Особенности композиции

Михаил Юрьевич Лермонтов

(1814–1841)

Роман «Герой нашего времени» (1840)

История создания

М. Ю. Лермонтов начал работу над романом по впечатлениям первой ссылки на Кавказ (1837). Первые две повести — «Бэла» и «Фаталист» — были опубликованы в 1839 г. в журнале «Отечественные записки», в начале 1840 г. там же — «Тамань». Все они шли под рубрикой «Записки офицера на Кавказе». В апреле 1840 г. повести были объединены в единый роман под заглавием «Герой нашего времени». Сюда вошли и две новые повести — «Максим Максимыч» и «Княжна Мери». Порядок расположения повестей в отдельном издании не соответствовал последовательности их публикации. Кроме того, «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» были объединены общим заглавием («Журнал Печорина») и снабжены специальным «Предисловием». Во втором издании «Героя нашего времени» (1841) М. Ю. Лермонтов пишет предисловие ко всему роману. Это был ответ на критические отзывы. «Предисловие» к роману перекликается с написанным в 1840 г. «Предисловием» к «Журналу Печорина».

Особенности композиции

Лермонтов отказывается от хронологического принципа в расположении повестей, нарушает порядок их первоначальной публикации
Цель композиции — показать Печорина с разных сторон, в разных обстоятельствах жизни, постепенно приближая его к читателю
«Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью <…> Несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать» (В. Г. Белинский)
Предисловие  
Часть первая О Печорине рассказывает Максим Максимыч, человек с цельным и глубоко русским складом ума и характера («чудесная душа», «золотое сердце»). Он видит главные противоречия в характере героя, но понять их истоки не может
I. «Бэла»
II. «Максим Максимыч» Смена ракурса повествования: Печорин сталкивается с самим автором рассказчиком, обладающим большей проницательностью. Его глазами дается психологический портрет героя
«Журнал Печорина» Слово получает сам герой, который, с предельной степенью проникновенности, подвергает анализу каждое свое действие. Читателю становится понятна психологическая подоплека поведения героя
Предисловие
I. «Тамань»
Часть вторая (Окончание журнала Печорина)
II. «Княжна Мери»
III. «Фаталист»
Порядок повестей в хронологической последовательности Порядок повестей в романе
«Тамань» «Бэла»
«Княжна Мери» «Максим Максимыч»
«Бэла» «Предисловие» к «Журналу Печорина»
«Фаталист» «Тамань»
«Максим Максимыч» «Княжна Мери»
«Предисловие» к «Журналу Печорина» «Фаталист»

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: