Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814–1841)
Роман «Герой нашего времени» (1840)
История создания
| М. Ю. Лермонтов начал работу над романом по впечатлениям первой ссылки на Кавказ (1837). Первые две повести — «Бэла» и «Фаталист» — были опубликованы в 1839 г. в журнале «Отечественные записки», в начале 1840 г. там же — «Тамань». Все они шли под рубрикой «Записки офицера на Кавказе». В апреле 1840 г. повести были объединены в единый роман под заглавием «Герой нашего времени». Сюда вошли и две новые повести — «Максим Максимыч» и «Княжна Мери». Порядок расположения повестей в отдельном издании не соответствовал последовательности их публикации. Кроме того, «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» были объединены общим заглавием («Журнал Печорина») и снабжены специальным «Предисловием». Во втором издании «Героя нашего времени» (1841) М. Ю. Лермонтов пишет предисловие ко всему роману. Это был ответ на критические отзывы. «Предисловие» к роману перекликается с написанным в 1840 г. «Предисловием» к «Журналу Печорина». |
Особенности композиции
| Лермонтов отказывается от хронологического принципа в расположении повестей, нарушает порядок их первоначальной публикации |
| Цель композиции — показать Печорина с разных сторон, в разных обстоятельствах жизни, постепенно приближая его к читателю |
| «Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью <…> Несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать» (В. Г. Белинский) |
| Предисловие | |
| Часть первая | О Печорине рассказывает Максим Максимыч, человек с цельным и глубоко русским складом ума и характера («чудесная душа», «золотое сердце»). Он видит главные противоречия в характере героя, но понять их истоки не может |
| I. «Бэла» |
| II. «Максим Максимыч» | Смена ракурса повествования: Печорин сталкивается с самим автором рассказчиком, обладающим большей проницательностью. Его глазами дается психологический портрет героя |
| «Журнал Печорина» | Слово получает сам герой, который, с предельной степенью проникновенности, подвергает анализу каждое свое действие. Читателю становится понятна психологическая подоплека поведения героя |
| Предисловие |
| I. «Тамань» |
| Часть вторая (Окончание журнала Печорина) |
| II. «Княжна Мери» |
| III. «Фаталист» |
| Порядок повестей в хронологической последовательности | Порядок повестей в романе |
| «Тамань» | «Бэла» |
| «Княжна Мери» | «Максим Максимыч» |
| «Бэла» | «Предисловие» к «Журналу Печорина» |
| «Фаталист» | «Тамань» |
| «Максим Максимыч» | «Княжна Мери» |
| «Предисловие» к «Журналу Печорина» | «Фаталист» |