double arrow

Классификация методов инженерного творчества.

Для творческой деятельности характерны определенные закономерности, которые можно использовать для создания результативных методов поиска решений творческих задач, позволяющих повысить эффективность творческого труда. Благодаря использованию этих закономерностей, создан ряд приемов, методов и методик, позволяющих рационально организовать поиск новых технических решений, активизировать мышление, развить и реализовать творческие способности человека.

Анализ известных методов проектирования и активизации технического творчества позволяет заметить возрастание темпов развития методологии технического творчества по увеличению числа методов: до 1940 г. был разработан всего 1 метод; в период с 1940 по 1950 гг. -4; с 1950 по 1960 гг. - 10; с 1960 по 1970 гг. - 11; с 1970 по 1980 гг.- 18 методов [15]. В настоящее время насчитывается свыше 50 методов активизации творчества.

Следует отметить, что исторически развитие методов технического творчества проходило от случайного (хаотичного) перебора вариантов решений задачи (метод проб и ошибок) до стройной теории алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ).

Сегодня сформировалась такая система знаний о техническом творчестве и его методах, которую уверенно можно считать фундаментом науки. Определилась терминология, некоторые основные понятия методологии творчества, ставшие языком развивающейся науки.

Наука - не волшебный рог изобилия, а лишь средство преобразования мира в руках людей.


В настоящее время в литературе [3,8,15] встречается ряд классификаций методов технического творчества, предложенных отечественными и зарубежными учеными. Так, Ю.Н.Кузнецов в работе [8] предлагает методы активизации творчества разбить на три основные группы:

1)системные (комбинаторные или гибридные), направленные на последовательный перебор всех возможных вариантов решения и основанные на анализе строения и особенностей объекта;

2)ассоциативные (психологической активизации творчества), предусматривающие активизацию генерирования идей за счет психологического преодоления вектора инерции мышления и представляющие бессистемный поиск решений задачи;

3)программные (алгоритмические), обеспечивающие более или менее целеустремленное движение к решению задачи выявлением технических и физических противоречий в известных объектах и их последующим преодолением.

Методы проектирования и активизации технического творчества
Во всем мире широко известна классификация методов проектирования по Д. Джонсону [3]. Согласно этой классификации все методы разбиваются на группы в зависимости от стадии проектирования. Проектирование включает в себя три основных стадии:

Методы исследования проектных ситуаций
Методы поиска идей новых технических решений
Методы анализа технических решений
Формулирование задачи
Поиск литературы
Выявление визуальных несоответствий
Интервьюирование потребителей
Анкетный опрос
Исследование поведения потребителей
Системные испытания
Накопление и сверты-вание данных
Метод проб и ошибок
Метод эвристических приемов
Метод контрольных вопросов
Мозговая атака
синектика
Морфологический анализ
АРИЗ
Метод десятичных матриц
Контрольные перечни
ФСА


Рис.5. Классификационная схема методов инженерного творчества.

АНАЛИЗ - расчленение задачи на части;

СИНТЕЗ - соединение частей рассматриваемого объекта по-новому;

ОЦЕНКА - изучение последствий от практического внедрения нового устройства.

Для того, чтобы иметь наиболее полное представление о многообразии методов проектирования и активизации творчества, нами предложена классификация (рис.6), включающая следующие группы методов: методы исследования проектной ситуации, методы поиска идей новых технических решений, методы анализа технических решений.

Новые методы проектирования направлены на то, чтобы заставить проектировщика "думать вслух", позволить другим людям ознакомиться с процессами мышления, которые до сих пор протекали у него в голове, объективизировать процесс проектирования.

В последующих главах рассмотрены некоторые методы проектирования. При этом для каждого метода раскрывается:

ЦЕЛЬ - предложение, описывающее желаемый результат применения данного метода;

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ - краткий перечень действий, которые должен выполнить проектировщик при применении данного метода;

ПРИМЕНЕНИЕ - указываются те типы ситуаций, в которых метод может оказаться полезным, область применения метода. Также приводятся ПРИМЕРЫ и ЗАДАЧИ для закрепления материала.

В памяти обучаемого остается 90 %. того, что он делает, 50 % того, что он видит, 10 %. того, что он слышит.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: