Лекция на тему: «Особенности и содержание воспитательной работы в педагогическом колледже»

План:

1. Определение понятия «система воспитательной работы».

2. Особенности и содержание воспитательной работы в педагогическом колледже.

3. Система воспитательной работы куратора студенческой

группы.

4. Студенческое самоуправление как форма воспитательной

работы.

Введение. Одним из сложнейших феноменов современной педагогической действительности являются воспитательные системы учебных заведений - как декларируемые, так и реально существующие. Они объект пристального внимания ученых, практиков и журналистов. Чаще всего это авторские системы учителей-новаторов. Они работают в действительности, порождая подобные себе системы в опыте менее известных педагогов.

В наследие от прошлых лет нам остались описания воспитательных систем А. С. Макаренко, СТ. Шацкого, О.М. Ривеса, В.Л. Сухомлинского, Ф.Ф. Брюховатщого и других педагогов, бывших для своего времени новаторами и ныне ставших классиками.

1. Наиболее часто встречающееся понятие «система воспитательной работы». Это во-первых, упорядоченная совокупность взаимосвязанных внеклассных мероприятий, подчиненных педагогически целесообразным в данных условиях целям воспитания.

Во-вторых, это такая форма интеграции целей, воспитательных воздействий самих воспитателей (их авторов), которая позволяет сделать эффективным весь учебно-воспитательный процесс и максимально использовать положительный потенциал конкретных социально- педагогических условий. Воспитательная система образовательного учреждения, как правило, не просто реализует педагогически целесообразные цели воспитания, но выражает целостную воспитательную концепцию данного педколлектива.

В-третьих, это такое учебно-воспитательное учреждение, которое на практике, с высокой результативностью и устойчивостью осуществляет цель максимального развития личности студента на основе разработанной концепции не только в рамках учебно-воспитательного процесса, но и с включением в воспитание природной, материальной, предметно- эстетической, социальной среды.

Образовательное учреждение как воспитательная система выполняет роль своеобразного социально-педагогического центра, способного существенно влиять на процесс социализации, оставаясь при этом его частью и компонентом. Она школа воспитывающая. Современная воспитательная система любого образовательного учреждения должна быть адекватна

обществу. Чем сложнее состояние общества, социальная ситуация, в которой функционирует учебное заведение, тем сложнее его воспитательная система.

2. Функции воспитательного процесса:

1. Интегрирующая функция приводит к соединению в одно целое ранее разрозненные, несогласованные воспитательные воздействия.

2. Регулирующая функция направлена на упорядочение педагогических процессов, на управление ими.

3. Развивающая функция обеспечивает динамику системы, которая выражается, с одной стороны, в оптимизации ее функционирования, с другой

— в ее поступательном развитии, обновлении, совершенствовании.

4. Функция защиты.

5. Функция коррекции.

6. Функция компенсации.

Приоритетная роль в формировании ценностного самосознания молодежи, духовно-этических принципов отводится внеаудиторной воспитательной деятельности, ориентированной на создание такого качества молодежной среды, которая позволяет сочетать в себе две социально- психологические закономерности: (а) обеспечение процесса социализации гражданина в обществе, выбора им жизненной стратегии и (б) поддержку процесса индивидуализации личности.

Отсутствие целостной молодежной среды не позволяет рассчитывать на нравственно и физически здоровое будущее поколение. Отсюда проблема

— недостаточная адаптация молодежной студенческой среды колледжа к противоречиям и потребностям окружающего социума, в которой объектом исследования, становится воспитательная система регионального многопрофильного колледжа, а предметом — молодежная среда как элемент воспитательной системы. Основная цель учебного заведения — формирова­ние конкурентоспособного специалиста с высоким коэффициентом индивидуальности и способного работать.

Сформулированы ведущие задачи воспитательной системы.

А) Развитие молодежной среды как элемента воспитательной системы многопрофильного колледжа, в рамках которой обеспечиваются условия для развития социальной, культурной и правовой компетенции личности, ее самоопределения в социуме.

Б) Управление процессом профессионального самоопределения студента колледжа.

Складывание среды как элемента воспитательной системы, в которую погружается личность, происходит посредством пяти направлений.

1. Содержание культуры.

2. Знаково-инструментальная система.

3. Деятельность.

4. Межличностные и социальные взаимоотношения.

5. Продуктивный характер развития личности.

Основу воспитания должны представлять общечеловеческие ценности, т.е. такие общие понятия, которые, став ценностными ориентирами для растущего человека, помогали бы ему сформировать свой характер, побуждали бы его к высоконравственным мыслям, делам и поступкам.

Ведущим в обновлении системы, введения в нее новаций является метод педагогического моделирования. Это важное звено между целеполаганием и планированием. Модель системы, или «маленькая её кон­цепция» (В.А. Караковский), - умозрительно целостное представление строящейся или преобразуемой системы, внутреннее видение ее. Привлекательность такого моделирования состоит в возможности проиг­рывать очередной вариант системы, прогнозировать результаты ее реализации. Модель необходима и для создания новой системы, если это создание не плод случайного решения. Осмысленное создание новой системы предполагает: выдвижение ведущей идеи (своей или заимствованной), разработку построенной на ее основе концепции, овладение этой концепцией коллективным субъектом строящейся системы, создание внешних условий, благоприятных для ее становления и развития.

В колледже это схематически представлено в модели развития молодежной среды колледжа. В центре педагогического внимания находится личность, личностнозначимые цели и сферы отношений, потребность в реализации которых она испытывает, т.е. труд, досуг, здоровье, семья, образование, общение.

Формирование среды как объекта воспитательной деятельности, в которую включается личность, на временном отрезке предполагает следующие три этапа:

1. диагиостико-мотивирующий (корректируется план воспитательной работы в соответствии с целями и особенностями поступивших студентов в определении ими своей жизненной стратегии, проводится анализ степени формирования ценностных ориентации, и составляются планы развития группы для вхождения в среду);

2. формирующий (посредством организационного инструментария - воспитательной сети колледжа формируется воспитательное пространство личности, моделируется эффективная деятельность и развивается молодежная среда);

3. поддерживающий (происходит закрепление формирующихся ценностно-содержательных основ личности через различные формы и ме­тоды воспитательного воздействия).

Основные направления реализации воспитательного процесса: развитие студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой самоорганизации; обучение педагогического коллектива новым формам и методам воспитательной работы со студентами; сформирование модели развития молодежной субкультуры как элемента воспитательной системы многопрофильного колледжа; расширение сети служб социально- психологической помощи студентам; сформирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: