра­ничение компетенции между Правительством РФ (ч. 6 ст. 22), Банком России (ч. 4 ст. 22), Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и агентами валютного контроля (ч. 5 ст. 22). По сравнению с Законом № 3615-1 в Федеральном законе № 173-ФЗ направления валютного контроля упомянуты только в самой общей форме. Ими являются (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 23): про­верка соблюдения резидентами и нерезидентами актов валют­ного законодательства РФ и актов органов валютного регулиро­вания; проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

17. Органы валютного контроля, их компетенция.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти по действующему в настоящее время Постановлению Правительства РФ от 23 августа 2000 года № 624 Вопросы Министерства Российской Федерации является Министерство Финансов РФ. Министерство Финансов РФ обеспечивает проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, промышленной политики при добычи, производстве и переработке драгоценных металлов и драгоценных камней и координирует деятельность в этих сферах иных федеральных органов исполнительной власти, и осуществляет права и функции упраздненной Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю по организации и проведению валютного контроля и ведению единой информационной системы валютного контроля.

Приказом Министерства финансов РФ от 18 августа 2003 года № 77н утверждено Положение о территориальных органах валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации. Территориальными органами валютного контроля Министерства финансов РФ являются подразделения Министерства финансов РФ, осуществляющие свою деятельность непосредственно на закрепленной за ними территории и обеспечивающие осуществление возложенных на Министерство финансов РФ как орган валютного контроля прав и функций по проведению валютного контроля.

Территориальный орган валютного контроля имеет право проводить проверки соблюдения валютного законодательства РФ резидентами и нерезидентами, выносить решения о привлечении их к ответственности за выявленные нарушения валютного законодательства РФ, а также давать обязательные для исполнения резидентами и нерезидентами предписания об устранении выявленных нарушений, в пределах своей компетенции осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, получать в установленном порядке от органов и агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных органов информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления своих функций в сфере валютного контроля, а также осуществлять в пределах своей компетенции иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ.

18. Правовой статус агентов валютного контроля.

ФЗ «ОВРиВК» выстраивает систему агентов валютного контроля несколько более определенно, чем систему органов валютного контроля. Согласно ч. 3 ст. 22 ФЗ «ОВРиВК» агентами валютного контроля в РФ являются:

1. Уполномоченные банки, которыми согласно п. 8 ч. 1 ст. 1 ФЗ «ОВРиВК» являются, во-первых, кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, и, во-вторых, действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями ЦБ РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

2. Не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Таким органом согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам»[1][20] является Федеральная служба по финансовым рынкам (далее – ФСФР).

Под профессиональными участниками рынка ценных бумаг согласно ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39–ФЗ «О рынке ценных бумаг»[2][21] понимаются юридические лица, осуществляющие один (или несколько) из следующих видов деятельности: брокерскую, дилерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарную деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг или по организации торговли на рынке ценных бумаг.

3. Таможенные органы, которыми согласно ч. 1 ст. 402 Таможенного кодекса Российской Федерации[3][22] (далее – ТК РФ) являются: 1) ФТС; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты. Однако со статусом таможенных органов как агентов валютного контроля связаны определенные сложности, возникшие в период между принятием и вступлением в силу ФЗ «ОВРиВК»

С 17 декабря 2003 года, то есть с момента официального опубликования ФЗ «ОВРиВК» в Российской газете, вступила в силу ч. 2 ст. 22 этого закона, устанавливающая несколько иной перечень органов валютного контроля по сравнению с тем, который существовал до этого. К этому моменту согласно абз. 1 и 2 ст. 198 действовавшего еще тогда старого ТК РФ от 18 июня 1993 года № 5221–1[4][23] Государственный таможенный комитет Российской Федерации (далее – ГТК РФ) являлся органом валютного контроля, а остальные таможенные органы – агентами валютного контроля. По мнению автора, уже с 17 декабря 2003 года ГТК РФ утратил статус органа валютного контроля в связи с вступлением в силу ч. 2 ст. 22 ФЗ «ОВРиВК», а остальные таможенные органы сохраняли статус агентов валютного контроля еще около двух недель до 1 января 2004 года.

1 января 2004 года вступивший в силу новый ТК РФ отменил положения ст. 198 старого ТК РФ. Таможенные органы, с одной стороны, утратили статус агентов валютного контроля, но, с другой стороны, были наделены функцией по осуществлению в пределах своей компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с п. 7 ст. 403 нового ТК РФ. Затем 18 июня 2004 года они снова были наделены статусом агентов валютного контроля – теперь уже вместе с еще существовавшим тогда ГТК РФ – когда ФЗ «ОВРиВК» в бóльшей своей части вступил в силу.

4. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, откуда вытекает что данные органы обладают правовым статусом и органов, и агентов валютного контроля одновременно, поскольку, как уже было сказано выше, ФСФБН и ФНС осуществляют свою деятельность как органов валютного контроля непосредственно и через свои территориальные органы. Поскольку законодатель в ч. 2 ст. 23 ФЗ «ОВРиВК» закрепляет полномочия, предоставляемые исключительно органам валютного контроля, а в ч. 4 и 5 – права, которыми обладают только агенты, то из высказанного тезиса следует, что территориальные органы органов валютного контроля (имеются в виду только территориальные органы ФСФБН и ФНС, а территориальные учреждения ЦБ РФ в данном случае в расчет не принимаются, поскольку ЦБ РФ федеральным органом исполнительной власти не является) обладают в соответствии с данным законом обеими группами полномочий. В поддержку данного тезиса говорит и то, что обязанности органов и агентов валютного контроля законодатель также разделяет – в ч. 6 и 7 ст. 23 ФЗ «ОВРиВК», правда не столь последовательно, как их права.

19. Правовой режим проведения контроля экспортно-импортных операций. Понятие репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ.

Валютное регулирование внешнеторговой деятельности выражается в установлении особого правового режима использования иностранной валюты при осуществлении экспортно-импортных операций (в дальнейшем — валютный режим экспортно-импортных операций). Содержание его составляют установленные валютным законодательством обязательные требования к экспортерам и импортерам. Данные требования в определенной степени ограничивают свободу предпринимательства в сфере внешней торговли в отношении использования иностранной валюты, так как вводятся в целях защиты публичных интересов государства. Таким образом, требования валютного законодательства всегда носят ограничительный характер, поэтому их традиционно рассматривают в качестве валютных ограничений.

С учетом предмета регулирования, эти требования можно разделить на три основные группы: предпосылки совершения валютных операций, процедуры проведения отдельных валютных операций (последовательность действий ее участников) и последствия их совершения, которые включают обязанности резидентов перед государством, возникающие вследствие использования иностранной валюты во внешнеторговых операциях.

Таким образом, валютный режим экспортно-импортных сделок включает две основные составляющие: 1) условия и порядок проведения валютных расчетов, 2) обязанности резидентов — экспортеров и импортеров перед государством по использованию иностранной валюты.

Статья 19. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации

1. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

2. Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в следующих случаях:

1) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц - резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях исполнения обязательств юридических лиц - резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

2) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, - на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;

3) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению - на период проведения этих мероприятий;

4) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации - резиденты;

5) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;

6) при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.

(п. 6 введен Федеральным законом от 30.12.2006 N 267-ФЗ)

3. Иностранная валюта, зачисленная в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи на счета резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации, должна быть использована в целях исполнения резидентами своих обязательств, предусмотренных соответственно пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи, либо переведена на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках.

20. Контроль за своевременностью и полнотой поступления в РФ валютной выручки от экспорта товаров.

Органами валютного контроля согласно Закону являются ЦБ РФ и Правительство РФ. В качестве агентов валютного контроля определены уполномоченные банки.

Среди указанных мер наиболее важным следует признать разработку порядка осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров - как главного звена поступления иностранной валюты в РФ. На этот счет Государственным таможенным комитетом и Центральным банком была разработана Инструкция от 12 октября 1993 года № 19.

В целях обеспечения полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в РФ был установлен следующий порядок контроля за поступлением валютных средств на счета предприятий, учреждений, организаций - резидентов РФ, осуществляющих экспорт товаров, в уполномоченных банках.

Созданный механизм валютного контроля за поступлением валютной выручки предписывает экспортерам зачислять иностранную валюту как выручку от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ.

Экспортер - предприятие, учреждение, организациями физическое лицо - резидент РФ, от имени которого заключается контракт на экспорт товаров.

Банк - уполномоченный банк или его филиал, где ведется счет, на который должна поступить валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. Зачисление валютной выручки на иной счет возможно только по специальному разрешению ЦБ РФ. Механизм валютного контроля может быть эффективным только при активном взаимодействии таможенных органов и уполномоченных банков, которые имеют необходимый объем полномочий.

Паспорт сделки - базовый документ валютного контроля, оформляющийся экспортером по каждому заключенному контракту в уполномоченном банке. В паспорте сделки включаются сведения о внешнеэкономическом контракте, необходимые для осуществления рассматриваемого контроля. Если в паспорте сделки есть сведения, не соответствующие контракту, банк должен отказать в его подписании.

Учетная карточка таможенно-банковского контроля, которая составляется таможенными органами и направляется в банк для осуществления последним контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

Средства с транзитного текущего валютного счета на обязательную продажу части валютной выручки от экспорта товаров должны быть переведены не позднее 10 дней со дня зачисления выручки. Инструкция содержит полный перечень видов ответственности банков, экспортеров, сотрудников экспортеров и ответственных лиц банков за нарушение валютного контроля за поступлением валютной выручки.

21. Назначение и режим работы транзитного валютного счета.

Закон устанавливает строгое правило, в соответствии с которым иностранная валюта, получаемая организациями - резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Банком России.

Разделом II Письма 352 было установлено, что обязательному переводу не подлежат:

После завершения строительства объектов за границей резидент обязан перевести в РФ остаток средств в иностранной валюте в течение 30 дней от даты подписания акта о приемке объекта и урегулировании претензий заказчика.

Прибыль в иностранной валюте от проведения фондовых операций за границей подлежит переводу в РФ в течение 30 дней от даты завершения операций.

Валютные поступления от проведения за границей выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий подлежат переводу в РФ в течение 30 дней от даты завершения этих мероприятий.

Перевод иностранной валюты в отделения уполномоченных банков за границей не может рассматриваться как выполнение обязательств по переводу.

Установлено, что для осуществления обязательной продажи части валютной выручки резидентам в уполномоченном банке параллельно с текущим валютным счетом открывается транзитный валютный счет. Валютная выручка в полном объеме поступает на транзитный валютный счет, о чем уполномоченный банк не позднее следующего дня извещает владельца счета, который, в свою очередь, в течение трех дней должен дать поручение уполномоченному банку на ее продажу. По получении указанного извещения резидент дает поручение уполномоченному банку на обязательную продажу валюты и одновременное перечисление оставшейся части валютной выручки на свой текущий валютный счет. Уполномоченный банк, выполняя поручение клиента, не позднее следующего рабочего дня после его получения депонирует 75% валютной выручки, и осуществляет ее продажу в течение трех рабочих дней от даты депонирования средств для продажи на специальном лицевом счете.

При непредставлении владельцем счета указанного поручения в течение 3 дней от даты зачисления поступлений в иностранной валюте на транзитный счет, уполномоченный банк, действуя как агент валютного контроля, обязан на следующий рабочий день депонировать 75% валютной выручки, зачисленной на транзитный валютный счет резидента и в течение семи дней осуществить ее реализацию на внутреннем валютном рынке самостоятельно либо купить ее от своего имени и за свой счет в пределах лимита открытой валютной позиции, установленного для данного уполномоченного банка.

Одновременно с депонированием иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, уполномоченный банк списывает с транзитного счета резидента оставшуюся часть валюты на его текущий валютный счет.

В соответствии с правилами пункта 8 Инструкции No 7 с транзитных валютных счетов их владельцы могут осуществлять следующие перечисления:

В свою очередь, средства, поступающие с транзитных валютных счетов резидентов на транзитные валютные счета российских транспортных, страховых и экспедиторских организаций, суммы комиссионного вознаграждения посреднических организаций являются их валютной выручкой и подлежат частичной обязательной продаже за исключением случаев, когда данные расходы осуществлялись предприятиями, в том числе посредническими, со своих текущих валютных счетов. В такой ситуации на сумму фактически произведенных платежей средства в иностранной валюте с транзитных валютных счетов переводятся на текущие валютные счета посреднических организаций.

22. Понятие и функции паспорта сделки.

Паспорт сделки — документ, служащий целям валютного контроля. Паспорт сделки оформляется в случае, если имеют место валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а в некоторых случаях — через счета в банке-нерезиденте.

Оформление паспорта сделки необходимо в том случае, если указанные валютные операции осуществляются как платежи за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту) (далее — контракт), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом — индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.

Второй случай, когда необходимо оформление паспорта сделки — осуществление валютной операции по кредитному договору или договору займа. Действующими нормативными актами (Инструкция ЦБР от 15 июня 2004 г. N 117-И"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок"(с изменениями от 8 августа 2006 г.)

Предусматриваются случаи, в которых оформление паспорта сделки не требуется (несмотря на то, что формально осуществляемые валютные операции подпадают под указанные выше группы). Если контракт заключен:

· между нерезидентами и физическими лицами — резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;

· между нерезидентом и кредитной организацией — резидентом;

· между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»(Такими органами являются Правительство РФ, ЦБ РФ, Минобороны (разведывательное подразделение);

· между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта (кредитного договора) не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора) с учетом внесенных изменений и дополнений.

Статья 20. Паспорт сделки

1. Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

2. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

3. Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.

23. Понятие легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

ФЗ «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА »

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем,- придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 174, 174,1 УК РФ, ответственность по которым установлена указанными статьями.

Финансирование терроризма - предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

24. Правовой статус и функции Росфинмониторинга.

Федера́льная слу́жба по фина́нсовому монито́рингу (Росфинмониторинг) — федеральный орган исполнительной власти России, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

После принятия в сентябре 2002 года поправок в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» КФМ России стал главным органом по борьбе с финансированием терроризма, был также расширен перечень организаций, обязанных представлять комитету информацию о сделках, в который вошли, в частности, компании игорного бизнеса, негосударственные пенсионные фонды и компании, занимающиеся операциями с драгметаллами (например, ломбарды).

С декабря 2002 года КМФ России отправляет в Центробанк чёрный список банков, скрывающих подозрительные сделки, с января 2003 года — списки лиц и организаций, подозреваемых в экстремистской деятельности. С марта 2003 года КФМ России (Росфинмониторинг) ведет собственный список зарубежных стран, причастных к отмыванию денег.

Росфинмониторинг от имени России участвует в деятельности Группы разработки финансовых мер борьбы с отмывание денег (ФАТФ), Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), а также Группы подразделений финансовой разведки «Эгмонт».

25. Признаки доходов, полученных преступным путем.

Доходы, полученные преступным путем- денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления.

КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРИЗНАКИ НЕОБЫЧНЫХ СДЕЛОК:

1. Общие признаки:

1.1. немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений, не предусмотренных законодательством РФ, но запрашиваемых в соответствии со сложившейся банковской практикой;

1.2. пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг;

1.3. операции клиента не имеют явного экономического смысла, не соответствуют характеру деятельности клиента и не имеют целью управление ликвидностью или страхование рисков;

1.5. необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент;

1.14. невозможность установления контрагентов клиента;

2. Признаки, при проведении операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств:

2.1. открытие в течение небольшого периода времени на имя одного клиента нескольких срочных депозитных счетов на сумму, не превышающую сумму, эквивалентную 600 000 рублей;

2.2. зачисление на счет клиента значительного количества платежей от физических лиц на сумму, не превышающую сумму, эквивалентную 600 000 рублей;

2.5. перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет за границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета из-за границы;

3. Признаки, при проведении операций по кредитным договорам:

3.3. предоставление кредита под залог драгоценных камней, ввезенных на территорию РФ;

3.7. в кредитном договоре (договоре займа) предусмотрена уплата заемщиком-резидентом процентов и иных дополнительных платежей в пользу кредитора-нерезидента, в совокупности превышающих в год 30 процентов от основной суммы кредита (займа);

3.8. предоставление или получение кредита (займа) с процентной ставкой, существенно превышающей

И там еще 6 страниц, но я думаю, этих признаков будет достаточно=)

26. Деятельность кредитных организаций по идентификации клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

ПОЛОЖЕНИЕ БАНКА РОССИИ ОТ 19 АВГУСТА 2004 ГОДА N 262-П "ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ КЛИЕНТОВ И ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"

Кредитная организация обязана идентифицировать лицо, находящееся у нее на обслуживании (далее — клиент), при совершении банковских операций и иных сделок в соответствии с ФЗ “О банках и банковской деятельности».

Кредитная организация устанавливает и идентифицирует выгодоприобретателя, то есть лицо, к выгоде которого действует клиент, в частности на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении банковских операций и иных сделок.

В кредитной организации должна быть разработана и утверждена программа идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей (далее — Программа идентификации).

Программа идентификации должна включать порядок идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей, в том числе порядок оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее — Риск) и основания оценки такого риска.

Идентификация не проводится в отношении органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

В целях идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя кредитной организацией осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1—3 к настоящему Положению, документов, являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок, а также иной необходимой информации и документов.

С ведения о клиенте, выгодоприобретателе фиксируются в анкете (досье) клиента.

Кредитная организация вправе не проводить повторную идентификацию клиента, установление и идентификацию выгодоприобретателя, если такой клиент, выгодоприобретатель уже были идентифицированы кредитной организацией.

Кредитная организация оценивает степень Риска с учетом операций повышенной степени Риска.

27. Международное сотрудничество в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

ФЗ «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА »

Органы государственной власти РФ, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, в соответствии с международными договорами РФ сотрудничают с компетентными органами иностранных государств на стадиях сбора информации, предварительного расследования, судебного разбирательства и исполнения судебных решений.

Передача компетентным органам иностранного государства информации, связанной с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, осуществляется, если она не наносит ущерба интересам национальной безопасности РФ.

Признание приговора (решения), вынесенного судом иностранного государства

В РФ в соответствии с международными договорами РФ и ФЗ признаются вынесенные судами иностранных государств и вступившие в законную силу приговоры (решения) в отношении лиц, имеющих доходы, полученные преступным путем. + приговоры о конфискации находящихся на территории РФ доходов, полученных преступным путем, или эквивалентного им имущества.

Конфискованные доходы, полученные преступным путем, или эквивалентное им имущество могут быть переданы полностью или частично иностранному государству, судом которого вынесено решение о конфискации, на основании соответствующего международного договора РФ.

Выдача и транзитная перевозка

Решение о выдаче иностранному государству лиц, совершивших преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, принимается на основании обязательств РФ, вытекающих из международного договора РФ. В том же порядке принимается решение о транзитной перевозке указанных лиц по территории РФ.

28. Цели создания и направления деятельности системы внутреннего контроля в кредитных организациях.

Положение ЦБР от 16 декабря 2003 г. N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах"

Система внутреннего контроля - совокупность системы органов и направлений внутреннего контроля, обеспечивающая соблюдение порядка осуществления и достижения целей, установленных законодательством РФ, настоящим Положением, учредительными и внутренними документами кредитной организации.

ЦЕЛИ:

- Эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками.

­- Достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей), а также информационной безопасности (защищенности интересов (целей) кредитной организации в информационной сфере, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений).

- Соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации.

- Исключения вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в органы государственной власти и Банк России.

НАПРАВЛЕНИЯ:

-контроль со стороны органов управления за организацией деятельности кредитной организации;

-контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков;

-контроль за распределением полномочий при совершении банковских операций и других сделок;

-Контроль за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности;

-осуществляемое на постоянной основе наблюдение за функционированием системы внутреннего контроля в целях оценки степени ее соответствия задачам деятельности кредитной организации, выявления недостатков, разработки предложений и осуществления контроля за реализацией решений по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитной организации (далее - мониторинг системы внутреннего контроля).

29. Правовое регулирование международных расчетов.

Международные расчеты – это регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в связи с экономическими, политическими, научно-техническими и культурными отношениями между государствами, организациями и гражданами разных стран.

Инкассо - банк.расч.операция.

-доверитель - дает поруч-е по инкассо своему банку,

-Б-ремитент - которому доверитель поручает операцию,

-представляющ.банк - делает представл-е плат-ку,

-плат-к - д.совершить платеж или акцептовать переводн.вексель.

Виды:

-чистое инкассо,

-платеж при предоставл-и товарных или отгрузочн.док-тов.

Унифиц.правила МТП.Смысл в облегч-и торговли му странами мира. Постоянный пересмотр и унификация практики м/унар.торговли. Рез-т - пересмотр м/унар. и нац. з-нов и правил.

Вексель - ц/б.

Простой - обяз-во векселедателя уплатить опред.сумму в срок векселедержателю или его приказу.

Переводной - распоряж-е векселедателя плательщику. Должник кредитора уплаивает опред.сумму в срок получателю платежа или его приказу.

Передача прав путем индоссамента.

Обяз.реквизиты:

-векс.метка,

-приказ или обяз-во,

-наимен-е плат-ка и 1ого держателя,

-наимен-е ремитента,

-срок и место платежа,

-дата, место сост-я, подпись Вдателя.

Чек - ц/б - распор-е банку произвести платеж чекодержателю.

Чеокдатель не вправе отозвать.

Акцепт - отметка о согл-и банка перечислить на счет получателя сумму.

Расчетные чеки - для безнал.расчетов.

Ден.чеки - для получ-я предприятиями и орг-ями наличн.чеков.

Аккредитив:

-приказодатель ак-ва - дает поруч-е банку выпустить ак-в,

-Б-эмитент - выпускает ак-в,

-бенефициар - лицо, в пользу кот. открывается ак-в,

-авизующ.Б. - сообщает бенефициару об откр-и ак-ва в его пользу,

-подтвержд.Б. - которому Б-эмитент передает свои полном-я либо подтверждает безотзывн.ак-в.

Униф.правила опред.виды ак-ва:

-отзывной- м.б. отозван или изменен Б-эмитентом (бенефициар д.б. предупрежден) / безотзывной.

-подтвержд.- гарантия авизующ.банка по безотзывн.ак-ву / неподтвержд.- если не указано, что он подтвержд.

-покрытые- Б-эмитент выделяет деньги сразу / непокрытые- Б-эм. предост. авиз.банку.

-делимые- бенефициар м.получать сумму частями / неделим.- только целиком.

-переводн.- бенефициар вправе перевести ср-ва на кого-либо / непереводн.

-револьверн. / невозобновляем.

-куммулятивн.- неиспольз.суммы м.б. добавлены в след.ак-в / некуммулят.

-обычный / резервн.- банк обеспечивает выполнение обяз-ва гарантией покрыть ак-в из своих ср-в.

Формы исполн-я:

-посредством платежа п/в предоставл.док-тов,

-посредством принятия переводн.векселя п/в -||-,

-путем учета переводн.векселя п/в -||-,

-посредством платежа с рассрочкой п/в -||-.

Этапы:

1-поруч-е приказодателя Б-эмитенту об открытии ак-ва,

2-поруч-е Б-эмитента авиз.банку об исполн-и ак-ва,

3-подтвержд-е ак-ва,

4-исполн-е авиз.банком ак-ва.

30. Организация корреспондентских отношений между российскими и иностранными банками. Виды корреспондентских счетов.

Корреспондентский счёт — счёт, открываемый кредитной организацией (банком) в подразделении центрального банка или в иной кредитной организации. Предназначен для отражения расчётов, производимых одной кредитной организацией по поручению и за счёт другой на основании заключённого между ними корреспондентского договора.

Виды к/с:

-Ностро (от итал. Nostro conto — Наш счет). Корреспондентский счет, открываемый в банке-корреспонденте.

-Лоро (от итал. Loro conto — Их счет). Счет, открываемый кредитной организацией своему корреспонденту.

Корреспондентские отношения между банками устанавливаются путем заключения межбанковских корреспондентских соглашений (договоров). Такие договора оформляются как в виде единого документа, подписанного каждой стороной, так и путем обмена письмами. На основе заключенных соглашений банки могут открывать корреспондентские счета друг другу или один из этих банков открывает корреспондентский счет в другом банке-корреспонденте (иностранный банк, с которым установлены такие отношения, именуется "корреспондент со счетом").

Корреспондентские отношения российских коммерческих банков с иностранными банками могут устанавливаться и без открытия ими счетов друг у друга. (Иностранный банк, с которым устанавливаются такие отношения, называется "корреспондент без счета".) В этом случае расчетные операции могут производиться через корреспондентские счета, открытые в третьем банке. Установление корреспондентских отношений между банками может преследовать разные цели.

Банк может стремиться использовать корреспондентские отношения для того, чтобы выполнять через банк-корреспондент поручения своих собственных клиентов. Часто такой подход вызван тем, что банк-корреспондент способен предоставить более качественные услуги, к тому же быстрее и дешевле, чем первый банк.

Более тесные, партнерские отношения между банками обычно устанавливаются тогда, когда их совместной целью являются не только услуги по обслуживанию клиентуры, но и межбанковские операции. Примером могут служить сделки по купле-продаже валюты, межбанковские кредитные операции.

Непосредственно корреспондентские отношения устанавливаются путем открытия счета.

Со временем количество услуг, оказываемых банку-корреспонденту, значительно возрастает и уже не охватывается только выполнением международных расчетов. X. Глазер в упомянутой статье называет также следующие операции, производимые на основе корреспондентских отношений: операции по покупке и продаже валюты, торговля на денежном рынке, привлечение и размещение вкладов, хранение ценных бумаг, клиринговые и кредитные операции.

31. Банковский перевод, как форма международных расчетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: