Иоанн постоянно употребляет обращение «Дети!» Но так же обращается к апостолам Иисус в Евангелии от Иоанна. Причем, в синоптических Евангелиях такое обращение обычно не используется. Автор Иоанна явно приписал Иисусу привычное для себя выражение. Такое обращение вполне подходит Иоанну, который писал послания в возрасте 50 - 70 лет, но вряд ли Иисусу, который в возрасте около 30 лет обращался к такого же возраста апостолам. Впрочем, если бы иной автор Евангелия или послания захотел приписать авторство псевдоэпиграфии Иоанну, использование этого обращения было бы для этого удобным способом.
Хотя, в целом, послание производит впечатление написанного старым человеком, уже не вполне в своем уме. Оно очень сумбурно, постоянно перепрыгивает между темами, повторяет одни и те же тезисы.
1:4: «сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна». 2:1: «сие пишу вам, чтобы вы не согрешали…» 2:7: «пишу вам… заповедь древнюю…» 2:8: «притом и новую заповедь пишу вам…» 2:12: пишу вам… потому что прощены вам грехи…» 2:21: «Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины…»
3:9: «Всякий, рожденный от Б., не делает греха…» 5:18: «всякий, рожденный от Б., не грешит…»
Иоанн прямо говорит о грехе в 1:7-10, 2:1-2,12, 3:4-6,7, 5:16-17. О лжепророках: 2:18-19, 4:1,3. О бытии в Б.: 1:6,10, 2:5,23-24,27-29, 3:6,24, 5:10. О лжи: 1:6,10, 2:4,21-22, 3:20. О любви к ближнему: 2:10, 3:10, 4:7-12,17-21, 5:2.
Иоанн очень агрессивен и категоричен. Не только в его рассуждениях отсутствует логика, но причинно-следственные связи зачастую фантасмогоричны, являются плодом болезненного воображения, существующего вне реальности.
Рассуждая цинично, трудно не увидеть у Иоанна явные следы психического расстройства. Вопрос не в личных качествах Иоанна, а в том, насколько они повлияли на изложение в канонизированных текстах, насколько можно считать достоверными эти тексты после их преломление сквозь призму столь болезненного сознания апостола. Причем, Евангелие от Иоанна было написано еще позже посланий – в еще более преклонном возрасте.
Послания содержат характерные для Иоанна сложные теологические конструкции, попытки самому объяснить тезисы, вплетения демонического политеизма, эллинского язычества в канву иудаизма. Как и в Евангелии, почти отсутствуют ссылки на Писания, не упоминаются синоптики. В посланиях нет ссылок на Евангелие от Иоанна. Имеющиеся параллелизмы носят явно зачаточный характер тезисов и были позднее развиты в Евангелии от Иоанна.
2-е и 3-е Иоанна – короткие, рациональные послания, лишенные агрессивности. 1-е резко отличается по стилю, настолько, что сомнительна их принадлежность одному автору. 1Ин никому не адресовано, и из текста совершенно непонятен круг читателей. Отсутствует привязка к реальным событиям, каковой можно было бы ожидать в письме.
1-е Иоанна
1:7: «Кровь Иисуса Христа… очищает нас от всякого греха».
Иисус обращался не к христианам – их тогда не было. Он обращался ко всем иудеям. Спасение предназначалось всем иудеям. То есть, всех иудеев распятие очистило от всех грехов – в том числе и от греха неверия в Иисуса?
1:8: «Если говорим, что не имеем греха - обманываем самих себя…»
То есть, Иисус распятием не искупил грехи.
1:9: «Если исповедуем грехи наши, то Он… простит нам грехи…»
Так в чем же роль Иисуса? В Писании, грешник может обратиться к соблюдению Закона и стать праведником. Раскаяние ведет к прощению грехов независимо от Иисуса.
2:1: «сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Заступника перед Отцом, Иисуса Христа, праведника…»
То есть, христиане могут согрешать – хотя все их грехи искуплены. Зачем христианам заступник, если Ин3:18: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден…» 2:12: «прощены вам грехи ради имени Его». Так почему же не согрешать, если все равно грехи прощены?
Почему заступник – именно Иисус? Ведь он обещает послать другого заступника вместо себя, когда будет вознесен, Ин14:16.
Иоанн явно не рассматривает триединую сущность Иисуса. Он описывает Иисуса как праведника, а не как божественную сущность. Иисус может ходатайствовать перед Б. – то есть, не является с Ним одним целым.
2:2: «Он есть жертва искупления за грехи наши, и не только за наши, но и за всего мира».
Но Иисус был послан свыше. По мнению Иоанна, получается принесение себя в жертву себе самому.
«За всего мира»: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева», Мф15:24.
2:4-5: «Кто… заповедей Его не соблюдает, тот лжец… А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Б. совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем».
То есть, причина соблюдения заповедей: любовь Б. к человеку. Тогда, с точки зрения человека, это пассивный процесс. Тот, в ком такая любовь отсутствует, в этом совсем не виноват и уж точно не «лжец». Иоанн рассуждает о любви Б. как о довольно избирательном явлении. Традиционно, особенно в христианстве, любовь Б. считается распространенной на всех. Кроме того, в тезисе имеется логическая ошибка: из того, что в ком-то «любовь Б. совершилась», совершенно не следует, что «мы в Нем». Более того, допустив достоверность такой связи, мы приходим к единству Б. и человека, каждый из которых есть в другом. Но эта концепция зарезервирована христианством только для Иисуса.
2:9: «Кто… ненавидит брата своего, тот еще во тьме».
Иисус дает гораздо более жесткую оценку, Мф5:22: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду…» Причем, возможно, имея в виду ближнего иудея, а не христианина.
2:13: «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала».
Ин1:10: «мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал».
2:16: «Ибо все, что в мире… не есть от Отца, но от мира (сего)».
А от кого же мир, как не от Б.?
2:18: «теперь появилось много антихристов…»
Иоанн, возможно, дает датировку послания. Очень много проповедников появилось в Иудее незадолго перед войной, и потом, видимо, их было много в диаспоре первые годы после войны. Не исключено, что 1Ин датируется 50-80г.г. н.э.
Более вероятно, что он описывает ситуацию множества христианских сект и учений. Тогда датировать следует не ранее начала – середины 2в.
2:19: «Они {антихристы} вышли от нас, но не были наши…»
И уточнение, кого Иоанн имеет в виду, 2:22: «кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это – антихрист…» То есть, Иоанн говорит об иудеях, не обратившихся в христианство: «Они вышли от нас…» Иоанн обращается только к иудейским христианам, причем, считает их настоящими иудеями.
2:21: «Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины…»
Неужели все христиане знают истину? Неужели истина сводится к вере в Иисуса?
2:28: «Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится… не постыдиться пред Ним в пришествие Его».
Иисус говорит в Мф24:42: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет». Иоанн явно не знает этих его слов.
2:29: «Если вы знаете, что Он праведник, знайте то, что всякий, делающий правду, рожден от Него».
Иоанн просто фантазирует, здесь отсутствует связь. От Б. произошли все, а не только делающие правду.
3:4: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие…»
Здесь тавтология: беззаконие, нарушение Закона, и есть грех по определению.
3:5: «Он явился для того, чтобы взять грехи наши…»
Ис53:4-5,11: «Он взял на Себя наши немощи… Он изъязвлен был за грехи наши… Он… оправдает многих и грехи их на Себе понесет…» Нет указаний на то, что Иисус пришел именно для искупления грехов.
3:8: «Для сего-то явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола». Иоанн не может определиться, для чего приходил Иисус. С точки зрения теологии странно, что Б. понадобилось отправлять свою сущность к людям, чтобы пытаться победить дьявола. Вообще, эта концепция противостояния Б. и дьявола отсутствует в монотеистическом иудаизме, но имеется у Иоанна, с его массивными заимствованиями из эллинистического язычества и через него даже некоторых тем египетской мифологии.
3:8: «Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил».
Очевидно, Иоанн имеет в виду искушение Евы. Но в иудаизме существует концепция о том, что искушение Евы произошло по воле Б. В общих чертах, концепция основывается на проявлении монотеизма – все совершается по воле Б. Этот эпизод не мог быть и первым грехом дьявола – уже потому, что дьявол уже существовал, и должен был грешить до того (для того или потому что был дьяволом). Кстати, в принесении в жертву Исаака Авраама искушал Б.
«Кто делает грех, тот от дьявола» - необоснованно жесткое утверждение. Не грешат вообще только праведники – коих единицы. Нельзя предполагать, что все люди (которые когда-то грешат) – от дьявола. Собственно, наоборот: все люди – от Б.
3:9: «Всякий, рожденный от Б., не делает греха…»
Иудеи называли себя «детьми Авраама». Писание не упоминает о людях, как «рожденных от Б.» Иоанн же явно привносит языческие мифы.
3:10: «дети дьявола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Б., и не любящий брата своего».
Иисус призывает к соблюдению заповеди о любви к ближнему. Следовательно, он предполагает, что не все из них любят ближнего. По логике Иоанна, он тогда обращается к детям дьявола.
Как такая предопределенность согласуется с возможностью обратиться от грешной жизни к праведности?
3:12: «Не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего… За то, что дела его были злы, а брата его праведны».
Каин был сыном Адама и Евы, был создан Б. Каин непосредственно общался с Б. Как же он «был от лукавого»? До убийства Авеля Бытие не упоминает за Каином никаких злых дел, равно как и праведных за Авелем.
3:13: «Не удивляйтесь, братья мои, если мир ненавидит вас».
Этот тезис не имеет связи с 3:12 или 3:14. Возможно, он должен показать связь с Евангелием, Ин15:19: «а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир».
3:15: «никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей».
Убивали Моисей, Иисус Навин, Давид.
3:22: «И, чего ни попросим, получим от Него…»
Мф6:7-8: «А молясь, не говорите лишнего… ибо знает Отец ваш, в чем вы имеет нужду, прежде вашего прошения у Него».
3:24: «А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам».
«Дал нам» - Иоанн предполагает, что все христиане – праведники, осененные святым духом?
Как мог Иисус дать дух, если он сам получил его только во время крещения – то есть, не обладал им изначально?
Ин15:26: «Когда же придет Заступник, которого Я пошлю вам от Отца…» Иоанн утверждает, что Иисус не мог дать святой дух, но примитивно натуралистично собирался послать дух от Б.
4:1: «не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Б. ли они…»
Типичный демонический политеизм.
4:2: «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа пришедшего во плоти, есть от Б. …»
Мф24:4-5: «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим…» Деян19:13: «Даже некоторые из скитающихся иудейских заклинателей стали употреблять… имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом…»
4:3: «А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа… не есть от Б., но это дух антихриста…»
По мнению Иоанна, святой дух должен только и заниматься тем, чтобы исповедовать Иисуса. Но Мессия – теологически более земная сущность, чем святой дух. Строго говоря, Мессия – это просто человек, избранный для спасения. Корректно ли ожидать от святого духа исповедывания Мессии, тем более, только этого?
Кстати, Иоанн употребляет термин «антихрист», то есть, «анти-Мессия». Но анти-Мессия (если таковой существует), по определению, является человеком, который уводит людей от спасения, а не дьяволом, как это понимает Иоанн.
4:4: «вы от Б. и победили их; ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире».
По мнению Иоанна, в мире господствует дьявол. Христиане победили дьявола (разве до них этого не сделал Иисус?) Иисус приходил в мир для того, чтобы его спасти и обратить в христианство – то есть, спасти от дьявола. Следовательно, дьявол в мире не угоден Б. Следовательно, дьявол в мире восторжествовал вопреки Б. Возникает коллизия политеизма с монотеистической концепцией всемогущества Б.
4:5-6: «Они от мира… Мы от Б….»
Христиане от Б., все остальные – от дьявола. Отметим – не в них дьявол, а они (рождены, произошли) от дьявола. Как же они могут обратиться в христианство? От кого же те, которые все-таки обратились в христианство?
4:10: «В том любовь, что не мы возлюбили Б., но Он возлюбил нас…»
А как же первая заповедь: «возлюби Господа Б. твоего»? Иоанн явно ее не знает.
4:11: «если так возлюбил нас Б., то и мы должны полюбить друг друга». В контексте первой заповеди было бы естественно построить другую связь: если так возлюбил нас Б., то мы должны возлюбить Б.
4:21: «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Б. любил и брата своего». То есть, любовь к ближнему есть следствие любви христиан к Б. Напротив, 4:11: любовь к ближнему есть следствие любви Б. к христианам.
4:12: «Б. никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Б. в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас».
Тезис нелогичен: какая связь между тем, что Б. никто не видел, и тем, что он в нас пребывает, причем в специальном случае, если мы любим друг друга?
«Если мы любим друг друга, то… любовь Его… в нас». Иоанн отрицает возможность человека испытывать собственные чувства.
Похоже, что он описывает концепцию бога как мирового духа греков, идентифицируемого по проявлениям внутри человека, а не в делах, как полагают иудеи.
4:13: «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего».
«Мы пребываем в нем и Он в нас» - речь может идти только о сущности, единой с Б., идентичной сущности Б. Но ведь в христианстве это – прерогатива Иисуса. Ин10:15: «Как Отец знает Меня, и Я знаю Отца…» Ин10:30: «Я и Отец – одно».
Христиане же имеют идентичную Б. сущность и святой дух – чем же они отличаются от Иисуса и почему тогда не молятся друг другу вместо Иисуса?
5:7: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть одно».
Именно здесь формализована христианская концепция триединства. Одна из ключевых концепций религии обоснована только словом «ибо». Учитывая сумбурность, нелогичность, противоречия и языческий оттенок послания, насколько достоверен этот тезис? Кстати, святой дух свидетельствует на земле, когда нисходит на людей.
Иоанн сам не придал особого значения этому тезису, поскольку не развивал его.
Мф28:19: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа…» В этой явно фальсифицированной главе все равно не сказано о триединстве, но о существовании трех теологических сущностей, что не одно и то же.
5:8: «И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь…» Это уже явное заимствование из языческих верований. Причем, 5:7 и 5:8 составляют один тезис. Но христиане предпочитают не обращать внимание на заведомо языческий 5:8.
Три небесных сущности никак не корреспондируют с тремя земными.
5:10: «Верующий в Сына Б. имеет свидетельство в себе самом…»
Но даже Иисус ссылался на свидетельство Иоанна Крестителя, Ин5:33: «Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине».
«неверующий представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Б. свидетельствовал о Сыне Своем». Типичное передергивание. «Не верует в свидетельство» - то есть, знает наверняка о существовании свидетельства, но не верит в него. Не верит в известный ему факт. Речь о другом: предметом сомнения для неверующих является именно наличие свидетельства, было ли оно. Это им как факт не известно.
5:11: «Свидетельство сие состоит в том, что Б. даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его».
Ничего себе свидетельство – ведь вечная жизнь как результат обращения к Иисусу как раз и есть предмет веры.
5:15: «А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили…»
Достаточно меркантильные отношения: «слушает нас во всем, чего бы мы ни попросили». Иоанн считает Иисуса марионеткой, исполняющей его желания.
5:16: «Если кто видит брата своего совершающего грех, но не смертный, то пусть молится, и даст ему жизнь…»
Так ведь грех и без того не смертный.
5:18: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Б., не грешит…»
5:1: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Б. рожден…» То есть, христиане не грешат. Как же тогда 5:16: «Если кто видит брата своего согрешающего…»
2-е Иоанна
1:8: «Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но получить полную награду».
Иоанн соблюдал заповеди не из веры, а для получения награды? Даже если это была рекомендация для новообращенных, то он считал уместной сделку такого рода. Иоанн соблюдал заповеди не из естественной потребности, веры, а трудился над их соблюдением.
1:10-11: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом… приветствующий его участвует в злых делах его».
Отсутствие доброго дела (веры в Иисуса) еще не означает злого дела. Приходя в дом, неверующий в Иисуса злого не делает. Требование Иоанна бессмысленно и жестко.
3-е Иоанна
1:7: «они ради имени Его пошли, не беря ничего у язычников».
Вряд ли язычники что-то предлагали христианам, а они не взяли. Речь, возможно, идет о прозелитах. Иоанн их настолько презирал, что считал правильным, что иудеи-христиане у них ничего не брали.
Подобный подход характерен для ессенов.
1:9: «Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас».
При таком моральном облике руководителей местных церквей вряд ли стоит предполагать, что они читали Евангелия. Отметим, что даже около 70-го года ни Евангелия, ни прототексты еще не были известны.
Христианские теологи иногда утверждают, что Диотреф не был руководителем христианской церкви. Но 1:10 вполне конкретен: «и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви».
Авторитет Иоанна был очень низок, если с ним не считался руководитель местной церкви. Видимо, тогда еще не было известно о его апостольском сане. Теологическое обоснование его положения в церкви появилось гораздо позже.