Логическое построение, предпринятое Павлом: верьте в Иисуса, а если не будете верить, то он пошлет на вас змей. А чтобы опасаться этого, надо опять-таки верить в Иисуса.
Интересно и другое. Эти примеры, очевидные для иудея и даже современного христианина, были совершенно непонятны новообращенным христианам, не знакомым с Торой. Павел едва ли бы стал так писать к коринфянам. А вот поздний фальсификатор, знающий понаслышке Тору – запросто.
10:11: «Все это… описано в наставление нам, достигшим последних веков».
После Иисуса прошло уже немногим меньше времени, как от исхода до Иисуса. Говоря о том, что он достиг последних веков, Павел (или святой дух?) ошибся.
10:14: «Итак… избегайте идолослужения».
Павел вновь возвращается к идолослужению. Теперь речь даже не идет о посещении капищ или поедании идоложертвенного. Видимо, это было массовое явление среди христиан. Значит, они воспринимали Иисуса просто как мессианскую или апокалиптическую фигуру, которые постоянно мелькали в язычестве. Не могло быть и речи о том, чтобы соблюдать заповеди Иисуса.
Отметим, что среди христиан практически отсутствовали иудеи – поскольку иначе идолослужение новообращенных стало бы предметом конфликта.
10:19: «Что же я говорю? то ли, что идол есть что-нибудь, или что идоложертвенное значит что-нибудь?»
Сами идолы ничего не значат, важен факт обращения к ним, которое запрещается и наказывается.
10:20: «Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам…»
Писание многократно говорит о других богах, никогда не называя их бесами. Интересно, что Павел, у которого можно было бы ожидать типичной для гностиков толерантности к другим религиям, постоянно, в запале борьбы, срывается на их огульную критику.
10:23: «Все мне позволительно, но не все полезно…»
Идолослужение не только не позволительно, но многократно в Торе запрещается.
10:25-26: «Все, что продается на торгу, ешьте… Ибо Господня земля, и что наполняет ее».
А заповеди разве не Господа? Следуя логике Павла, можно есть и человека, поскольку люди тоже наполняют землю. Кстати, продается и удавленина, употребление которой апостолы запретили.
10:28: «Но если кто скажет вам: ‘это идоложертвенное, ‘ - то не ешьте ради того, кто объявил вам…»
То есть, не соблазняй другого плохим примером, который тебе, как понимающему, позволен. Но другой станет понимающим христианином и тоже сможет есть пожертвованную идолам пищу. Тогда зачем ему в этом препятствовать, отвращая дополнительными трудностями от христианства?
Намерение максимально облегчить обращение язычников было мотивом апостолов, когда они разрешили им не соблюдать заповеди. Если Павел считает, что язычники и неустоявшиеся христиане должны видеть употребление только кошерной пищи, то к христианам требования должны быть более высокие (менее облегченные) – они-то явно не должны есть идоложертвенную пищу.
Отметим, что Павел не ссылается на авторитет апостолов, самостоятельно обосновывая отказ от соблюдения заповедей. Видимо, уже после составления посланий Павла этот тезис был внесен в Деяния и приписан апостолам. Возможно, не случайно эти слова в Деян15 произносит именно Иаков, друг Павла, который единственный из апостолов встретил его по прибытии в Иерусалим.
10:32: «Не подавайте соблазна ни иудеям, ни эллинам, ни церкви Б.»
Соблазн может быть только на прегрешение. Павел же не считает грехом нарушение заповедей, помещение капищ и т.д.
11:1: «Будьте подражателями мне, как я Христу».
Павел устанавливает себя как главу церкви. Только он подобен Христу (знает его), все остальные относятся ко второму уровню и должны уподобляться Павлу.
11:2: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите традиции так, как я передал вам».
Павел был в Коринфе совсем недавно, за несколько лет до того как написал послание. «Держите традиции» - явно относится к довольно отдаленным временам.
11:3: «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж…»
В общем-то, ни Тора, ни Евангелия не устанавливают такой иерархии доступа к Б. В этом случае, все женщины-пресвитеры христианской церкви должны быть незамужними, что противоречит наставлениям Павла о допустимости замужества, 7:36.
11:4: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, бесчестит свою голову…»
Здесь истоки христианской традиции коллективного моления. Мф6:6: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне…» Сравним нескольких пророков в иудаизме и их множество среди новообращенных язычников в Коринфе.
11:7-8: муж «есть образ и слава Б.; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа…»
Во-первых, по образу Б. был создан человек, а не именно мужчина. Адам и Ева вначале были одним человеком (Ева была создана отделением половины, стороны первого человека, что неверно переводят как «ребро»). Поэтому Адам (в обычном виде) и Ева были созданы вместе разделением Адама. Вульгарно полагать, что женщина сотворена от мужчины.
Во-вторых, «подобие», Быт1:26, относится не к анатомическим особенностям. Маймонид в 1:1 уверенно трактует zelem как свойство, отличающее человека: его душу.
В-третьих, Быт1:27 говорит о сотворении мужчины и женщины по образу Б.: «Итак, Б. сотворил Адама по своему образу…мужчину и женщину Он сотворил их».
В-четвертых, «слава Б.» - технический термин, означающий Его эманацию, воспринимаемую человеком, обычно в результате откровения. Конечно же, это не мужчина как корпореальный объект.
11:14: «Не сама ли природа учит вас, что, если муж растит волосы, то это бесчестье для него…»
Это не мог написать человек, знакомый с иудаизмом: назореи не стриглись.
11:16: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Б.»
Павел, хотя и приводит тезисы утвердительно, фактически всюду спорит: с другими проповедниками, с язычниками. Деян9:29: «Говорил также и состязался с эллинистами…»
11:17: «Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее».
Такой подход несколько необычен в теологии. Обычно теологические доктрины детерминированы, выражены в категоричной форме. Отсутствуют концепции, которые лучше соблюдать, но можно и не соблюдать. Их не следует путать с такими, к которым нужно стремиться (например, познание), ведь направление все равно задано в императивной форме. Если несоблюдение является грехом, то оно недопустимо. Если не является – то Павел зря ограничивает христиан.
11:20-21: «вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу…»
Ключевое слово: «всякий». О религиозности даже в отношении исполнения обрядов не было и речи. Тогда слова Павла о большом числе пророчествующих не могут быть правдой.
11:23-25: «Ибо я от Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб… и сказал: ‘Примите, ешьте, это тело мое для вас; делайте так в память обо мне’. Также и чашу после вечери, и сказал: ‘Эта чаша есть новый завет в Моей Крови; делайте так, когда будете пить, в память обо мне’».
Текст довольно похож на Луку, с небольшими отличиями. Последней фразы в Евангелиях нет. У Иоанна этот эпизод в контексте последней вечери вообще отсутствует. Важно, что Павел утверждает: «я от Господа принял то…» Как и Евангелия, слова Павла должны быть откровением. Откуда же такие искажения и разночтения? В Деяниях или посланиях не описано получение Павлом этого откровения.
Если, вслед за филологами, считать, что греческие термины «принял» и «передал» применяются в отношении традиции, то какова ценность этого (и множества подобных) текстов? Ведь их авторитет базируется на вере в то, что они получены в результате откровения, а не переписывания сильно искаженной и существующей в противоречащих друг другу версиях традиции.
Кстати, буквальный перевод: «доставлен», а не «предан». Wells отмечает заимствование Павлом этой информации из Ис53. В любом случае, история с Иудой могла быть добавлена позднее, видимо, для того, чтобы расчистить двенадцатое место для Павла. Тогда еще не было Деяний, и не знали, что Павел окажется тринадцатым апостолом.
11:26: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе они придет».
Но Лук22:19: Иисус говорит о «воспоминании» до распятия. Тогда речь идет о воспоминании Иисуса, а не его смерти. К тому же, с точки зрения христиан, Иисус уже был с ними – святым духом.
11:27: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господа недостойно, виновен будет против тела и крови Господа».
Павел ошибается. Хлеб и вино воспринимаются как тело и кровь Иисуса только в силу веры. Сами по себе они ни телом, ни кровью не являются. Поэтому, если голодный христианин не верит в них и воспринимает их как объект питания, он не виновен перед телом и кровью Иисуса (в его сознании это просто пища, без эзотерического смысла). Виновен ли он в неверии – другой вопрос.
11:30: «Оттого многие из вас немощны и больны…»
Социальный состав самостоятельно обращающихся к христианству не много изменился.
11:31: «Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы…»
Мф7:1: «Не судите, да не судимы будете…»
Несмотря на внешнее сходство, это два разных утверждения. С позиции Мф7:1, достаточно не судить других, чтобы не быть судимым самому, и судить себя для этого не требуется.
11:32: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром».
Какое же может быть исправление в результате такого наказания, если 11:30: «Оттого… из вас… не мало умирает». Они уже не смогут быть исправлены в своем грехе, не смогут обратиться к Закону.
12:2: «Знаете, что, когда вы были язычниками, ходили к безгласным идолам…»
10:19,23: многие христиане продолжают участвовать в жертвоприношениях идолам.
12:3: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым».
Значит, Павел полагает, что каждый христианин наделен святым духом. Видимо, этот святой дух позволяет христианам есть идоложертвенное и совершать иные грехи.
12:7-10: «каждому дается проявление Духа для общей пользы:… иному вера, тем же Духом, иному дары исцелений… иному разные языки…»
Ранее предполагалось, что вера является условием ниспослания святого духа.
Деян2:4: святой дух всем дает возможность говорить на разных языках.
Мк16:17 обещает дар исцеления всем верующим.
12:11: «Все же сие производит один и тот же Дух…»
В разных местах Павел перечисляет различных духов. 4:21: «дух кротости», 14:32: «духи пророческие», 15:45: «дух животворящий».
12:22-31: Павел сравнивает членов христианской общины с различными навыками с членами одного тела.
«Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее… дабы… все члены одинаково заботились друг о друге». И тут же опровергает себя, устанавливая различие навыков и желательность больших: «Ревнуйте о дарах больших…»
14:1: «ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать».
14:5: «пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками…»
13:13: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».
Несмотря на красоту тезиса, он не согласуется с иудаизмом, если разделять веру и любовь. Наибольшая заповедь: «возлюби Господа Б. твоего…» - словами Павла, это именно вера, потому что чем иным может быть вера, как любовью к Б.?
14:2: «Ибо, кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Б., потому что никто не понимает его…»
Интересное уточнение о «языках» и «пророчествах» христиан. То есть, речь идет просто о душевнобольных людях, которые «говорят» бессвязной речью, а иногда и неречевыми звуками.
14:9-13: «так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите?… А потому говорящий на незнакомом языке молись о даре истолкования».
Павел считает, что душевнобольные говорят нечленораздельно по собственному желанию, и уговаривает их объяснять свои слова. Возможно и иное объяснение: христиане могли массово и намеренно говорить нечленораздельно, притворяясь благовествующими. Все это чересчур напоминает оргиастический экстаз.
14:14: «когда я молюсь на незнакомом языке, то, хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода».
Рим4:5: «А не делающему, но верующему… вера его вменяется в праведность».
14:16: «если ты будешь благословлять духом, то внешний как скажет ‘аминь’… Ибо он не понимает, что ты говоришь».
Даже пресвитеры были то ли душевнобольными, то ли притворялись благовествующими. В ранних общинах на литургиях вряд ли присутствовали «внешние», только сектанты.
14:18: «я более всех вас говорю языками…»
Павел тоже говорил нечленораздельно, притворяясь пророчествующим. Едва ли он знал несколько языков. В достоверных эпизодах он всегда был среди греков, и цитировал Септуагинту. Даже зная языки, Павел не говорил бы на большем их числе, чем притворяющиеся христиане.
14:20: «Братья и сестры, не будьте детьми в вашем размышлении; но будьте детьми во зле, и как взрослые в добре».
Возможно, здесь Павел ошибочно заимствует популярную максиму о том, чтобы быть совершенным (как Отец Небесный, в добре и т.д.) Он может переводить греческое «совершенный» как «взрослый», и соответственно строить свой тезис.
14:21: «В законе написано: ‘ “Иными языками и иными устами буду говорить народу сему, но и тогда не послушают Меня, “ - говорит Господь’».
Ближайший текст, Ис28:11-14: «Истинно, сжатыми губами и чужим языком будет Он говорить этим людям, которым Он сказал: ‘Это покой; дайте покой утомленным; и вот успокоение; ’ но они не слушали. Тогда будет к ним слово Господа {значение текста на иврите непонятно}, чтобы они могли пойти, и упасть навзничь, и разбиться, и быть уловлены сетью, и взяты. Итак, слушайте слово Господа, вы, хулители, которые повелевают людьми в Иерусалиме…» То есть, «сжатыми губами и чужим языком» относится к отступившим от Торы начальникам иудеев, а не к народу.
Под «чужим языком» понимается наказание, а не бессмысленная болтовня христиан то ли в экстазе, то ли в вакхическом обряде.
14:23: «Если … все станут говорить незнакомыми языками… то не скажут ли, что вы беснуетесь?»
То есть, речь идет не о других языках, а именно о нечленораздельной речи.
14:24: «Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится…»
«Не судите…»
Похоже, нечленораздельное бормотание было все-таки притворством. Или же так разговаривали только некоторые душевнобольные члены конгрегации. Кто-то мог отвечать на критику неверующих.
14:26: «Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование…»
То есть, общая база христианства тогда отсутствовала – в том числе не было ссылок на авторитеты, как прототексты Евангелий.
14:31: «все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться…»
То есть, пророки не должны перебивать друг друга.
Задачей пророка является донести откровение до людей. Зачем же ему поучаться? И чему поучаться, если ему все дано в форме откровений?
14:34-35: «Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит… ибо неприлично жене говорить в церкви».
11:5: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с покрытою головою…» Рим16:1: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской…» Гал3:28: «нет ни мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».
Павел не отрицал участия женщин в церкви и не ссылался на Закон. С таким тезисом о женщинах от Павла отвернулись бы гностики, которые, напротив, были его последователями.
Вставка косвенно подтверждается наличием аналогичного тезиса в псевдоэпиграфии 1Тим2:12: «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии».
14:37: «ибо это заповеди Господни…»
Павел предлагает не соблюдать настоящих заповедей, вместо них объявляя заповедями собственные противоречивые тезисы.
14:39-40: «не запрещайте говорить и языками; только все должно быть благопристойно и чинно».
Павел признает, что кривляние с употреблением нечленораздельных звуков в христианских общинах выходило за рамки даже внешнего приличия.
15:1: «Напоминаю вам, братия, Евангелие… которое вы и приняли, в котором и утвердились…» Как же христиане утвердились, если Павлу приходится его напоминать?
Речь идет о благовесте, не о конкретном Евангелии. По крайней мере, не из числа известных.
15:2: «Которым {Евангелием} и спасаетесь, если сказанное помните…»
Так гарантировано ли христианам спасение распятием Иисуса, или им надо самим быть благочестивыми? Если последнее, то в чем смысл распятия Иисуса: благочестие и без того обеспечивает спасение.
15:3: «Ибо я первоначально преподал вам то, что и сам принял, что Христос умер за грехи наши…»
Деяния не описывают принятие этого тезиса Павлом в виде откровения, он просто поверил другим христианам, что и призывает делать своих сторонников.
«Преподал вам то, что и сам принял»: предполагает одинаковую природу принятия и передачи. То есть, что Павел принял евангелие от людей.
Для согласования с Гал1:12 («получил через откровение») апологеты рассматривают 1Кор15:3-11 как вставку. Но этот текст вполне похож на аутентичный Павла. Противоречия же у Павла обычны.
15:4: «И что Он… воскрес в третий день, по Писанию…»
Христианские теологи традиционно используют для подтверждения следующие тезисы.
Пс16:10: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление». Пс16: «блага мои Тебе не нужны… Господь есть часть наследия моего… Благословлю Господа, вразумившего меня… возвеселился язык мой…» То есть, обращение явно не принадлежит Иисусу: его душа (святой дух?) не могла попасть в ад, Господь был не частью, но всем наследием Иисуса. Язык Иисуса вовсе не возвеселился, когда он воскликнул на кресте: «Б. Мой, Б. Мой! для чего Ты Меня оставил?», Мф27:46.
Ис53:11: «На подвиг души Своей Он будет смотреть с удовлетворением…» Речь о воскресении не идет, скорее подразумевается собственное действие Иисуса – распятие.
Ос6:2: «Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас…»
Ос6: «В скорби своей они… будут искать Меня и говорить:… Он уязвил – и Он исцелит нас… Оживит нас через два дня и в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его. Итак познаем… Господа… Он придет к нам как дождь…» Описывается исцеление Б. народа, а не Иисуса. К тому же, Иисусу не требовалось познавать Б., если он был осенен святым духом.
Ион2:1: «И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи».
Ион2: «И помолился Иона … из чрева кита… И я сказал: ‘Отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой… морскою травою обвита была голова моя… но Ты… извлечешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе… я гласом хвалы принесу Тебе жертву…’ И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу». Опять же, Иисус не мог попасть в ад, не мог «когда» вспомнить о Б. – все время обладая святым духом.
В Писании отсутствует какое-либо упоминание о воскрешении Иисуса.
Отметим также, что само воскресение воспринимается в иудаизме с сомнением. Наиболее авторитетная секта – саддукеи – вообще отрицала его. Упоминания воскресения в Писании минимальны. Ис26: «В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала… Ты даруешь нам мир… Оживут мертвецы Твои… воспряньте и торжествуйте…» Иез37: «И сказал мне: ‘Сын человеческий! оживут ли кости сии?…’ И сказал Он мне: ‘… кости сии – весь дом Израилев… И вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей…’» Здесь явная метафора. Хотя, конечно, здесь видно, что Исаия и Иезекииль были знакомы с концепцией воскресения и, видимо, не отвергали ее. Дан12 говорит конкретно о воскресении, но его концепции датируются сравнительно поздним периодом и, возможно, испытали влияние персидского культа.
Сам Иисус говорил совершенно не о телесном воскресении: «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы на небесах». Гностики могли считать этот тезис вообще не связанным с воскресением, но с духовным познанием и возрождением, которое лишает человека телесных привязанностей и делает его, подобно ангелам, божественным.
15:5: «И что явился Кифе, потом двенадцати…»
Откуда двенадцать, ведь Иуды с ними не было, а Павел и Матфий тогда еще не были апостолами. Не включая Кифу, их могло быть не более десяти. Одиннадцать, если апостол Симон и Петр – Кифа – разные люди.
Возможно, ко времени написания 1Кор еще не были легенды о Иуде Искариоте, и не было необходимости соответственно уменьшить число апостолов.
Мф28:16-17: «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, И, увидевши Его, поклонились Ему…»
Мк16:14: «Наконец явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечере…»
Лк24:33-36: «вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними… Сам Иисус стал посреди их и сказал им: мир вам».
Ин20:19-20: «В тот же первый день недели вечером… пришел Иисус… Фома же, один из двенадцати, не был с ними… После восьми дней опять были в доме ученики Его… Пришел Иисус… После того опять явился Иисус ученикам… Были вместе Симон Петр, и Фома…, и Нафанаил…, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его».
При всех противоречиях в описании воскресения, ни одно Евангелие не упоминает, что Иисус сначала явился Петру. То есть, о воскресении Павел узнал от других христиан, а не в результате откровения, что совершенно лишает его свидетельство достоверности.
15:6: «Потом явился более чем пятистам братьям в одно время…»
Евангелия этого не описывают. Вероятно, и христиан в Иудее столько не было.
15:5-7: «явился Кифе, потом двенадцати… Потом явился Иакову, также всем апостолам…»
А Кифа и двенадцать тогда кто?
15:8: «А после всех явился и мне…»
Павел видел только свет в пустыне по пути в Дамаск.
15:10: «я более всех их {апостолов} потрудился…»
Явное проявление сектантской борьбы внутри христианства.
15:13: «Если нет воскресения из мертвых, то и Иисус не воскрес…»
Независимо от достоверности воскрешения Иисуса, в тезисе ошибка. Под воскресением из мертвых иудаизм понимает воскресение для Суда. Иисус же воскрес, как исключительное явление, и именно в силу своей исключительности оно считается христианами знамением.
Опять же, природа воскрешения божественного существа и людей должна все-таки различаться, и из первого факта второй не следует.
15:14: «А если Иисус не воскрес, то… тщетна и вера наша».
Здесь логическое кольцо: если не воскрес, то тщетна вера, что он воскрес. Поскольку воскрешение не могло уже быть установлено как факт, то: если не верите, что он воскрес, то тщетна вера в то, что он воскрес.
Непонятно, почему Павел придает такое значение сомнительному факту воскрешения. Ведь Иисус совершал и другие чудеса. Впрочем, Павел о них прямо не упоминает, и весьма возможно, что такие легенды появились позднее. В любом случае, воскрешение Иисуса ничего не меняет: он проповедовал соблюдение заповедей.
15:15: «Потому мы оказались бы и лжесвидетелями о Б., потому что свидетельствовали бы о Б., что Он воскресил Христа…»
Логическая ошибка: если бы христиане считали, что Иисус не воскрес, то они не свидетельствовали бы об этом и не были бы лжесвидетелями. И какими они могут быть свидетелями, если это вопрос веры?
15:17: «А если Христос не воскрес, то… вы еще во грехах ваших…»
Интересно, что Павел говорит «вы»: о христианах, а не о себе. Искупление грехов связывается христианами с распятием Иисуса, а вовсе не с воскрешением.
15:20: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших».
А как же воскрешенные пророками и Иисусом?
Павел не определился с концепцией воскрешения. Рим6:8: «Если же мы умерли с Христом, то веруем, что и жить будем с Ним…» Здесь он говорит о мистической (по крайней мере, очень аллегоричной) смерти и воскресении.
15:22-24: «во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы… а затем конец, когда Он предаст Царство Б. и Отцу…»
Павел постоянно сталкивается с проблемами своей эклектичной теологии. Видимо, здесь он пытается выпутаться из ситуации, когда воскресение оказывается уготованным только христианам. Недостатки этой концепции очевидны. Во-первых, не смогут воскреснуть предыдущие (до Иисуса) поколения. Во-вторых, христиан довольно мало, и представляется странным, что никто из остальных (даже праведные) не воскреснет. В-третьих, грешники и гонители христиан, не воскреснув, не смогут быть осуждены на вечные муки.
С другой стороны, Павел понимает некорректность ситуации, когда Иисус будет воскрешать неверующих в него. Отсюда решение: Иисус воскрешает только верующих, а потом Б. воскрешает всех остальных. Впрочем, преимущество быть воскрешенным именно в первую очередь довольно сомнительно на фоне неизмеримо более долгого пребывания в Шеоле.
В целом, конечно, Павел не может определиться со своей концепцией эсхатологии. Это и понятно: воскресение является своего рода пряником для привлечения новообращенных христиан. Павел постоянно переформулирует концепцию так, чтобы она максимально отвечала пожеланиям той или иной конкретной аудитории. Отсюда и отсутствие у него целостной эсхатологии.
Отметим характерный натурализм христианства: воскрешение занимает определенное время, осуществляется в порядке очереди. Обыкновенно в теологии божественные действия рассматриваются как моментальные. Иначе пришлось бы предположить, что Б. требуется время для совершения того или иного действия – что Он прилагает усилия.
15:24-25: «А затем конец, когда Он предаст Царство Б. и Отцу, когда уничтожит всякое начальство, и всякую власть, и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги свои».
Христиане воскреснут раньше других ради сомнительного удовольствия жить в бурное время уничтожения властей? Иудеи, напротив, молились о том, чтобы будущая эра не наступила при их жизни, предполагая связанные с этим глобальные катаклизмы.
Иисус, как сущность Б., вполне всесилен. Монотеизм предполагает, что враги, о которых говорит Павел, - земные создания. Тогда Иисус может их низложить по своей воле, то есть, мгновенно. Тогда он будет царствовать только мгновение?
Явная ссылка на Пс110:1: «Сказал Господь Господу моему: ‘Сиди справа от Меня, доколе не положу врагов твоих в подножие ног твоих’». Даже кроме того, что в этом коронационном гимне речь не идет об Иисусе, обещание касается уничтожения врагов, а не всякой власти.
Разделение на текущую и наступающую эры отсутствовало в традиционном иудаизме, но было очень популярно в культах. Возможно, это было связано со сменой созвездия в тот период. Уточним: в раввинистическом иудаизме (видимо, после 2в.) упоминающееся в Писании мессианское царство было развито в Эру, Которая Наступит – в неопределенном будущем. У Павла же новая эра уже наступила, несмотря на отсутствие каких-либо признаков царства небесного на земле.
15:28: «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему…»
Природа покорения зла Иисусом и Иисуса Б., очевидно, совершенно различна. И неужели Иисус ранее не покорен Б.?
15:29: «Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?»
Обычай крещения мертвых вытекал из веры в воскресение, а не наоборот.
Воскрешение уже обещано всем христианам (а в традиционном тогда иудаизме – всем). То есть, по мнению Павла, христиане должны креститься для воскрешения, а не из веры?
Мистический смысл: Павел говорит о пробуждении к духовной жизни. Если такого пробуждения нет, то для чего проходить посвящение – крещение? Постоянное воскрешение – состояние пробужденности.
Характерно, Павел не упоминает дискуссий Иисуса с саддукеями.
15:32: «когда я боролся со зверями в Эфесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают?»
Напротив, уверенные в последующей жизни не опасаются смерти. Не верующие в воскресение стараются избежать гибели.
Деяния оканчиваются на поездке Павла в Рим, но травли его зверями в Эфесе не описывают. Это может подтверждать точку зрения, что 1Кор – псевдоэпиграфия на основании устоявшихся легенд и сформировавшейся христианской теологии. Причем, более поздняя, чем Деяния.