«Тамань»
| Динамика внутренних состояний Печорина | |
| Разум | Герой подгоняет живой образ явившейся перед ним девушки под готовый литературный шаблон (он видит в ней гетевскую Миньону). Уверенность в силе своего разума при столкновении с действительностью оказывается всего лишь «силой предубеждения» |
| Печорин сознательно и расчетливо включается в предложенную ему жизнью игру, пытается разгадать тайну происходящего | |
| Страсть | Вспыхнувшая страсть тоже оказывается «слепой», не дает герою знания и ощущения, соответствующего жизненной реальности |
| Искреннее чувство к девушке увлекает его, игра отступает на второй план | |
| Разум | Печорин открывает трагическую суть своего разума и чувств, которые остаются в кругу его романтической субъективности (печоринское «я») |
| В свои права вступают ирония и самоанализ — и все рушится | |
| Трагичность личности Печорина — в разрыве между разумом и чувствами. Символична в этой связи в финале «Тамани» фигура брошенного всеми, плачущего слепого мальчика Янко. В таком же положении оказывается и Печорин, когда живая жизнь, поманив, оставляет его ни с чем |