Перечень вопросов для подготовки к зачету

1. Понятие валютного права и его место в системе российского права.

Валютное право — комплексная отрасль права, нормы которого направлены на регулирование общественных отношений частного и публичного характера, возникающих по поводу проведения валютных операций.

В настоящее время можно констатировать, что увеличение роли валютных операций в экономическом обороте, произошедшее за истекший период построения рыночной экономики, подняло на качественно новый уровень значение норм валютного права. Увеличился не только объем соответствующих норм, но и возросла их способность существенным образом влиять на макроэкономическую ситуацию в стране. В современных экономических условиях создание эффективного механизма регулирования общественных отношений, возникающих по поводу проведения валютных операций (валютных отношений), является необходимым условием позитивного развития национальной экономики. Валютное право является составным и необходимым элементом этого механизма.

По поводу статуса валютного права в системе права в юридической литературе нет единого мнения. Преимущественно предлагается рассматривать валютные отношения как составляющую предмета финансового, гражданского или предпринимательского права2. Ни один из предложенных подходов не по­зволяет рассмотреть отношения, возникающие по поводу проведения валютных операций, в полном объеме.

В научных работах по теории права широкое распространение получило деление отраслей права на базовые (первичные) и комплексные (вторичные). К базовым отраслям права относятся конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, а также процессуальные отрасли — гражданское процессуальное право, административно-процессуальное право, уголовно-процессуальное право.

2. Источники валютного права.

Источники валютного права. Источники валютного права — это конкретные формы его выражения. Нормы валютного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах. Согласно Конституции России валютное регулирование относится к исключительному ведению РФ. Кроме Конституции, к источникам валютного права относятся: международные договоры по вопросам валютного регулирования, Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования. Вышеназванные, а также иные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок совершения валютных операций с валютными ценностями между резидентами и нерезидентами на территории страны и резидентами за ее пределами, а также предусматривающие ответственность за нарушения порядка совершения валютных операций, позволяют ставить вопрос о формировании такого феномена, как валютное право

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 173-ФЗ валютное законодательство РФ состоит из указанного Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов. В настоящее время действует ряд федеральных законодательных актов, которые в той или иной мере регулируют валютные отношения, например: Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) (ст. 140, 141, 317), Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) (п. 5 ст. 45, п. 5 ст. 46 и др.), Таможенный кодекс РФ (далее — ТК РФ) (ст. 12, 158 и др.), Закон о Банке России (ст. 4, 35, 68 и др.), Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон о банках) (ст. 5, 30 и др.) и др.

Отдельно следует обратить внимание на ст. 18 Федерального закона от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономиче­ской зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

3. Валютные правоотношения и их виды.

Валютные правоотношения представляют собой урегулиро­ванные нормами права общественные отношения, возникаю­щие между участниками валютных операций по поводу прове­дения таких операций, а также между участниками валютных операций и государственными органами в связи с регулировани­ем порядка проведения валютных операций и контролем за его со­блюдением.

В теории права правоотношение рассматривается как слож­ная общественная связь, включающая в себя следующие эле­менты:

субъекты правоотношений — носитель прав (управомоченный) и носитель обязанности (правообязанный); В теории права субъекты правоотношений подразделяются на три вида: физические лица; юридические лица (коммерческие и некоммерческие орга­низации); государство, государственные и муниципальные образова­ния

· объекты правоотношения — предмет окружающего мира, по поводу которого сложилось правоотношение; Объектами валютных правоотношений яв­ляются валютные ценности (иностранная валюта и внешние ценные бумаги), валюта Российской Федерации, внутренние ценные бумаги.

субъективные юридические права и обязанности — содержа­ние правоотношения

Классифицировать валютные правоотношения можно по различным основаниям, например: в зависимости от субъектного состава их участников, содержания, по основаниям возникновения и т. д. С учетом приведенного выше определения валютных правоотношений представляется наиболее оправ­данным остановиться на классификации валютных правоотно­шений исходя из вида реализуемого и охраняемого в процессе их правового регулирования интереса. Специфика сферы об­ращения объектов валютных операций заключается в том, что она представляет собой область взаимодействия частных и публичных интересов. Соответственно по этому основанию валютные правоотношения подразделяются на частные и публичные

4. Объекты валютных правоотношений.

объекты правоотношения — предмет окружающего мира, по поводу которого сложилось правоотношение; Объектами валютных правоотношений яв­ляются валютные ценности (иностранная валюта и внешние ценные бумаги), валюта Российской Федерации, внутренние ценные бумаги.

5. Субъекты валютных правоотношений.

субъекты правоотношений — носитель прав (управомоченный) и носитель обязанности (правообязанный); В теории права субъекты правоотношений подразделяются на три вида: физические лица; юридические лица (коммерческие и некоммерческие орга­низации); государство, государственные и муниципальные образова­ния

Субъекты валютных правоотношений подразделяются на участников валютных операций и лиц, осуществляющих валютное Регулирование и валютный контроль.

Федеральный закон № 173-ФЗ подразделяет участников ва­лютных операций на резидентов и нерезидентов. При этом перечень лиц, относящихся к резидентам, является исчерпываю­щим, а перечень лиц, являющихся нерезидентами, в Федеральном законе № 173-ФЗ в отличие от Закона РФ № 3615-1 приведен примерно.

Лиц, относящихся к категории резидентов, можно подразде­лить на физические и юридические лица, публично-правовые образования и официальные представительства РФ за рубежом.

Физические лица:

· граждане РФ, за исключением лиц, признаваемых постоян­но проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

· постоянно проживающие в Российской Федерации на осно­вании вида на жительство, предусмотренного законодательст­вом РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Юридические лица:

· юридические лица, созданные в соответствии с законода­тельством РФ;

· находящиеся за пределами территории РФ филиалы, пред­ставительства и иные подразделения юридических лиц — рези­дентов,

Публично-правовые образования:

· Российская Федерация;

· субъекты РФ;

· муниципальные образования.

Официальные представительства РФ за рубежом:

· дипломатические представительства, консульские учрежде­ния РФ и иные российские официальные представительства, находящиеся за рубежом;

· постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.

К нерезидентам относятся все иные лица, не отнесенные зако­ном к категории резидентов, в частности:

· физические лица, не обладающие признаками физических лиц — резидентов;

· юридические лица, созданные в соответствии с законода­тельством иностранных государств и имеющие местонахожде­ние за пределами территории РФ;

· организации, не являющиеся юридическими лицами, соз­данные в соответствии с законодательством иностранных госу дарств и имеющие местонахождение за пределами террито­рии РФ;

· находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные пред­ставительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения указанных выше юридических лиц — нерезидентов и организаций-нерезидентов, не являю­щихся юридическими лицами;

· аккредитованные в Российской Федерации дипломатиче­ские представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных госу­дарств при межгосударственных или межправительственных организациях;

· межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Фе­дерации;

· иные лица, не соответствующие признакам резидентов.

Ко второй категории субъектов валютных правоотношений, т. е. к лицам, осуществляющим валютное регулирование и ва­лютный контроль, относятся органы валютного регулирования, органы валютного контроля, агенты валютного контроля.

6. Валютное регулирование: понятие, цели и принципы.

В литературе высказаны различные точки зрения относи­тельно содержания понятия, но единой их чертой можно считать то, что валютное регулирование рассматривается как одно из на­правлений государственного регулирования. В связи с этим ва­лютное регулирование в Российской Федерации можно пред­ставить как комплекс мер, осуществляемых государственными органами, в целях:

· создания и обеспечения функционирования органов валют­ного регулирования, органов и агентов валютного контроля; -

· установления и реализации определенного порядка проведе­ния операций с валютными ценностями на внутреннем валют­ном рынке, порядка перемещения валютных ценностей за пре­делы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;

· обеспечения и защиты права собственности на валютные ценности;

· регламентации международных расчетов;

· поддержания стабильного курса национальной валюты и на­ционального платежного баланса;

· обеспечения желаемого (интеграционного или изоляционист­ского) режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком.

В гл. 2 Федерального закона № 173-ФЗ раскрываются ос­новные аспекты валютного регулирования, а именно:

· система органов валютного регулирования (ст. 5), порядок осуществления валютных операций между резидентами и нере­зидентами, а также между резидентами и между нерезидентами (ст. 6, 9, 10);

· регламентация внутреннего валютного рынка РФ (ст. 11);

· режим счетов резидентов в банках, расположенных за преде­лами территории РФ (ст. 12),, а также счетов (вкладов) нерези­дентов, открываемых на территории РФ (ст. 13);

· определение прав и обязанностей резидентов при осуществ­лении валютных операций (ст. 14);

· порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Рос­сийской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг (ст. 15).

Приведенный перечень вопросов валютного регулирования достаточно широк, однако он не является исчерпывающим (в частности, нормы о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации (гл. 3 Федерального закона № 173-ФЗ) также относятся к сфере валютного регули­рования).

В литературе выделены следующие уровни валютного регули­рования в зависимости от его территориальной направленности:

1) межгосударственный.

2) внутригосударственный (национальный).

В соответствии с п. «ж» ст. 71 Консти­туции РФ валютное регулирование находится в ведении Рос­сийской Федерации. Валютное регулирование является важней­шим средством реализации валютной политики государства, ее выражением. В связи с этим вопросы валютного регулирова­ния не могут быть переданы в ведение субъектов РФ.

Инструменты, используемые для обеспечения требуемых пропорций спроса и предложения валют, являются методами валютного регулирования, которые можно подразделить на два вида:

· прямые (императивные) — когда валютное регулирование осуществляется путем издания органами государственной вла­сти нормативных правовых актов и совершения ими иных ад­министративных действий;

· косвенные (диспозитивные) — когда используются экономи­ческие рычаги влияния на поведение субъектов валютного рынка, которым предоставляется право самостоятельно прини­мать решение об участии (неучастии) в проведении валютных операций.

В литературе выделены три режима валютного регулиро­вания

· Валютная монополия го­сударства - валютные операции сосредоточиваются в центральных или специально уполномо­ченных банках, и в силу значительных ва­лютных ограничений национальная валю­та не подлежит конвертации и является замкнутой. Как правило, такая ситуация складывается в странах с неконвертируе­мой валютой;

· Наличие системы валют­ных ограничений - национальная валюта имеет тенденцию к выходу за пределы внутреннего денежно­го рынка и становится ограниченно кон­вертируемой. Например, в Российской Федерации валютные ограничения уста­новлены в целях предотвращения сущест­венного сокращения золотовалютных ре­зервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для под­держания устойчивости платежного ба­ланса РФ (ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ)

· Отсутствие валютных ограничений - национальная валюта выходит на мировой валютный рынок и становится свободно конвертируемой.

7. Понятие и содержание валютной политики.

Валютная политика представляет собой составную часть внутренней и внешней политической деятельности государства, направленной на валютное обеспечение социально-экономического развития страны и поддержание ее устойчивого международного валютно-финансового положения.

Исходя из указанных целей валютной политики законодатель установил частные цели валютного регулирования. В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ к таким целям относятся:

предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов;

предотвращение резких колебаний курса национальной валюты;

поддержание устойчивости платежного баланса России.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год должны быть представлены в Государственную Думу не позднее 1 декабря текущего года. Предварительно их проект представляется Президенту РФ и в Правительство РФ. Государственная Дума должна рассмотреть и утвердить основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год не позднее принятия ею федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий период (ст. 45 Федерального за­кона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» с последующими изменениями (далее — Закон о Банке России)).

8. Платежный баланс и его структура.

Платёжный бала́нс — это «статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени»[1]. Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность. Особенностью данного понятия является то, что первоначальное и современное определения данного термина имеют принципиальные отличия, что нередко вводит в заблуждение.

При составлении платёжного баланса используется принятый в бухгалтерском учёте принцип двойной записи. Каждая операция отражается по дебету и кредиту счёта, а итоговая сумма дебета должна равняться итоговой сумме кредита. Кредитовые суммы формируются в результате экспорта товаров и услуг и притока капитала, что приводит к поступлению иностранной валюты на счёт, они отражаются со знаком «плюс». Дебетовые суммы формируются в результате импорта товаров и услуг и оттока капитала, приводящих к расходу иностранной валюты. Они отражаются со знаком минус. В платёжном балансе экономические операции отражаются по рыночным ценам, то есть по ценам, по которым фактически происходил обмен экономическими ценностями.

Платежный баланс Российской Федерации представляет со­бой соотношение между суммой платежей, полученных Рос­сийской Федерацией из-за границы, и суммой платежей, про­изведенных Российской Федерацией за границей, за опреде­ленный период времени (год, полугодие, квартал). МВФ рассматривает платежный баланс как систематический пере­чень всех экономических операций, осуществленных за опреде­ленный отрезок времени между резидентами данной страны и нерезидентами. Такой подход нашел отражение в понятии пла­тежного баланса, приведенном в приложении 6.1 к Платежному балансу и внешнему долгу Российской Федерации: платежный баланс — это статистическая система, в которой отражаются все экономические операции между резидентами данной стра­ны и резидентами других стран (нерезидентами), которые про­изошли в течение определенного периода времени.

Если полученные страной платежи превышают произведен­ные, ее платежный баланс является активным (имеет активное сальдо), что в целом расценивается в качестве положительной тенденции экономического развития. В обратном случае (т. е. ко­гда произведенные страной платежи превышают полученные) платежный баланс является пассивным (имеет пассивное саль­до), что, соответственно, расценивается как негативная эконо­мическая тенденция.

Информация о состоянии платежного баланса Российской Федерации публикуется в «Вестнике Банка России», однако, как и в рассмотренных выше случаях, оценка устойчивости платежного баланса может быть в значительной мере субъек­тивна.

9. Валютные ограничения и их виды.

Валютные ограничения, в капиталистических государствах совокупность нормативных правил, направленных на ограничение операций (сделок) с национальной и иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями. Эти правила, издаваемые как в законодательном, так и в административном порядке, устанавливают систему мероприятий по организации и осуществлению компетентными органами валютного контроля, служащего главным образом целям обеспечения сбалансирования валютных поступлений и платежей по международным расчётам. Введение В. о. связано с истощением валютных и золотых резервов, пассивностью платёжных балансов и является одним из характерных проявлений валютной политики капиталистических стран в период общего кризиса капитализма. При установлении В. о. экспортёры и другие организации и лица обязаны сдавать получаемую ими в результате экспортных и иных операций иностранную валюту банкам или другими уполномоченным органам, экспортёры — представлять валютным органам декларацию о проданных товарах; вводится ограничение по продаже и покупке иностранной валюты и золота, по вывозу ценных бумаг, а также по операциям, связанным с экспортом и привлечением капиталов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: