Формы воспитательной работы

Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих признаков: от цели воспитания; от содержания и направленности воспитательных задач; от возраста учащихся; от уровня их воспитанности и личного социального опыта; от особенностей детского коллектива и его традиций; от особенностей и традиций региона; от технических и материальных возможностей школы; от уровня профессионализма учителя.

Классификация форм.

Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм.

Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция студентов и организаторская роль взрослых или старших воспитанников.

Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.

Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать: когда нужно решить просветительские задачи; когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности; когда организаторские функции слишком сложны для детей; когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо; когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.

Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа: дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;

творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение; коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями, так как они: предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества; обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта; способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений; эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.

Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

Для перечисленных типов форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как "перерождение форм" из одного типа в другой при их реализации.

Переход форм из одного вида в другой "по лесенке" наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен.

Имея достаточный запас тех или иных видов форм работы можно каждый раз находить новые их вариации. Надо лишь определить, по каким параметрам можно варьировать:

По времени подготовки и проведения: экспромт; относительно длительная предварительная подготовка.

По способу организации: организуемые одним человеком; организуемые группой участников; организуемые коллективно.

По характеру включения в деятельность: обязательное участие; добровольное участие.

По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми: "открытые" (для других, совместно с другими); "закрытые" (для своего коллектива).

По методам воспитания: словесные (конференции); практические (походы); наглядные (выставки).

По направлению воспитательной работы или видам деятельности: организация познавательно-развивающей деятельности; нравственное воспитание; эстетическое воспитание; физическое воспитание.

Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.

Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы. Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.

В организации воспитательной работы придается огромное значение:

- как созданию материально-технической базы для учебной и воспитательной деятельности (оборудованы читальные залы со свободным доступом в Интернет, компьютерные классы, видеозалы, спортивные комнаты, клубы, профилакторий, спортивный лагерь и другие социальные объекты в студгородке; финансируются различные мероприятия, например, работа студклуба);

- так и содержательной стороне внеучебной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: