Глава 39. Когда достигший просветления Будда Шакъямуни отправился проповедовать,то первым ему встретился человек по имени Упака

Когда достигший просветления Будда Шакъямуни отправился проповедовать,то первым ему встретился человек по имени Упака. Упаку поразилрадостно-окрыленный вид Шакъямуни, и он спросил, кто был его учителем икакое учение он проповедует. Будда ответил:-- Я победитель; нет ничего, что было бы мне неизвестно. Познав всесам, кого назову я учителем? У меня нет гуру и не найти мне равных. В этоммире, со всеми его богами, нет мне соперника. Я - воистину посвященный,непревзойденный учитель. В этом ослепшем мире я буду бить в барабанбессмертия.Пожав плечами, Упака сказал: "Возможно, друг мой", и продолжил свойпуть. Когда нам с Джоном стало известно о Тошиной смерти, мы расхохотались иобнялись, чувствуя огромное облегчение. Наконец-то наш мастер стал свободен.Он скинул земные путы, и теперь ничто его не связывало. Мы не знали, где онтеперь, но то, что он обрел свободу, не вызывало у нас сомнений. Тошино тело нашел лесник в глухих лесах восточнее Архангельска, ввосьми километрах от берега Белого моря. Тоша лежал в спальном мешке подтентом, даже палатки у него не было. Тело частично запорошено снегом, глазаоткрыты, под спальником - зеленая трава. Это означало, что Тоша умер всентябре, то есть за два или три месяца до того, как нашли тело. Ему былотридцать лет. Тело не обнаруживало никаких признаков тления и не издавало трупногозапаха. Кроме того, его не тронули звери, что уж совсем удивительно. Тошудоставили в морг одной из архангельских больниц. Утром того дня, когдаприехали его мать и несколько друзей, Тошины глаза были чистыми и открытыми.Он как будто ждал, чтобы проститься. Вечером того же дня глаза его покрылисьпленкой плесени. Вскрытие не смогло установить точную причину смерти. В желудке былиобнаружены грибы, и одной из версий было отравление. Другой вариант -сердечный приступ во сне. Я допускаю, что Тоша оставил тело по собственнойволе, - он был в состоянии это сделать. Мать перевезла тело в Сыктывкар ипохоронила его рядом с отцом, скончавшимся незадолго до того. Так закончилась земная жизнь моего учителя, самого удивительного извсех встретившихся мне людей. Несмотря на то, что я был непосредственнымТошиным учеником всего лишь пять месяцев, я все время продолжал думать онем, стремясь разгадать его тайну, долгие годы. Благодаря этой внутреннейработе мое ученичество продолжалось. Тоша учил меня, заставляя думать осебе! Удивительно, но любой контакт с носителем более высокого уровнясознания, даже сражение с ним, оказывается, в конце концов, на благо. Несмотря на то, что Тоша потерял поток, что и привело его к смерти, яне исключаю того, что он был убит той самой силой, чью волю отказалсявыполнять. Чем больше тебе дано, тем больше нужно отдать. Нет пощады вбитве, и уж тем более в битве между Светом и Тьмой. Тоша как-то сказал:"Наверху не смолкает лязг мечей". Я убежден в том, что если бы он продолжалработать с группой, то остался бы жив по сей день. Тошина смерть потрясла всех, кто любил его. Она не вызывала жалости,как самоубийство Сережи. Уход мастера был для нас таким же уроком, как и егожизнь. Покинув этот мир, Тоша унес с собой тайну потока, и на разгадываниеэтой тайны могут уйти долгие годы. Он действительно задал нам задачку! Потеря Тоши была для каждого из нас потерей части самого себя. Самойдорогой части. Он распахнул для нас окно в другой мир и позволил нам дышатьвоздухом этого мира, оставаясь во плоти и крови. Он сделал это прямо здесь,среди коммунальных кухонь и заплеванных подъездов; для этого, оказывается,не нужно было уходить. Не нужно было ни искать Шамбалу, ни учителейГурджиева, ни таинственных садху. У Тоши был ключ к невидимой двери,находившейся повсюду. Ключ этот - умение работать с собственным сознанием. В последующие годы мне пришлось жить в разных странах и многопутешествовать. Я встречался со множеством духовных искателей и учителейсамых разных традиций. Но никого из них я даже близко не мог поставить рядомс Тошей. Тоша был человеком тайны, тайны же открыты немногим. После егоухода я осознал истину восточного изречения о том, что учитель становитсяближе ученику, чем его родители. Он дает второе рождение, и это рождение вдухе важнее физического. Тоша в той или иной степени изменил жизнь всех тех, кто с нимвстретился. Он был способен на это и в последние годы. Зять МалхасаГоргадзе, Эрекле, молодой грузин из старинного княжеского рода, триждыприезжал в Ленинград зимой, оставив свою виллу и семью, и жил с Тошей впалатке на Карельском. Тоша часто говорил, что мы делаем черновую работу. Незадолго до своегоухода он предупредил нас, что страну ждут большие перемены, и точнопредсказал их сроки. После его смерти я невероятно ощутил свое одиночество. Теперь мне инемногим оставшимся предстояло применить принципы Тошиной садханы и того,что мы узнали сами. "Тот, кто познал мир, познал труп, и мир недостоин его", - сказал Иисус. "Все, включая материальный мир, есть блаженство Шивы", -говорит кашмирский шиваизм. Лезвием, рассекающим это противоречие, для менястала медитация. В своих поисках свободы я экспериментировал с самымиразличными медитативными техниками и выделил для себя несколько основных.Вот они. Остановка мысли. Почему, собственно, вообще нужно пытаться остановитьмысль? Поток реальности непрерывен, в то время как мысли фрагментарны.Мыслительный процесс выхватывает из действительности кусочки и пытаетсясклеить из них картину мира, но картина эта далека от реальности. Целоеможет восприниматься лишь тотальным потоком восприятия, который сноситмысли, как река в половодье сносит старые мостки. Остановка мысли - неблагодарный процесс, хотя и самый понятный. Секретздесь в том, чтобы не пытаться остановить мысли с помощью мыслей же. Вода несмывается водой. Мысли подчиняются воле, и только воля, будучи осознана какнезависимая и сознательная сила, способна рассеять скачущие, как блохи,мысли. Применение воли - нелегкая вещь, оно требует непрерывных усилий иполной вовлеченности в борьбу всего существа. Бесконечные срывы, неизбежныепри применении этой техники, напоминают безуспешные попытки человека,пытающегося выбраться из скользкой глиняной ямы. Одно неверное движение - иприходится начинать все сначала. Шансы на успех есть, но они невелики. Использование мысли - метод, противоположный предыдущему. Метод основанна восприятии творения как актуализированной мысли Творца. Цель такоймедитации - осознать эту мысль. Фактически, это исследование природысобственных мыслей путем обращения к их источнику и слияния с ним. Слияние систочником мысли дает познание основы всего. Эта основа неотличима от нашейсобственной природы и по сути неуничтожима. Познание же неуничтожимого ведетк бессмертию. Метод требует сильной концентрации и подходит для людей с ярковыраженными мыслительными способностями. Оба описанных принципа медитации относятся к активному способусамопознания. Они используют чувство "я" как основу для работы, а неотбрасывают его как препятствие. Существует огромное количество практическихметодов активной медитации, применяемых в целительстве, а также дляполучения информации, защиты, в предсказаниях, визуализации и т. д. Из всех активных способов медитации, с которыми я работал, сознательноеслияние личной воли с волей Творца было для меня самым действенным. Такоеслияние вовсе не означает пассивности или неподвижного сидения, но, скорее,- растворение в действии. Этот метод напоминает серфинг. Дождавшись волны,нужно удержаться на ней; если сорвался, ждешь следующей. Я назвал этупсихотехнику слияние с происходящим. На самом деле, нет никаких двух противостоящих друг другу воль.Существует лишь одна Воля, управляющая всем, и наша собственная воля так женеотличима от нее, как гребешок волны от океана. Но увидеть и снять эторазличие очень сложно, что становится ясно лишь тогда, когда пытаешься этосделать. Успешная реализация этой практики - такое состояние, когда всепроисходящее становится тебе желанно, а желаемое происходит само собой, безовсяких усилий с твоей стороны. Вариантом этой садханы является отдача себя Шакти, когда акцентделается на внутренней работе с энергией. Практикующий сначала призываетпоток энергии, а потом полностью растворяется в нем, позволяя пране течьтак, как она хочет. Медитирующий должен полностью доверить себяэнергетическому потоку и пребывать в уверенности, что Шакти гораздо лучшеего знает, что и как нужно делать. Это превосходный способ, но главнойпроблемой здесь является наличие потока. Активные формы медитации,получившие наибольшее распространение в Индии, Древнем Египте и ЮжнойАмерике, имеют своим главным недостатком усиление чувства эго, илиотдельности, возникающего за счет роста личной силы. Ощущение собственнойважности и значимости, упоение своей силой и могуществом являютсянепреодолимыми препятствиями на пути дальнейшего продвижения. Не меньшейпреградой, впрочем, бывает переживание собственного ничтожества и бессилия.Что хуже - сказать трудно. Что касается пассивных видов медитации, то они приступают к разрушениючувства "я", или эго, с самого начала. Это буддийский и даосский подходы.Пассивная медитация также основывается на отдаче и смирении, но, в отличиеот смирения в действии, это - смирение в бездействии. И то и другоеодинаково сложно. Главные проблемы смирения в бездействии - развитие лени ибезответственности. Успешная реализация этой практики - состояниепереживания иллюзорности собственного "я" и видение мира в его безличностномаспекте. Существуют и более изощренные внутренние тактики совмещения активного ипассивного принципов, а также выход за их пределы, когда, как и что тыделаешь, вообще перестает иметь значение. Последний подход граничит сбезумием и не может быть рекомендован в начале садханы. Гораздо безопаснее работа с внутренним учителем. В каждом из нассуществует нечто, всегда знающее, что и как нужно делать, - внутреннийучитель, живущий в сердце. Голос его тих, но если внимательно прислушаться,он всегда слышен. Сложность в том, чтобы отделить этот голос от собственныхмыслей и желаний, то есть научиться его слышать и следовать услышанному.Ключ к этой практике - переживание учителя в сердце, а не в голове. Сложность этой техники - в рассеянности внимания, забывчивости инедостаточной силе воли для следования внутреннему голосу. Кроме того, этасадхана дуалистическая, не снимающая, во всяком случае в начале,двойственности между "им" и мной". Зато, как уже было сказано, она вполнебезопасна. Существует иной способ внутренней работы, направленный на выявление Неизменного в нас. Поскольку и внутри, и снаружи все находится в непрерывномпотоке перемен, нам порой кажется, что ухватиться не за что, что всепостоянно ускользает, стоит лишь к нему прикоснуться. Но в глубине нашегосознания есть то, что не изменяется никогда. Оно было точно таким же донашего рождения и останется неизменным после смерти. Эта неуловимаяконстанта присутствует и сейчас. Она не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха;о ней нельзя ничего помыслить, ее невозможно ощутить. Неизменное ненаходится ни внутри, ни вне нас, ни наверху, ни внизу, и тем не менее, оносуществует. Неизменное в нас неуничтожимо. Нашедший его преодолеваетпространство и время и более не подвержен ни тлению, ни смерти. Техниказаключается в непрерывном сосредоточении сознания на Неизменном, обнаружениии осознании его как основы своего бытия. Рассеянность внимания - общее препятствие во всех перечисленныхпсихотехниках. Единственным исключением является метод тотального принятиядействительности, когда все, включая рассеянность, принимается таким, каковооно есть, без малейшего усилия что-либо изменить. Если ты отвлекся, пустьбудет так. В этой практике восприятие начинает пожирать действительность,поглощая все, возникающее в его поле, без малейшего предпочтения одногодругому. В результате мир, со всеми его объектами, оказывается поглощеннымсознанием, и вопрос об отвлечении больше не возникает. Другое название этогометода - пожирание мира. За каждым фрагментом действительности, воспринимаемой нами, скрыт лучэнергии, дающий этому фрагменту жизнь и ощущение реальности. Мы невоспринимаем эту энергию, поскольку наше внимание приковано к движущимсякартинкам, которые мы принимаем за реальность. Загипнотизированные иочарованные их калейдоскопом, мы продолжаем смотреть фильм в душномкинозале, вместо того чтобы выйти на улицу и вдохнуть свежий воздух. Если бымы могли переключить фокус нашего внимания с непрерывно проецируемыхкартинок на то, что их создает, мы увидели бы океан чистого света, в сияниикоторого переливаются бесконечные радужные гирлянды иллюзорных вселенных. Наш способ восприятия реальности поддерживается ненасытным любопытствоми жаждой новых впечатлений. Лишь окончательно насытившись цветами, звуками,запахами и ощущениями, мы теряем интерес к получению новых впечатлений, итолько тогда, если еще не израсходовали всю свою энергию, мы обнаруживаемвозможность выхода за пределы известного. Потеря интереса к этому мируосвобождает от него. И тогда никакая медитация больше не нужна. Освободившись от желаниявосприятия, человек становится подобен сухому дереву в безводной пустыне. Ноименно в безжизненной пустыне распускается невиданный цветок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: