Мир есть имя собирательное, обнимающее собою то, что называется страстями

Мир же есть плотское житие и мудрование плоти.

Феолипт митрополит Филадельфийский.
Удаление от мира дарует прибежище у Христа. Миром же я называю любовь к чувственным вещам и плоти.

св. Исаак Сирин
Монаху вредно видеть мир и мирское.

св. Антоний Великий
Удаляясь от молвы житейской, уединись и будешь странник. Сидеть в келлии будет для тебя то же, что отправиться в чужую сторону.

св. Иоанн Лествичник
Тех мест, которые подают тебе случай к падению, убегай как бича, ибо когда мы не видим запрещенного плода, то не так сильно его и желаем.

Устранившись мира, не прикасайся к нему; ибо страсти удобно опять возвращаются.

св. Серафим Саровский.
Страсти не утишаются, доколе нас окружают предметы, возбуждающие страсти.

св. Варсонуфий и Иоанн
Бегай от всего человеческого и спасешься.

св. Антоний Великий
Не оставляй воли Божией, чтобы исполнить волю людей.

свт. Тихон еп. Воронежский
Не смотреть на других, что делают, кто бы они не были, но держаться единого Божия Слова, и рассуждать, чему оно поучает.

св. Варсонуфий и Иоанн.
Сделайся мертвым для всякого человека: в сём-то и состоит странничество
.

св. Нил Синайский
Да будет же тебе всякий препятствующий тебе в стяжании Бога и добродетелей мерзостен и ненавистен; с таковым “ниже да яси”.

св. авва Дорофей
Мы оставили мир, оставим и пристрастие к нему. Ибо пристрастия опять привязывают нас к миру и соединяют с ним, хотя бы они касались маловажных, обыкновенных и ничего не стоющих вещей. Но если хотим совершенно измениться и освободиться от пристрастий, научимся отсекать хотения свои, каких бы малых вещей они не касались.

Ибо ничто не приносит столько пользы людям, как отсечение своей воли; и поистине от сего человек преуспевает более, нежели от всякой другой добродетели. Между тем такое отсечение своей воли и своих хотений может быть поминутное. Положим, что кто-либо идет; помысл говорит ему: – посмотри туда и сюда, но он отсекает свое хотение и не смотрит. Встретил он разговаривающих; помысл говорит ему: – скажи и ты с ними слово-другое, но он отсекает свое хотение, и не говорит. Подошел он к кухне, помысл говорит: – зашёл бы спросить, что готовит повар, но он отсекает это хотение, и не заходит, и прочее, и прочее.

Отсекая таким образом свое хотение, он приходит в навык отсекать его, и начиная с малого, достигает того, что и в великом отсекает ее без труда и спокойно; и так начинает наконец вовсе не иметь своей воли, и что бы ни случилось, бывает спокоен. Так отсечением своей воли приобретается безпристрастие, а от безпристрастия, с помощью Божиею, восходит и к совершенному безстрастию.

св. Варсонуфий и Иоанн
Отвергнуться себя и взять крест свой, значит: отсекать свою волю во всем и почитать себя за ничто.
Пребывая в келлии, отсекаешь свою волю. А отсекать волю свою, пребывая с людьми, значит умереть для них и быть с ними как бы не существующим. Иметь же волю по Богу, как говорит Апостол, значит отсекать волю телесную (Ефес. 2, 3). А воля, внушаемая демонами, состоит в том, чтобы оправдывать себя и веровать себе, и тогда (человек) тот бывает уловляем (ими).

свт. Игнатий Брянчанинов.
Распнись на кресте заповедей евангельских; непрестанно содержи себя пригвожденным к нему. Во время молитвы снова распинайся, распинайся на кресте молитвы.

св. Симеон Новый Богослов
И те, которые вращаются в многолюдстве и проводят жизнь в треволнениях мира, если ведут себя, как должно, обретают спасение и сподобляются от Бога великих благ ради веры, которую показывают к Нему, чтоб в день суда ничего не имели сказать в оправдание своё те, которые не обретают спасения по причине лености своей и нерадения.

св. авва Дорофей
Позаботимся о себе
. Кто нам даст время сие, если мы понапрасну потеряем его? Поистине будет время, когда взыщем дней сих и не обрящём. Авва Арсений всегда говорил себе: – Арсений, для чего вышел ты из мира?

св. Ефрем Сирин.
Первое делание у монаха – безмолвие, то есть жизнь, провождаемая без развлечений, в удалении от всякого житейского попечения, чтоб, став выше человеческих наслаждений, можно было прилепиться к Богу.
Второе – соразмерный пост, то есть единократное на день вкушение пищи простой, и то не до сытости. Третье – соразмерное бдение, то есть употребление одной половины ночи на псалмопение, воздыхание и слёзы. Четвертое – псалмопение, то есть телесная молитва, состоящая в псалмах и коленопреклонениях. Пятое – молитва духовная, совершаемая умом, удаляющая от себя всякую постороннюю мысль. Шестое – чтение житий святых отцов и их словес, совершенное удаление слуха от учений странных и от всякого иного, чтобы словесами отцов препобеждать страсти. Седьмое – вопрошение опытных о всяком слове и предприятии, чтобы по неопытности и самоуверенности, задумав и сделав одно вместо другого, не погибнуть, когда начнёт восставать плоть, по лукавому навету. Посему должно в меру все срастворять, чтобы чрезмерною неумеренностию не поколебать ревности.

св. Антоний Великий
Монах, который несколько дней подвизается и потом послабляет себе, потом опять подвизается и опять нерадит, такой монах всё равно что ничего не делает и никогда не достигнет он совершенства жизни – за недостатком постоянства ревности и терпения.

Если мы будем идти царским путем, то никогда не будем увлечены наветниками нашими; ни справа – к чрезмерному воздержанию, ни слева – к нерадению, безпечности и разленению.

св. Ефрем Сирин
Привычка к послаблению никогда не даст тебе приобрести строгость. Она всегда созидает и разоряет, грешит и раскаивается.

св. Исаак Сирин
Лучше умереть в подвигах, чем жить в падениях.

св. Григорий Синаит
Подвижники двумя заповедями приходят в древнее достоинство – послушанием и постом
; ибо от противных им дел всякое зло вошло в род смертных.

св. Исаак Сирин
Остерегайтесь праздности;
потому что в ней сокрыта верная смерть – и без неё невозможно впасть в руки домогающихся пленить нас. В день оный Бог будет судить нас не о псалмах, не за оставление нами молитвы, но за то, что опущением сего дается вход бесам.

ст. схиархимандрит Захария
Одна из вас сказала мне как-то: – Если не согрешишь, не покаешься. – Чада мои, эта мысль скверная, она может натолкнуть человека на грех. Будто и хорошо, что согрешил, по крайней мере покаялся. Нет! Хуже греха ничего нет. Грех родил диавол.

св. Варсонуфий и Иоанн
Признак прощения грехов состоит в том, чтобы возненавидеть их и не делать более. А когда человек размышляет о них и сердце его услаждается ими, или он и совершает их на деле – это есть знак, что грехи еще не прощены ему, но он еще обвиняется в них.

св. Нил Синайский
Кто не имеет ненависти ко греху, тот, хотя и не делает греха, причисляется к грешникам.

св. Варсонуфий и Иоанн
Если не повторим прежних наших согрешений, то уже имеем от Бога прощение их, только бы не усомнились снова.

св. Иоанн Кронштадтский
Добрая сила, по свободной и искренней молитве моей, всегда прогоняет силу злую, и сила злая сильна только злом, во мне скрывающемся.

св. Варсонуфий и Иоанн.
Никто никогда не совершит добра посредством зла, потому что сам побеждается злом: напротив того добром исправляется злое
(Римл. 12, 21).

Человек должен только наблюдать, чтобы не употребить или не сделать чего-либо по страсти; а что он делает по немощи или по нужде, то не вменяется ему ни в грех, ни в расслабление.

св. Серафим Саровский
Подвижничество требует терпения и великодушия: ибо миролюбие искореняется только долговременным трудолюбием.

Древний Патерик
Старца спросили: – Почему так восстают против нас демоны? – Старец ответил: – Потому что мы отвергли наши оружия: безчестие, смирение, нестяжательность и терпение.

св. Исихий Иерусалимский
Равно омрачают душу и мысленные внутри беседы с помыслами, и внешние разговоры и празднословие.

св. Антоний Великий
Куда бы ты ни пошел, всегда имей Бога пред своими очами; чтобы ты ни делал, имей на то свидетельство в Писании; и в каком бы месте ты ни жил, не скоро уходи оттуда.

св. Исаак Сирин
Бойся привычек более, чем врагов.

св. Ефрем Сирин
Привычка – вторая природа.

игумен Никон
Борись со всеми, с самыми малыми грехами. Кто неверен в малом, тому не доверяют большого.

св. авва Дорофей
Берегитесь, братия, пренебрегать малым, берегитесь презирать его, как малое и ничтожное; оно не малое, ибо чрез него образуется худой навык.

Илья Пресвитер и Екдик
Не связывай себя малым, и большим не будешь порабощен; ибо не бывает так, чтобы большее зло образовалось прежде меньшего.

св. Варсонуфий и Иоанн.
Те, которые совершенно предали себя Богу, не заботятся, но Бог творит с ними, что Ему угодно и им полезно.

свт. Иоанн Златоуст
Когда тела наши для плотских воздействий ничем не разнятся от лежащих в могиле, это есть признак, что мы имеем в себе Сына, что в нас пребывает Дух.

св. Нил Синайский
Блажен, кто попирает утехи; ибо его трепещут демоны.

св. Ефрем Сирин.
Кто верует, что тело его воскреснет, тот заботится очистить его от осквернения.

свт. Феофан Затворник
Тело надо держать постоянно в струнку, как солдат на параде, никак не позволяя себе распускать членов, не только при хождении и сидении, но и при стоянии и лежании.

бл. Диадох
Все чувства телесные сопротивляются вере, так как чувства вкушать ищут только настоящего – присущего, а вера обещает богатство благ будущих.

св. Феодор
Всем чувствам наложить узду, чтоб не услаждаться чувственным.

св. Варсонуфий и Иоанн
Усильно обуздывай органы чувств твоих: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, и преуспеешь благодатию Христовою.

св. Нил Синайский
Заграждай слух и очи, потому что чрез них входят все стрелы вражеские.

св. Ефрем Сирин.
Укоризна монаху – блуждающее око.

свт. Феофан Затворник
Покаянные чувства суть отличительные признаки истинного подвижничества. Кто уклоняется от них и избегает, тот уклонился от пути. В положении начала новой жизни было покаяние; оно же и в возрастении должно быть и зреть вместе с ним.

игумен Никон
Господь пришел спасти грешников, но кающихся.

свт. Григорий Палата
То самое, что согрешивший еще жив, служит для него, если он пожелает обратиться к Богу, ручательством, что будет Им милостиво принят.

свт. Тихон еп. Воронежский
Без познания греха истинное покаяние не бывает: как без познания болезни исцеления не бывает.

св. Марк Подвижник
Дело покаяния совершается тремя следующими добродетелями: очищением помыслов, непрестанною молитвою и терпением постигающих нас скорбей.

св. Исаак Сирин
Пока не достиг ты в область слез, дотоле сокровенное твое служит еще миру, то есть ты ведешь еще жизнь мирскую, и Божие дело делаешь еще внешним человеком, а внутренний человек твой безплоден; потому что плод его начинается слезами.

Слезы начинают источаться потому, что приблизилось рождение духовного младенца.

св. Иоанн Лествичник
Кто истинно ищет удостоверения в отпущении грехов своих, тот почитает потерянным всякий день, в который не плачет, хотя бы сделал в оный сколько-нибудь добра.

св. Варсонуфий и Иоанн
Плач омывает всякого от грехов. Но человек достигает плача трудом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: