Студенческое самоуправление как форма воспитательной работы

Быть ли самоуправлению в учреждениях СПО? Каждый педагогический коллектив может по-своему решить этот вопрос...

Самоуправление неминуемо возникнет в воспитательной системе, если обеспечивается единство целей, задач, принципов, содержания, форм и методов, находящихся во взаимосвязи, взаимодействии и развитии. Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.

Самоуправление в учебной группе. Педагогический коллектив Каменск-Уральского политехнического колледжа в своей работе руководствуется идеями А.С. Макаренко.

Каждому делу - свой организатор. Каждому разделу работы — орган коллектива.

Всем членам коллектива — конкретные права и обязанности.

В начале учебного года в каждой группе из числа наиболее ответственных и заинтересованных ребят выбирается так называемый актив группы, в состав которого входят староста, помощник (зам. старосты), культорг, физорг, профорг, учебный сектор, трудовой сектор, редколлегия, казначей.

Каждому организатору студенческих дел разработали памятку, инструкцию или положение о его правах и обязанностях. В колледже два раза в месяц проходит учеба актива групп, что значительно облегчает работу активистов и классного руководителя, ведь здесь ребята приобретают навыки организаторской работы, делятся опытом, получают необходимую информацию.

В Губкинском горном колледже самоуправление в группе организовано по следующей структуре: староста группы организует и контролирует работу своего заместителя, учебного сектора, ответственного за трудовой сектор, ответственного за дежурство. Зам. старосты отвечает за внешний вид, организует рейды по проверке внешнего вида. В состав учебного сектора входят консультанты, которые помогают в учебе своим одногруппникам; профорг группы организует и контролирует работу казначея, редактора, ответственного за культмассовую работу, и физорга.

Самоуправление на отделениях. Здесь большая роль отводится старостату и учебному сектору.

В Губкинском горном колледже ежедневно зав. отделениями проводят мини-планерки со старостами, где выдают распоряжения учебной группе на день. Староста отчитывается на отделении о проделанной работе в группе за день (посещаемость, успеваемость, культурно-массовая работа), обсуждаются возникшие проблемы. Полученные распоряжения доводятся до сведения группы, осуществляется контроль за их выполнением. Ежемесячно староста сообщает ребятам о результатах успеваемости и посещаемости по итогам месяца. В обязанности учебного сектора колледжа входит заполнение сводных ведомостей успеваемости и посещаемости. Актив группы предлагает кандидатуры из числа студентов на заседаниях старостата (два раза в месяц).

В Каменск-Уральском политехническом колледже старостат собирается еженедельно. Старосты отчитываются о работе, обсуждают возникшие вопросы. Большую работу по заполнению ведомостей, зачетных книжек, по контролю успеваемости в группе ведет учебный сектор. А после каждой сессии проводятся заседания стипендиальной комиссии под пред­седательством директора колледжа. В состав комиссии входят, наряду с зав. отделениями, социальным педагогом, педагогом-психологом, классными руководителями, старосты и активисты групп. Ребята заполняют план-отчет группы за семестр и рассказывают о своих успехах и проблемах.

Контроль за учебной дисциплиной и посещаемостью в Оскольском политехническом колледже проводится ежемесячно. Старосты и классные руководители анализируют эти показатели и по итогам полугодия совместно с зав. отделениями по специальности принимают решения в отношении отдельных студентов. К недобросовестным студентам применяются различные виды взысканий: уменьшение и снятие надбавок к стипендии, административные взыскания.

Органы самоуправления на уровне техникума (колледжа).

В Каменск-Уральском политехническом колледже они представлены Молодежной организацией студентов, профсоюзной студенческой ор­ганизацией и советом актива «Лидер», которые действуют на основании положений об этих общественных организациях. Кроме того, студенты входят в совет колледжа. 19 мая 2004 г. по инициативе учащихся и при поддержке директора была создана Молодежная организация. Предварительно студенты-волонтеры провели анкетирование ребят, а по итогам анкет решили, что «Молодежке» в колледже быть! Причем самостоятельной, но в сотрудничестве с Молодежной организацией ОАО «СУАЛ-филиал-УАЗ». Основными направлениями своей деятельности опре­делили пропаганду здорового образа жизни, шефскую работу на отделениях, помощь в адаптации первокурсников. Ребята из «Молодежки» подготовили и провели Праздник посвящения в студенты, праздничный вечер «Комсомолу посвящается», Татьянин день, анкетирование абитуриентов, собрали необходимые материалы для информационной студенческой линии с целью адаптации первокурсников. Учащиеся колледжа активно участвуют во всех городских мероприятиях, проводимых Комитетом по делам молодежи города. Совместно с Молодежной организацией ОАО «СУАЛ-филиал-УАЗ» провели круглый стол -встречу со студентами из Соликамского магниевого техникума, на котором показали мультимедийную презентацию своего учебного заведения и «Модели организации студенческого самоуправления в Каменск-Уральском политехническом колледже».

Молодежная организация студентов колледжа в 2005 г. приняла участие во Всероссийском конкурсе моделей организации студенческого самоуправления и получила диплом III степени в номинации «Опыт взаимодействия органов самоуправления в одном образовательном учреждении».

Основной задачей студенческого профсоюзного комитета является защита и социальная поддержка. Ребята из профкома Каменск-Уральского

политехнического колледжа взяли под контроль дежурство в подшефных аудиториях, разработали положение о социальной поддержке и поощрении, провели Неделю добра с выходом на субботник в Дом ветеранов. Всю работу профком студентов и совет Молодежной организации четко разграничили, чтобы не было дублирования, но работают в тесном сотрудничестве. Третий год члены совета актива «Лидер» и Молодежной организации участвуют в городском проекте молодежного самоуправления. В последние два года команда Каменск-Уральского политеха завоевывала в проекте первые места и ребята два летних месяца работали дублерами мэра города и его за­местителей. Это была хорошая школа лидерства, и сейчас полученный опыт ребята передают активистам колледжа. На уровне города Каменск-Уральский работает городской студенческий совет, в состав которого входят и наши студенты.

В Губкинском горном колледже высшим органом самоуправления является студенческий совет, который состоит из представителей отделений и общественных организаций. Руководит студсоветом председатель, а работа ведется по секторам:

• культурно-массовый — организация и проведение мероприятий, содействие в деятельности общественных организаций, создание базы данных на одаренных детей;

• трудовой - создание трудовых отрядов (и строительных, и для поддержания общественного порядка); выявление студентов, нуждающихся в трудовой занятости в свободное время; работа с членами профсоюзной организации;

• информационный - обеспечение гласности, проведение социологических опросов;

• молодежно-патриотический - профориентация, курирование работы клубов патриотического направления, работа с музеем;

• социальный - распределение социальных «льгот» и материальной помощи, работа со студентами группы риска;

• научный - помощь в подготовке студенческих конференций, дискуссий, формирование и развитие интеллектуального потенциала обу­чающихся в колледже;

• Спортивно-оздоровительный — помощь в подготовке и проведении спортивных соревнований, пропаганда здорового образа жизни.

Высшим органом студенческого самоуправления в Ачинском политехническом техникуме является студенческий совет, в который входят старосты и представители каждой учебной группы. Кандидатуры в совет выбираются на собрании группы. Далее на заседании студсовета выбираются кандидатуры в совет техникума. Работа совета осуществляется на основании положения о студенческом совете, разработанного при активном участии всех учащихся техникума. В студсовете три структурных подразделения: старостат, студенческий профком и рабочие отделы (информационный, трудоустройства, спортивный, учебный, культмассовый).

Студенческий совет техникума совместно с городским центром занятости проводит «Презентацию выпускников», где некоторые ребята получают приглашение на работу. На ежемесячных заседаниях совета рассматриваются вопросы, касающиеся промежуточной аттестации студентов; организация и планирование мероприятий внутри техникума и участие в мероприятиях города. В начале учебного года членами студенческого совета проводится анкетирование учащихся по запланированным делам. При составлении плана работы на год мнение каждого из опрошенных играет немаловажную роль.

В Оскольском политехническом колледже для развития общественной активности и инициативности студентов, формирования у них организаторских навыков сформирован студенческий совет, в составе которого:

спортивный совет (организация спортивных состязаний между группами колледжа);

совет культуры (информирование о выставках, репертуаре театра и кинотеатров, о гастролях); совет порядка (организация дежурства при проведении общеколледжных мероприятий, рейды в общежитие);

социальный совет (социальная помощь, работа профкома по поощрению студентов);

художественный совет (организация и проведение общеколледжных мероприятий); информационный совет (наглядность, ор­ганизация конкурсов газет и плакатов, выпуск общеколледжной газеты «Винегрет» (16 выпусков за год), оформление стендов «Студенчества чудесная пора», «Наш город», «Пока не поздно»). Большое внимание уделялось организации исследовательской работы студентов. Традиционные студенческие конференции явились базой для проведения итоговой научно-практической конференции «Взгляд в XXI век».

Самоуправление в студенческом общежитии. В студенческих общежитиях всех колледжей и техникумов созданы студсоветы, которые совместно с воспитателями организуют активную жизнь ребят, живущих в общежитии. Студсоветы общежитий озабочены не только досугом, но осуществляют контроль за учебной дисциплиной и посещаемостью, дисциплиной в самом общежитии, организуют соревнование на лучшее сани­тарное и эстетическое состояние комнат.

Методы морального и материального стимулирования. Для развития у студентов стремления к высоким показателям в учебе, к активному участию в общественной жизни используются разнообразные способы поощрения.

Ежегодно в Ачинском политехникуме проводятся конкурсы на определение самой лучшей группы и «Лучший студент года». Положения об этих конкурсах разработаны совместно с членами студсовета. При подведении итогов этих конкурсов разгораются «баталии», ведь выбрать самого лучшего всегда нелегко. В ежемесячнике «Техникум Тйпеа» освещаются будни и праздники техникума, результаты конкурсов.

По итогам работы за семестр студенческий совет отмечает лучших активистов общественной жизни и представляет их кандидатуры в администрацию техникума для назначения их на поощрительные стипендии.

В Оскольском политехническом колледже используются следующие способы поощрения. Для обучающихся на «хорошо» и «отлично» установлены надбавки к стипендии. За особые успехи в учебной, научной и общественной деятельности студенты дополнительно поощряются стипендиями вышестоящих организаций. В 2003/2004 учебном году были назначены: на стипендию Правительства РФ - один человек; на стипендию администрации Белгородской области - один человек; на стипендию администрации г. Старый Оскол и Старооскольского района - трое; на стипендию фонда «Поколение» - четверо. За активное участие в профсоюзной и культурно-массовой деятельности 12 студентов были по­ощрены областной профсоюзной стипендией.

В Каменск-Уральском политехническом колледже разработаны положения различных конкурсов и смотров:

«О городском Фестивале "Весна КУПК"»; «О дежурстве по группе и колледжу»; «О соревновании между группами отделения»; «О смотре- конкурсе на лучший курсовой проект и на лучшую курсовую работу»;

«О проведении смотра-конкурса художественной самодеятельности»; «На лучшую группу по физической культуре и спорту»; «На лучшую комнату в общежитии». Итоги этих смотров и конкурсов подводятся два раза в год, лучшие группы и студенты получают грамоты, благодарственные письма, ценные подарки, премии. Об их достижениях рассказывает студенческая газета «Мир КУПК», студенческая телестудия

«Альянс» и стенд «Жизнь колледжа». Ежегодно из числа лучших студентов выдвигаются кандидатуры на поощрение городской молодежной премией, на назначение стипендий губернатора Свердловской области и Правительства РФ. Так в 2004 г. пятеро студентов поощрены городской молодежной премией в области образования; пяти назначены губернаторские стипендии; одной студентке - стипендия Правительства РФ.

Умело организованное студенческое самоуправление оказывает неоценимую помощь в проведении воспитательной работы. Развитие студенческого самоуправления способствует социальной адаптации ребят, их гражданской ответственности, активизации художественного и научного творчества, профессиональной социализации студенческого коллектива.

Заключение. Таким образом, открытое взаимодействие куратора и студентов способствует установлению доверительных отношений, развитию творческих способностей студентов, формированию социальной ответственности будущих специалистов, расширению полномочий органов самоуправления в группе, активизации творческого потенциала группы и каждого студента, осуществлению индивидуального подхода к каждому студенту и установлению теплых, доверительных отношений с родителями студентов, коллегами-преподавателями, деканатом, ректоратом.

Список литературы:

1. Воспитательный потенциал образовательного процесса и его реализация в средних специальных учебных заведениях. Авт. А.Ф. Щепотин, А.П. Шеховцов. М., 2003. 176 с.

2. Воспитательная работа куратора со студентами в средних специальных учебных заведениях /Сост. А.М. Лифшиц. М., 2002. 35 с.

3. Студенческое самоуправление как форма воспитательной работы // СПО. №8, 2006.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: