Сущность режиссерских игр

Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Обычно режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от своего прочтения и осмысления. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду), малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое собы​тие, что считает наиболее значимым для себя.

В основе сценария лежит непосредственный опыт ре​бенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам (выступление артистов на площади города, автодорожное происшествие, лечение в кабинете доктора, празднование дня рождения). Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из про​смотренного мультфильма, прочитанной ему книги, рас​сказов других людей (режиссерская игра в школу под вли​янием рассказов старшего брата-ученика). Для этих игр в их развитой форме свойственны комбинирование впе​чатлений из личного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, наблюдений, мультфильмов, причудливое соеди​нение реального и вымышленного. Сюжеты режиссерс​ких игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в микрофон, другая - аккомпанирует, по окончании выс​тупления - обе кланяются, затем выходит «новая певи​ца»; автомобильчики едут по трассе, сталкиваются, про​исходит авария). Отдельные эпизоды (сцены) в игре ре​бенок придумывает, затем исполняет, действуя за персонажи (игрушки, предметы), говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.

В режиссерской игре речь - главный компонент. Час​то она звучит как «дикторский текст за экраном». Напри​мер, Лиза разыгрывает день рождения куклы Маши:

«Маша сказала гостям «спасибо» за подарки, гости сразу стали садиться за стол. Маша наливает всем чай». Поми​мо описательных высказываний используются и оценоч​ные: «Гости хорошие, они принесли Машеньке много подарков. А волчонок был жадный: он подарок принес, но не отдал Маше».

В ролевых режиссерских играх ребенок использует ре​чевые выразительные средства для создания образа каж​дого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональ​ная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний. Так, изображая семейную сценку с ре​бенком-капризулей, Наташа говорит за него, за бабушку и за папу. За ребенка она говорит тоненьким голоском с требовательными нотками: «Дайте другую кашу! Эта противная!», за куклу-бабушку - ласково с упрашиваю​щими интонациями: «Поешь, поешь, Вовочка!», за папу -сурово, громко, подчеркнуто медленно: «Это что за кап​ризы? Каша не нравится? Другую варить никто не соби​рается! Быстро все съесть!»

В режиссерской игре часто используется много персона​жей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды транспорта на городской трассе, ученики в классе), но «ак​тивно действующих», т.е. тех, которых ребенок переставля​ет, «связывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех. Их количество возрастает в совместной режиссер​ской игре, возникающей у детей в среднем и преимуществен​но в старшем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из участников действует за одного-двух персонажей.

В психологической и педагогической литературе прошлых лет есть упоминания о режиссерских играх. Однако они не рассматривались в качестве самостоятельного вида игр, как это делается в насто​ящее время в работах Е.М. Гаспаровой, Е.Е. Кравцовой, С.Л. Новоселовой и др. В совре​менной характеристике режиссерских игр раскрывается их взаимосвязь с сюжетно-ролевыми играми. В жизни ребенка режиссерская игра возникает рань​ше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и другой общие кор​ни, а именно: сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребенок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых действий при изображении какого-либо знако​мого ему по личному опыту события (кормление куклы, укладывание спать, купание, осмотр доктором и т.п.). С помощью взрослых ребенок обогащается простейшими игровыми сюжетами, начинает отражать не только дей​ствия с предметами, но и такие, которые связаны с вы​полнением роли. Таким образом создаются предпосыл​ки для перехода к сюжетно-ролевой игре со сверстника​ми. Но ребенок еще не полностью «созрел» для такой деятельности, поскольку у него недостаточно развиты навыки общения. Он не умеет договариваться о содержа​нии игры, распределять роли, учитывая желания и интересы других детей; вступать в ролевые отношения и т.п. \ В значительной степени причина кроется в том, что дети конца третьего года жизни еще не видят всю картину игры, не могут соединять ее отдельные части, выполнять игровые действия, определяемые ролями. Потому и возникают режиссерские игры, в которых ребенок от дей​ствия с отдельной игрушкой переходит к игре по своему замыслу, включая в его канву несколько персонажей, свя​занных определенными отношениями.

Педагогиче​ские условия развития ре​жиссерских игр

В дошкольном учреждении дети пытаются уединиться для игры в спальне, раздевальной комнате, а на участке - за кустами, верандой и т.д. К сожалению, типовые проекты зданий не учитывают потребность ребенка в индивиду​альной игре. Но во многих дошкольных учреждениях (в нашей стране и за рубежом) предпринимаются попытки организации соответствующих условий для развития игры: единое пространство групповой комнаты «разби​вают» специальной расстановкой мебели; вносят легкие ширмы, экраны, которые дети ставят по своему желанию. Внедряются и некоторые архитектурные новации: в груп​повой комнате встраиваются одно-, двух- и трехэтажные возвышения, соединенные галереей, лестницами с пери​лами, уютные ниши, подиумы и т.п. Используется круп​ное игровое оборудование (домики, загородки, террасы, вагончики), что дает ребенку возможность уединиться, но не чувствовать себя полностью изолированным от сверстников.

Учитывая преимущественно индивидуальный харак​тер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредован​ному руководству деятельностью ребенка. Умелым под​бором игрового материала, внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша, стимулируется воз​никновение игры. Так, услышав, что Саша с увлечением рассказывает о том, как он ходил вчера в зоопарк, педа​гог предлагает ему набор мелких животных с вопросом:

«Каких животных ты видел? Расскажи и покажи». Возни​кает игра в зоопарк, требуется сделать клетки для живот​ных, в ход идет строительный материал, затем использу​ются фигурки людей (посетители, служащие).

Внимательный педагог воспользуется обсуждением детьми мультфильма, прочитанной книги таким образом, чтобы натолкнуть их на отражение впечатлений и зна​ний в режиссерской игре. Иногда уместно предложить ребенку: «Покажи, пожалуйста, что там случилось с Вин​ни-Пухом в гостях у Кролика». Можно рассмотреть с ре​бенком иллюстрации в книге, попросить рассказать, а затем показать, что делают персонажи. Такие педагоги​ческие приемы способствуют появлению у ребенка жела​ния обыграть ситуацию с помощью игры - предметов.

Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целе​сообразно вовлекать их в сотворчество с педагогом. При​глашение к сотворчеству может выглядеть по-разному:

«Давай сочиним вместе сказку о петушке»; «Придумаем с тобой вместе, как будем праздновать день рождения куклы Маши»; «Я начну сказку, а ты ее закончишь»; «Я расскажу историю, а ты ее покажешь» и т.п.

Подбор игрового материла для режиссерских игр - не​обходимое условие для их развития. Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это входит в круг педагогического руковод​ства режиссерской игрой детей младшего и отчасти сред​него дошкольного возраста. Новую по содержанию иг​рушку педагог сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет. Например, игрушку Айболита воспитатель предлагает после чтения сказки К. Чуковского и показывает действия, связанные с образом доктора.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают использовать мелкие игрушки, хорошо вписывающиеся в игровое поле, которое становится более детализирован​ным, содержательным. На данном этапе формируется обобщенное представление о многих явлениях, предме​тах окружающего мира. Поэтому дети охотно использу​ют игрушки-заместители, многофункциональные игруш​ки. В качестве такого многофункционального материала для режиссерских игр Е.М. Гаспарова предлагает кубики разных размеров со схематичным оформлением (челове​ческие лица с признаками веселого, грустного настрое​ния). Е.Е. Кравцова трансформировала содержание этих кубиков: они заменяют детям разные виды транспортных средств, предметы мебели, животных, телефон и др. С це​лью развития творчества Е.Е. Кравцова советует давать дошкольникам 6-7 лет «пустые кубики». Тогда у ребенка появляется возможность оформлять их соответственно с развитием сюжета режиссерской игры.

Подобные кубики, как и другие предметы для режис​серской игры, дошкольники могут мастерить сами (по предложению педагога, с его участием, привлекая к этой работе своих родителей и т.д.). Воспитатель продумыва​ет хранение игрового материала. Важно, чтобы дети мог​ли самостоятельно подбирать все необходимое (фигурки людей, животных, домики, уличное оборудование и др.), а по окончании игры - убирать на мес.то.

Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, за​мечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой Heзнайка может оказаться на Луне?»), наводящего вопроса («Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»). Однако сле​дует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особеннос​ти ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: