Сюжеты и содержание игр

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производ​ственные, отражающие профессиональный труд лю​дей (игры в больницу, магазин, животноводческую фер​му), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну).

На протяжении истории человечества сюжеты детс​ких игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особен​ностей экономики, культурных, географических, при​родных условий. Так, в играх детей народов Севера от​ражаются охота на тюленей, моржей, труд оленеводов. Дети, живущие в приморских регионах, играют в ко​раблестроителей, работают в порту, встречают турис​тов.

Но, кроме того, в каждую эпоху происходили серьез​ные, иногда экстремальные события, которые существен​но отражались на жизни людей, вызывали эмоциональ​ный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождали новые сюжеты детских игр. На протяжении многих лет дети нашей страны играли в Великую Отече​ственную войну (в сражения, бомбежки, эвакуацию мир​ных граждан, госпиталь, партизан, блокаду Ленинграда, парад Победы и др.). После полета Юрия Гагарина в кос​мос (12 апреля 1961 г.) дети многих стран мира стали иг​рать в освоение межпланетного пространства (строят ракеты, отправляются на Марс, Луну, работают на кос​мической станции Мир).

В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детс​ких игр, которые как бы связывают поколения людей:

игры в семью, школу, лечение больных и др. Естествен​но, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в са​мой жизни.

Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений меж​ду взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной де​ятельности.

В зависимости от глубины представлений ребенка о де​ятельности взрослых меняется и содержание игр. Напри​мер, дети младшей группы, изображая в игре врача, мно​гократно повторяли одни и те же действия: измеряли тем​пературу, смотрели у больного горло. После того как малышам сделали прививки, в игровом изображении вра​ча прибавились новые действия. Дети старшей группы, договариваясь об игре в больницу, уточняли, какие специ​алисты будут лечить больных: хирург, окулист, детский врач. В зависимости от специализации врача каждый иг​рающий выполнял специфические действия, при этом вра​чи ласково разговаривали с пациентами, уговаривали их не бояться укола, операции, перевязки, смелее принимать лекарства. Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жиз​ни и отражается в игре только внешняя сторона деятель​ности (с чем человек действует; «человек - предмет»). За​тем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения обществен​ного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимо​отношения людей («человек ~ человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик - кусок мыла, хлеб, утюг, машин​ка) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).

По содержанию игры детей младшего дошкольного воз​раста отличаются от игр детей более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливает логическую последовательность между реаль​ными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмеча​ла А.П. Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрос​лыми и связанные с бытом: покормил мишку - уложил спать; снова покормил - и снова уложил спать. А.П. Усо​ва охарактеризовала такие игры как игры-действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Например, Оля усадила своих дочек за стол, пошла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюльками, сковородками, а дочки так и остались ненакормленными.

Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из ли​тературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного те​атра, диафильмов.

На четвертом и пятом году жизни в играх детей на​блюдаются целостность сюжета, взаимосвязанность от​ражаемых событий. У дошкольников складывается ин​терес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей, транспорт и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, ког​да каждый вносит что-то свое, индивидуальное. Напри​мер, Сережа, папа которого капитан речного парохода, предлагает «воспитательнице» покатать детей по Моск​ве-реке. Получив согласие, строит из стульев пароход, встречает пассажиров на его борту. В этом возрасте на​чинаются обобщение и усечение изображаемых в игре ситуаций, которые хорошо освоены ребенком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. Так, если малыши, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают обед едва поднеся ко рту ложку. Иногда дети ограничиваются символичес​кими действиями: матрос плавает по комнате, которая стала «как будто море».

Дети старшего дошкольного возраста обдуманно под​ходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержа​ния. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впе​чатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения; по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др. В настоящее время распространены игры в путешествия, в том числе и кос​мические: расширилась сфера отображения труда взрос​лых (обслуживающий труд в банке, на транспорте, служ​ба охраны и правопорядка и др.).

В старшем и дошкольном возрасте продолжается обоб​щение игровых ситуаций; помимо условных и символи​ческих действий (положил голову на ладошку - уснул) дети активно используют речевые комментарии («Все как '-будто поспали - и сразу идем в зал на праздник!»; «Да​вайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:

- усиление целенаправленности, а значит, и последо​вательности, связности изображаемого;

- постепенный переход от развернутой игровой ситу​ации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (ис​пользование условных и символических действий, словес​ных замещений).

Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр опре​деляется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Нако​нец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и вза​имоотношениях взрослых.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ре​бенком с помощью роли, которую он берет. Роль - сред​ство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отож​дествляет себя с каким либо персонажем сюжета и действу​ет в соответствии с представлениями о дан​ном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из ок​ружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботится о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая, требует, чтобы все ее слушали, не шалили на уро​ках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от этих правил вы​зывает протесты у партнеров по игре: «С капитаном нельзя спорить!» или: «Капитаны громко приказывают, а ты про​сишь матроса помыть палубу!» Таким образом, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: