Многозначность слова и омонимы

С многозначностью слов (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают ее. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания, которым сами пользуются еще в дошкольном возрасте (Солнышко спать пошло. Собачка загорает на солнышке). В то же время нередко дошкольник или младший школьник может сказать: «Почему ты говоришь: часы стоят, они не стоят, а висят на стене» (возможно, что иногда в этом вопросе отражается детское добродушное лукавство).

Знакомство с многозначностью слова происходит в I классе на основе стихотворения 3.Александровой «Много звездочек у нас», где слово звезда выступает в пяти значениях: звезды на небе, кремлевские звезды, звездочка на пилотке солдата, Звезда Героя Советского Союза, октябрятская звездочка. В дальнейшем в текстах встречается очень много слов, употребляемых в разных значениях или в непрямом значении: огонь — пламя, огонь — свет и огонь — стрельба из огнестрельного оружия; мороз — минусовая температура, мороз — холод (без указания на минусовую температуру), Мороз-воевода в отрывке из поэмы Н. А. Некрасова; хлеб на столе и хлеб в поле. Анализируя слова из прочитанного текста, дети разграничивают их значения, это — основа работы над многозначностью.

Но, кроме того, проводятся специальные упражнения:

1. Подобрать слова, которые имели бы по 2—3 значения; на каждое значение составьте предложения. Объясните значения (слова для I класса: ножка, спинка, горлышко, язычок, нос, ушко, гребешок, молния, идет, льет, летит и пр.; слова для II класса: голова, земля, мир, класс, стол, ракета, язык, растет, горит, сложил, падает, сырой, красный, румяный и т. п.; слова для III класса: крыло, свет, вожатый, звено, ядро, полотно, Волга, солнце, выходить, засыпать, отвечать, тяжелый, первый и т. п.).

2. Сравнить значения слов в сочетаниях: идут часы — идут дети — идет строительство. Стоят часы — стоят машины — стоят высокие дома. Камень на дороге — камень на сердце (заметим, что работа над многозначностью слов переплетается с работой над словосочетанием и над фразеологическими единицами).

3. Подобрать близкие по смыслу слова к каждому значению данных слов, т. е. синонимы: влажный, мокрый (влажная, мокрая земля после дождя); незрелый, зеленый (например, виноград, помидор)

4. Подобрать противоположные по смыслу слова к каждому значению данных слов, т. е. антонимы: сухой сырой зрелый

К понятию многозначности школьник идет от тропа, от иносказательного, «образного» употребления слова, и поэтому важной сферой работы, связанной с явлениями многозначности, является анализ образов. Художественные тексты богаты таким материалом. Например, в рассказе Ю. Нагибина «Зимний дуб» встречаем более десяти слов, употребленных в непрямом значении: еловые лапы; ничто не рождало здесь звука; деревья убраны, снегом; тропинка бежала; веселые полянки, перечеркнутые заячьими следами; взгляд, брошенный в глубь леса; ручей и под снегом живой и др. На каждом художественном тексте можно поработать над многозначностью (над переносными значениями) двух-трех слов.

От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно им даются в занимательных, игровых материалах: Несет меня лиса за темные леса... Не хочет косой косить косой1 говорит: «Коса коса».

— Кто вы?

— Мы лисички тоже!

— Мы лисички, дружные сестрички.

— Как, с одной-то лапкой?

— Нет, еще со шляпкой!

— Ну, а вы-то кто же?

(А. Шибаев.)

Теоретический материал по многозначности и омонимии в начальных классах не дается, и формирование соответствующих понятий проходит лишь подготовительную стадию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: