- Слово «КОПИЯ»
Классификация и структура организационно-распорядительных документов.
гост р 6.30-2003
Организационно-распорядительный документ
Вид письменного документа, в котором фиксируют решение административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, учреждений, предприятий, организаций, их подразделений и должностных лиц.
ФУНКЦИИ:
§ Создание организации, предприятия;
§ Реорганизация организации, предприятия;
§ Ликвидация организации, предприятия;
§ Приватизация государственных и муниципальных организаций, предприятий;
§ Распорядительная деятельность организации, предприятия;
§ Организационно-нормативная регулирование деятельности организации, предприятия;
§ Оперативно-информационное регулирование деятельности организации, предприятия.
ГРУППЫ:
- ОРГАНИЗАЦИОННАЯ;
- РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ;
- ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНАЯ;
- ПО ЛИЧНОМУ СОСТАВУ.
Организационные документы комплекс взаимосвязанных документов, регламентирующих структуру, задачи и функции предприятия, организацию его работы, права, обязанности и ответственность руководства и специалистов предприятия.
Организационные документы
- Устав;
- Договор;
- Структура и штатная численность работников;
- Штатное расписание;
- Правила внутреннего трудового распорядка (положения о персонале);
- Положения о структурных подразделениях;
- Должностные инструкции работникам.
Устав
o Устав предприятия - свод правил, регулирующих деятельность организаций, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в сфере государственной или хозяйственной деятельности.
o Устав - сложный документ, структура и содержание которого определяются самими разработчиками. Сам текст устава предприятия можно с известной долей условности разделить на шесть разделов.
Основные разделы текста устава:
1) общие положения;
2) организационное единство;
3) регламент деятельности;
4) финансово-материальная база;
5) отчетная и ревизионная деятельность;
6) порядок ликвидации и ответственность по делам организации.
Общие уставы утверждаются высшими органами государственной власти.
Уставы общественных организаций принимают и утверждают съезды этих организаций.
Уставы государственных предприятий утверждаются вышестоящими органами. Ниже предлагаем основные реквизиты, входящие в формуляр устава.
Реквизиты формуляра устава:
1) наименование министерства или ведомства;
2) название организации;
3) название вида документа;
4) дата, номер;
5) место издания;
6) гриф утверждения;
7) текст;
8) подпись руководителя.
Должностная инструкция
Должностная инструкция - организационный документ длительного или постоянного срока действия, в котором определены научно-технические, финансовые стороны деятельности должностных лиц.
На основании должностной инструкции разрабатывается трудовой контракт с работником. Трудовой контракт и должностная инструкция используются при разрешении конфликтных ситуаций между работодателем и работником.
Должностная инструкция разрабатывается начальником структурного подразделения, согласовывается с юристом и утверждается директором предприятия.
В первом разделе указываются область деятельности специалиста; порядок его назначения на должность и освобождения от должности; квалификационные требования; подчиненность специалиста; нормативные документы.
Во втором разделе перечисляются конкретные виды работ, выполняемые специалистом.
В третьем разделе устанавливаются права, необходимые специалисту для выполнения возложенных на него обязанностей.
В четвертом разделе указывается, за что конкретно несет ответственность специалист.
Реквизиты формуляра должностной инструкции:
1) наименование министерства или ведомства;
2) наименование организации;
3) наименование вида документа;
4) дата, номер;
5) место издания;
6) заголовок в именительном падеже;
7) гриф утверждения;
8) текст;
9) подпись автора;
10) визы.
Основные разделы текста должностной инструкции:
1) общие положения;
2) должностные обязанности;
3) права;
4) ответственность.
Положение
ü Положение – это правовой акт, определяющий порядок образования, задачи, обязанности, права, ответственность и организацию работы предприятия в целом или его структурных подразделений.
ü Положения бывают индивидуальные и типовые.
ü Индивидуальные – это положения о всех отделах, цехах, управленческих подразделениях, включенных в схему организационной структуры управления предприятием.
ü Типовые – это положения о цехах основного производства, структурных подразделениях.
ü Положения разрабатываются по указанию руководителей предприятия, по инициативе руководителей структурных подразделений.
ü Исполнитель составляет проект положения. Положение подписывают руководитель структурного подразделения (деятельность которого регламентируется), вышестоящий руководитель, которому подчиняется данное подразделение, и разработчик.
ü Проект положения согласовывается с юридическим отделом. Если проект вызывает возражения, замечания, они излагаются на втором экземпляре или на отдельном листе, приложенном ко второму экземпляру проекта.
ü Проект положения представляется на утверждение руководителю предприятия. Положение об организации утверждается распорядительным документом вышестоящей организации.
ü Датой положения является дата утверждения документа, если в тексте не указана другая дата.
ü Структура и содержание положения, как правило, определяются учреждением-разработчиком.
Основные разделы текста положения:
1) общие положения;
2) основные задачи;
3) функции;
4) права;
5) организация работы.
Положение
· Формуляр-образец ПОЛОЖЕНИЯ состоит из реквизитов:
· наименование ведомства,
· НАЗВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
· наименование структурного подразделения,
· гриф утверждения,
· НАИМЕНОВАНИЕ ВИДА ДОКУМЕНТА - ПОЛОЖЕНИЕ,
· дата, номер,
· место издания (город),
· заголовок,
· текст,
· подписи,
· гриф согласования,
· визы.
Штатное расписание
· Штатное расписание - один из основных видов организационных документов.
· Штатное расписание - документ, закрепляющий должностной и численный состав предприятия с указанием фонда заработной платы.
· Штатное расписание оформляется на бланке предприятия, указываются перечень должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладов, надбавках и месячном фонде заработной платы.
· Подписывается штатное расписание заместителем руководителя предприятия, согласовывается с главным бухгалтером, утверждается руководителем предприятия.
· В грифе утверждения надо указать общую штатную численность предприятия и месячный фонд заработной платы.
· Изменения в штатное расписание вносятся приказом руководителя организации.
· В соответствии с уставом предприятия разрабатывается его структура и определяется штатная численность, что закрепляется в соответствующем документе.
· Структура и штатная численность - организационный документ, в котором указываются все структурные подразделения предприятия, вводимые на предприятии должности и количество штатных единиц по каждой из должностей.
· Данный документ составляется на бланке предприятия, подписывается заместителем руководителя предприятия, согласовывается с главным бухгалтером, утверждается руководителем предприятия. (См. приложение 6).
· Изменения в “структуру и штатную численность” вносятся приказом руководителя предприятия.
Правила внутреннего трудового распорядка - организационный документ, в котором отражаются следующие вопросы:
1) организация работы предприятия;
2) взаимные обязанности работников и администрации;
3) предоставление отпусков;
4) командирование сотрудников;
5) внутриобъектный режим.
Правила
Ò Правила составляются на бланке предприятия, согласовываются путем обсуждения на собрании работников предприятия, визируются юристом и утверждаются руководителем предприятия.
Ò При разработке текста этого документа необходимо руководствоваться Типовыми правилами внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, утвержденными Постановлением Госкомтруда СССР от 20.07.84 № 213.
Распорядительные документы
· Фиксируют решения административных и организационных вопросов деятельности организации;
· Регулируют и координируют деятельность, позволяют органу управления обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач.
· Приказы;
· Распоряжения;
· Указания;
· Решения;
· Постановления;
ПРИКАЗ
Основным распорядительным документом является приказ.
Приказ (по основной деятельности) - правовой акт, издаваемый руководителем предприятия, действующим на основании единоначалия, для разрешения основных и оперативных задач предприятия.
Приказами оформляются:
1) порядок деятельности предприятия;
2) решения и поручения по организации работы;
3) организационные мероприятия;
4) итоги работы;
5) результаты ревизии.
Приказы издаются только при необходимости.
Изменения, дополнения, отмена приказов производятся только приказами.
Подготовка проектов приказов включает следующие стадии:
1) изучение существа вопроса, законодательных актов, других документов, издававшихся по этому вопросу, проработка информационно-справочных документов предприятия;
2) подготовку текста документа;
3) согласование текста документа;
4) подписание приказа;
5) доведение до сведения исполнителей.
Подготовка приказа поручается структурному подразделению, группе специалистов, отдельному должностному лицу.
Текст приказа состоит из двух частей:
1) констатирующей, в которой излагаются факты, раскрываются причины, цели, послужившие основанием для создания приказа. Если в основу приказа был взят документ государственных органов, то нужно указать наименование документа, его автора, дату, номер и заглавие;
2) распорядительной.
Распорядительная часть текста приказа начинается словом ПРИКАЗЫВАЮ и пишется от нулевого положения табулятора. Текст делится на пункты. Распорядительные пункты строятся по схеме: исполнитель (наименование должности, инициалы и фамилия или структурное подразделение, или организация) - действие - срок. Последний пункт приказа формулируется таким образом: контроль за исполнением приказа возложить на: наименование должности, инициалы и фамилия. Если руководитель сам будет осуществлять контроль за исполнением приказа, тогда пункт о контроле опускается.
Дата приказа - это дата его подписания, начала его действия.
Подписывает приказ руководитель организации.
Внесение изменений и дополнений в подписанный приказ не допускается без разрешения подписавшего документ.
К проекту приказа составляется список рассылки подразделениям, должностным лицам, которых касается приказ.
Проект приказа до подписания визируется руководителями структурных подразделений, должностными лицами, которые отвечают за его исполнение, юристом.
Может осуществляться и внешнее согласование с другими организациями, если приказ затрагивает их интересы. Согласование оформляется грифом “Согласование”.
Реквизиты приказа:
1) наименование министерства или ведомства;
2) название организации;
3) наименование вида документа - ПРИКАЗ;
4) дата, номер;
5) место составления;
6) заголовок;
7) текст;
8) подпись;
9) визы согласования.
Выписка из приказа - копия основной части текста документа, которая необходима для работы.
Констатирующая часть текста пишется полностью.
Реквизиты выписки из приказа:
1) наименование министерства или ведомства;
2) название организации;
3) наименование вида документа - ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА;
4) дата, номер (те же, что и у приказа);
5) место составления;
6) заголовок;
7) часть текста;
8) подпись (кроме личной подписи);
9) заверительная записка (отделяется от подписи 2-3 интервалами).









