Из нашей группы не возникло ни формальной организации, ни движения, таккак мы не чувствовали в этом необходимости. Некоторые из тех, кому мыпередали переживание потока, сохранили свои прежние верования, ведь мы ненасаждали никакой новой идеологии. Гораздо большее количество людейпринимало идею непосредственного переживания света без того, чтобы даватьэтому какое-то название. Наша работа, таким образом, была безымянной, и имяТоши чаще всего оставалось неизвестным. По мере того, как вторая группа окрепла, и люди начинали действоватьсамостоятельно, Тоша постепенно отстранился от активной социальнойдеятельности. Его путь уходил все дальше и дальше, на более высокие планысуществования, и наши групповые контакты с ним становились все болеередкими. Связь с близкими и преданными ему людьми, однако, оставаласьнеизменной. В трудной ситуации Тоша всегда готов был прийти на помощь. Как-то Ирина Р., близко знавшая Тошу при жизни, спросила его, скольковремени он будет с нами. "Я буду с вами до тех пор, пока вы помните меня", -ответил Тоша. Время доказало справедливость этих слов. Со времени смертиначальника минуло много лет, и за это время он приходил не только к нам, нои ко многим другим людям, которые лишь мельком слышали его имя, видели егофотографию, а иногда и вовсе не подозревали о его существовании. Явления этипроисходили не только в России, но и в других странах, в частности, в США иКанаде. Мне, например, известен случай излечения психического заболевания пообращению к Тоше через его фотографию, помещенную в этой книге. В 1995 году я жил в Монреале и проводил энергетический лечебный сеансясновидящей Захаруле Саракинис. О Тоше она ничего не знала. Спокойно лежащаяна кушетке гречанка неожиданно вскочила на ноги и воскликнула: "Я вижустоящую за тобой фигуру! Это твой учитель. Он говорит, что ты долженнаписать книгу". Для нас обоих это оказалось полной неожиданностью. Захарулабыла так напугана явлением, что лечение продолжать отказалась. Такимобразом, я потерял клиента, зато начал работать над этой книгой, первыйвариант которой был написан по-английски и издан в США в 2000 году. Моя жена Виктория, с которой я встретился уже после смерти мастера,познакомилась с ним через его фотографию и в течение нескольких лет общаласьс Тошей. Начальник оказался тем, кого в Индии называют смритигамин -приходящий по воспоминанию. Не все учителя открыты к общению после своегоухода из физического тела. Из известных смритигаминов можно упомянутьвеликого Падмасамбхаву, принесшего буддизм в Тибет и крупнешего учителяКашмирского шиваизма Абхинавагупту. После Тоши осталось немного из его уцелевших картин и рисунков, стихи,множество черновиков и набросков, большая часть которых записанаиероглифами, статья "Диса", написанная совместно с А. Томасом, и две работы- "Кунта йога" и "Сутра короны", оставшаяся незаконченной. Кунта йогаразошлась по России в списках и была напечатана отдельной брошюрой вАшхабаде, Алма-Ате и Риге. Знаки Кунты неоднократно воспроизводилисьразличными авторами без ссылки на источник. Они стали довольно популярны ииспользовались многими людьми без сопровождавших их мантр, что дает лишьчастичный эффект. Занятия Кунтой по Тошиному руководству послужили многимхорошим дополнением к их собственной садхане. Диса не получила сколь-нибудьширокого распространения в силу своей эзотеричности и необходимости живогопримера учителя. Тошина система, практике и развитию которой я посвятил долгие годы,выдержала проверку временем. Ее ценность заключается, прежде всего, в правильном направлении движения. Я уверен в том, что Тоша, несмотря на то,что его земная миссия не была выполнена и сам он не достиг конечной целисвоей практики за свою короткую земную жизнь, шел к истине и указалправильное направление, в котором нужно идти. Он заставил нас прочувствоватьэто направление каждой клеточкой тела, и направление это было - вверх. "Куда вы все за Тошей? - заметил как-то Миша К. - Все равно непоспеете. Он как торпеда - шансов у вас нет". Многие действительно непоспели и впоследствии отвернулись от него. Были и такие, что плевались призвуке его имени. Тоша не был человеком компромисса и никогда никому неугождал. Мы верили ему и шли за ним, поскольку он жил так же, как учил; Тошабыл единственным известным мне человеком, который никогда не делал того, чтоон не хотел делать. Единственным законом для него была свобода. Так он жил итак умер - одинокий и преданный лишь своей зеленой звезде. Уникальность Тошиной системы заключается в том, что она не требуетотказа ни от чего - ни от своей религии, ни от культуры, ни даже от вредныхпривычек. Тошина практика может применяться в любых условиях - от жизни впалатке в лесу до активной деятельности в современном мегаполисе. Ключом исекретом этой практики является поток нисходящей энергии, в санскритскойтерминологии называемый шактипата, что означает нисхождение Шакти. Феноменшактипата давно был известен в Индии и считался благословением, даннымучителем. Вызвать шактипата самому невозможно - это всегда милость, даруемаянепредсказуемо. Никакие усилия не могут гарантировать ее стяжание. Высшим проявлением шактипата является мгновенное исчезновениефизического тела, которое сгорает в потоке энергии, оставляя лишь кучкупепла, как это происходит в традиции кашмирского шиваизм. В тибетских школах дзогчен тело реализованного адепта, осознавшего своюсветоносную природу, превращается в радугу. Тело - знак кармы. Если кармауничтожена, то тело, как ее носитель, больше не нужно. Обнаженной душе ненужна оболочка, чтобы вернуться к своему источнику, - как не нужна одеждавозлюбленным в миг соединения. Все, происходящее до этого момента, являетсяпредметом садханы. Как показала наша практика, одного потока для продвижения по путинедостаточно, нужно еще знать, куда и как идти. Этим "куда" и былонаправление, указанное Тошей. Объяснить словами, что такое это направление,довольно сложно, нужно прочувствовать его каждой клеточкой своего тела, аэто приходит с практикой. Чувство направления - твердое знание того, что тыдвижешься именно туда, куда нужно, без тени сомнения и колебания. С другой стороны, для того, чтобы подобное движение происходило,необходима цепь непрерывных усилий, совершаемых всем существом. Усилия эти -по преимуществу внутренние, и являются искусством работы с собственнымсознанием. Именно невидимая постоянная работа с собой и была тем сокровищем,которым поделился Тоша с теми из нас, кто был в состоянии это сокровищераспознать. Внутренняя работа бесконечно важнее любой формы внешней активности.Сказать это просто, но действительное смещение фокуса внимания внутрьтребует определенной зрелости, которая выражается в значительном ослабленииличной заинтересованности в делах мира и в самодисциплине. Работа с сознанием - это то, ради чего мы здесь. Суть ее заключается вочищении сознания от всего временного и наносного и в его возвращении кисходному состоянию первозданной чистоты и светозарности. Ничто внешнее не всостоянии дать того состояния непреходящего, невыразимого счастья и полноты,которые испытывает человек, осознавший природу собственного сознания. На эмоциональном уровне работа с сознанием означает состояниепредельной искренности по отношению к самому себе и к окружающим людям. Еслитебе больно, ты ощущаешь эту боль во всей ее полноте и не пытаешься от нееуйти или чем-то ее забить. Если тебе скучно, ты становишься самой скукой,никак не пытаясь ее развеять. Что бы ни происходило, ты не пытаешьсяобмануть себя и выдать происходящее за что-то другое - за то, чем на самомделе переживаемая эмоция не является. На уровне ума внутренняя работа означает выход из-под власти суматошноскачущих мыслей и направлении их в единое русло. Непрерывное течение мысли водном направлении создает несокрушимую внутреннюю устремленность и приводитк возникновению инерции движения, которое ничем уже не остановить. На энергетическом уровне работа с сознанием означает усиление иутончение вибрационной частоты ауры. Повышение напряжения поля неизбежнопривлекает более высокие вибрации, непрерывное истечение которыхвоспринимается как поток. Эти вибрации и являются той силой, которая очищаетсознание и приводит его в состояние равновесия. На уровне воли работа означает подчинение всех жизнеизъявленийнепреклонному желанию достичь освобождения. Человеческая жизнь, направляемаятакой волей, подчиняется другим законам, нежели жизнь остальных смертных. Нодля того, чтобы открыть эти законы, нужно идти путем свободы. И на пути этомчеловек не одинок, он неизбежно приводит к Братству - великому сообществуосвобожденных душ, существующему как на тонком, так и на физическом планах,внимательно следящему за каждым истинным искателем и помогающему ему. *** Шли годы, и переживание потока со временем привело к более высокомусостоянию, которое я назвал Присутствие. Это слово обычно ассоциируется сощущением близости кого-то или чего-то, а также означает состояниеосознавания происходящего. Присутствие, пришедшее ко мне, было абсолютнобезличностным. Это было ни переживание чьей-то близости, ни обострениевосприятия происходящего, а просто Присутствие - чистая тотальностьбезначально существующего осознания. Несмотря на свою абсолютнуюбезличность, это состояние было самым заботливым, любящим и нежным другом,которого я когда-либо знал. Быть в Присутствии подобно возвращению домойпосле долгого и трудного путешествия. Присутствие имеет качество пространства. Фактически, это и естьбесконечное светящееся пространство, девственно чистое и, вместе с тем, докраев наполненное бесконечными возможностями созидания. Оно исполнено мира ипокоя, однако его способность к творчеству неистощима. Все, что мы можем ине можем себе представить, находится здесь в зародыше. Лишенное частей, Присутствие является одной сплошной целостностью, этоодна единая вещь, без малейших признаков фрагментарности и раздробленности.При этом оно полно внутренней динамики, в нем нет никакого застоя.Всепроникающий свежий ветер пронизывает это вечно юное небо во всехнаправлениях, его нежное прикосновение напоминает дыхание, и это дыханиевечности. Присутствие не ощущается чем-то отдельным от самого себя. Это не наше"я" в обычном смысле этого слова, но основа его, самая глубинная исокровенная его суть. Однако, будучи твоей основой, суть эта не принадлежиттебе. Она - одна и та же, как для тебя, так и для всей вселенной. Удивительно, но в переживании Присутствия нет ничего необычного. Оно неимеет ничего общего ни с экстазом, ни с трансом. В величайшей тайневселенной нет ничего мистического и потустороннего. Присутствие так жеобыкновенно, как слова на этой странице. В течение многих лет я думал, что главным средством на путиосвобождения является медитация. По сути дела, я принимал медитацию за Путь.Но Путь, оказывается, заключался не в медитации, а в понимании. Ни молитва,ни медитация, ни концентрация мысли не могли привести меня туда, куда ястремился, поскольку, как оказалось, никакого "там" не существует. Все, чтоя искал, находилось прямо здесь, оно лежало прямо у меня под ногамирассыпанным сокровищем, по которому я ступал, принимая его за грязь. Когда Рамана Махарши попросили выразить все когда-либо данные учения инаставления в двух словах, он сказал: будь спокоен. Тоша выражал это так жекратко. Его универсальным советом в любой ситуации было: не тусуйся. Состояние Присутствия всегда возникает само по себе. Добиться егоневозможно, любое усилие достичь этого состояния или его удержать приводит кего исчезновению. В этом отношении Присутствие напоминает пугливую птичку, влюбой момент готовую сорваться и улететь. Отношение внимательногобездействия является наиболее адекватным состоянием, в котором Присутствиеможет возникнуть, и все же, вызвать его нельзя; оно всегда приходит само -так же, как приходит дождь. Добиться состояния Присутствия или ухватить егомыслью невозможно потому, что то "я", которое хочет его прихода, несуществует как отдельная, желающая чего-то субстанция. Оно - крошечныйрадужный пузырек на поверхности бескрайнего океана, спрашивающий, гденаходится океан. Несмотря на свою неуловимость и непостижимость, Присутствие ошеломляющереально. Его реальность бесконечно превосходит реальность известного наммира, который, в сравнении с ним, видится мутной картинкой на экране староготелевизора. Наш мир кажется реальным, если смотреть на него изнутри. Но шагв сторону - и становится ясно, насколько относительна эта реальность. Относительная реальность мира - причина нашего нескончаемогобеспокойства. Ничто не надежно в этом мире, - все несется, не за чтоухватиться. И мы не сможем успокоиться, пока не вернемся домой. Наделяя этотмир реальностью, поскольку ничто иное нам неизвестно, мы также наделяемреальностью те страдания, которые мы здесь испытываем. Присутствие неуничтожает страдания, но показывает их нереальность. Лишь стремящийся постигает, что стремиться некому, некуда и незачем. Всостоянии Присутствия не остается ничего, что можно было бы желать, куданужно было бы стремиться и чего надо было бы избегать. Все мои прежниеусилия куда-то пробиться и чего-то достичь воспринимаются мной теперь какбессмысленное верчение в тщетных попытках ухватить себя за несуществующийхвост. Все оказалось гораздо проще. Нужно было просто остановиться иуспокоиться. Ищущий и тот, кого он ищет, встретились давным-давно, в самом началевремен, и с тех пор остаются неразлучными. Мы просто не догадываемся о том,что мы уже давно там, куда нам всегда хотелось попасть, потому и идем наместе. Капли, падающие в океан, исчезают навсегда, но с водой, ихобразующей, ничего не происходит. Все это не означает, однако, что мое сознание, пройдя сквозь рядмистических озарений и откровений, соединилось с чем-то возвышенным ипрекрасным. Ничего подобного. Это все то же мое знакомое "я" - задерганное,ограниченное и вечно неудовлетворенное, оказавшееся санскритским Тат ТвамАси - Ты есть То. И тому, что мы есть на самом деле, нет ни имени, ниназвания. Посмотри внимательно - бессмертное сияющее То находится прямо передтобой. Оно - всегда здесь и сейчас. Так было и будет вовек. И это - ничтоиное, как Ты сам. So be it.*






