Плач есть печаль по Богу, которую рождает покаяние

свт. Игнатий Брянчанинов

За покаяние, приносимое при одном собственном усилии, Бог дарует, в своё время, покаяние благодатное – и Дух Святый, вселившись в человека, ходатайствует о нём воздыханиями неизглаголанными: Он ходатайствует о святых сообразно воле Божией, которую ведает один Он.

св. Амвросий Оптинский
Людям, много согрешившим, не об угождении Господу надо думать, а сперва о покаянии и получении прощения и помилования.

св. Иоанн Лествичник
Никто из долженствующих плакать о грехах да не ослабляет ревности о сём, обольщая себя таким чаянием: в исходе моем (в час смерти) получу извещение о прощении. Неизвестное не твердо верно.

Древник Патерик
Монах и вечером, и утром должен давать себе отчёт: чего не исполнил он из того, чего хочет Бог, и сделал то, чего не хочет, и таким образом, испытывая себя, всю жизнь каяться.

св. Варсонуфий и Иоанн
Не плачь происходит от слез, а слёзы от плача.

Добротолюбие
Места же смеху не находил святой Антоний (Великий) в жизни инока, и когда ученики спросили его:
– Можно ли нам когда-нибудь смеяться? – Ответил:
– Господь наш осуждает смеющихся, когда говорит:
–“Горе вам, смеющимся ныне! ибо восплачете и возрыдаете” (Лк. 6, 25).

св. Варсонуфий и Иоанн
Хорошо человеку помнить смерть, чтобы навыкнуть знать, что он смертен, а смертный – не вечен, не вечный же и поневоле оставит век сей.
Через непрестанную память о смерти (человек) навыкает и произвольно делать добро.

св. Антоний Великий
Всякий день полагай сам в себе, что этот один день остался тебе в мире сём, и сохранишь себя от грехов.

св. Исихий Иерусалимский
Будем, если можно, непрестанно памятовать о смерти: ибо от этого памятования рождается в нас отложение всех забот и сует, хранение ума и непрестанная молитва, безпристрастие к телу и омерзение ко греху, и почти, если сказать правду, всякая добродетель, живая и деятельная, из него проистекает. Посему будем, если возможно, делать это дело столь же непрерывно, как непрерывно наше дыхание.

игумен Никон
Есть еще мощное средство в борьбе со всяким грехом: как только впал в какой большой грех, иди исповедуй перед духовником. Если нельзя сразу, то при первой возможности, ни в коем случае не откладывая на завтра и далее! Кто часто и сразу исповедует грехи, тот доказывает, что он ненавидит грех, ненавидит плен диавольский и готов претерпеть стыд при исповедании, лишь бы избавиться и очиститься от греха, и за это получает от Господа в дальнейшем и полную победу, не приобретая и при победе высокого мнения о себе и гордыни.

св. Иоанн Лествичник
Бесы обыкновенно внушают нам, или совсем не исповедывать согрешений отцу своему, или исповедывать, но складывая вину греха своего на других.

св. Нил Синайский
Иереев почитай, к добрым же прибегай.

св. Исихий Иерусалимский
Если внутренний наш человек трезвится, то, по словам Отцов, он силен сохранить и внешнего. По их же словам, мы и злодеи-демоны, обои сообща совершаем грехи: те в помыслах или мечтательных живописях изображают только пред умом грехи, как хотят, а мы и помыслами внутренне и делами внешне грешим.

свт. Феофан Затворник
Внутри всякий шаг Богу посвящать. А шаги но заповедям направлять надо. Каждый случай можно подвесть под заповедь и внутренне посвятить Богу свое в Нём действование. Так будет вся жизнь посвящаться Богу.

св. Иоанн Кассиан Римлянин
Перестанем же искать основ своего невозмутимого мира, внутреннего вне себя, и ожидать, что немощам нашего терпения может помочь чужое терпение. Ибо как “Царство Божие внутрь нас есть” (Лк. 17, 21), так и “враги человеку домашние его” (Мф. 10, 36). И никто не сопротивляется мне более моего же чувства, которое есть самый близкий мне домашний.

свт. Феофан Затворник
Вся суть дела во внутреннем изменении, и что соответственно сим изменениям и по импульсу с их стороны должно изменять и внешнее.
Благодать ничем внешним не вяжется, а нисходит только на внутренний строй.

Добротолюбие
Внутренний строй ума превосходнее телесных подвигов.

св. Исихий Иерусалимский
Образ внешних, чувственно-телесных подвигов есть Ветхий Завет, а святое Евангелие, которое есть Новый Завет, есть образ внимания или чистоты сердечной.

св. Симеон Новый Богослов
Как только душа человека мысленно проявила свою волю к согласию на грех, то диавол уже и не по воле человека увлекает его на грех делом.

св. Нил Синайский
Верь, что худые помышления суть диавольское насеяние; от этого они прекратятся, и сеятель посрамится.

св. Антоний Великий
Душа твоя да будет с Господом во всякое время, тело же твое пусть будет на земле, как изваяние и истукан.

св. Иоанн Лествичник
Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут
.

св. Антоний Великий
Пусть каждый из вас замечает и записывает свои поступки и душевные движения.

св. Ефрем Сирин
Ежедневно спрашивай себя: какую страсть победил ты?

Каллист Тиликуда
Во всем твоём по Богу делании, каждодневном, с утра до вечера, преимущество всегда да отдаётся молитве; прочие делания привходят только по причине утомления в молитве.

св. Варсонуфий и Иоанн
Имя Божие, будучи призываемо, убивает все страсти, хотя мы и не знаем, как сие совершается.

св. Исаак Сирин
Быть злопамятным и молиться, значит тоже, что сеять на море и ждать жатвы.

св. Антоний Великий
Идя дорогою, не обращайся направо и налево, но перечитывай со вниманием псалмы свои и молись Богу умом.
Монах, сидящий в келлии своей с сомкнутыми устами и Бога не помнящий, похож на разоренный дом, находящийся вне города, который всегда полон всякими нечистотами; потому что, кто ни вздумает вынесть нечистоты из дома своего, туда их относит.

св. Исаак Сирин
Страсти отвращать лучше памятованием добродетелей, нежели сопротивлением.

свт. Феофан Затворник
Прописанная борьба со страстьми есть мысленная. И она действительна, потому что, не дозволяя страстям попитаться чем-либо, тем самым замаривает их. Но есть и деятельная с ними борьба, состоящая в том, чтобы намеренно предпринимать и совершать дела, прямо им противоположные.

св. Максим Исповедник
Не пища зло, но чревоугодие, не деторождение, а блуд, не деньги, но сребролюбие, не слава, а тщеславие: а когда так, то в сущем нет ничего злого, кроме злоупотребления, которое случается от нерадения ума о возделании естества (душевных сил и их добром направлении).

Во всем, что мы делаем, Бог взирает на цель, для Него ли или для чего другого мы то делаем.

св. Варсонуфий и Иоанн
Всякое доброе дело, которое совершается не из одной только любви к Богу, но к которому бывает примешана и своя воля, нечисто и неприятно Богу.

св. Исихий Иерусалимский
Без хранения ума и чистоты сердца – что есть и называется трезвение – невозможно душе достигнуть чего-либо духовного и Богу угодного или избавиться от мысленного греха, хотя бы кто страхом мук и удерживал себя принудительно от грешения делом.

Впрочем и те, которые нуждением некиим воздерживают себя от греха делом, блаженны перед Богом, Ангелами и человеками: потому что “нудящие себя (употребляющие усилие)” суть “восхитители царствия небесного” (Мф. И, 12).

св. Иоанн Лествичник
Кто низложил первые три из главных страстей (тщеславие, сребролюбие, чревоугодие), тот низложил вместе и пять последних (блуд, гнев, печаль, уныние, гордость); но кто нерадит о низложении первых, тот ни одной не победит.

св. Максим Исповедник
Труднее преодолевать страсти раздражительной силы души, нежели вожделетельной: потому-то против них от Господа и врачество дано сильнейшее – заповедь о любви.

свт. Феофан Затворник
Какой помысл почаще выходит, значит та страсть посильнее; против той и действовать посильнее начинайте.

св. авва Дорофей
Преуспеяние монаха обнаруживается в искушениях.

св. Исаак Сирин
Бог не отъемлет искушений у рабов Своих, но дает им терпение в искушениях, за их веру и предание себя в Его волю.

св. авва Дорофей
Мы потому только согрешаем в искушениях, что мы нетерпеливы и не хотим перенести малой скорби или потерпеть что-нибудь против нашей воли, тогда как Бог ничего не попускает на нас выше силы нашей.

св. Варсонуфий и Иоанн.
Никому не следует произвольно вдаваться в искушение, но благодарно терпеть то, что постигает его попущением Божиим.

св. Феодор Студит
Добро с трудом приобретается, но у невнимательного легко похищается.

св. авва Дорофей <> Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение; ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение.

игумен Никон.
Есть диавол и бесы, которые по своей крайней злобе всячески хотят погубить каждого человека. Как они это делают? Вот как: они стараются действовать на страсти человека и раздувать их до такой силы, чтобы они погубили человека.

Илья Пресвитер и Екдик.
Помыслами, а не делами сначала борют душу демоны, но главное, конечно, у них в виду дела.

св. Максим Исповедник.
Злые духи воюют против нас или вещами, или страстными о вещах помыслами; вещами против тех, кои среди их вращаются, а помыслами против тех, кои удалились от вещей.

св. Антоний Великий.
Противьтесь диаволу и старайтесь распознавать козни его.

св. Иоанн Лествичник.
Все брани бесовские происходят от трех главных причин: или от нерадения нашего, или от гордости, или от зависти диавола.

св. Серафим Саровский.
Без познания добра и зла мы действий лукавого постигать не можем.

св. Максим Исповедник
Пять ради причин, говорят, от Бога попускается нам быть боримыми от демонов: первая причина сего та, чтобы мы, будучи боримы и противоборствуя, дошли до умения различать добродетель от греха; вторая та, чтобы мы, борьбою и трудом снискав добродетель, имели ее твердою и неизменною; третья, чтобы, преуспевая в добродетели, мы не высоко о себе мудрствовали, но научились смиренномудрию; четвертая, чтобы испытав делом, сколь зол грех, совершенною возненавидели его ненавистью; наконец, пятая и важнейшая та, чтобы, сделавшись безстрастными, не забывали мы своей немощи и силы Помогшего нам.

св. Исихий Иерусалимский.
Бесы вводят нас в грех всегда лживым мечтанием.

св. Григорий Синаит.
Все, приходящее в душу, говорят отцы, чувственное ли то или духовное, коль скоро сомневается в нем сердце, не приемля его, не от Бога есть, но послано от врага.

св. Варсонуфий и Иоанн
Всё Божие бывает мирно и полезно и ведёт человека к смирению и к тому, чтобы осуждать самого себя.

Летопись Серафима-Дивеевского монастыря.
Диавол не в состоянии и не в силах явиться в образе Божией Матери, потому что Она “язва бесовом”, как о Ней боголепно от смысла чиста воспевает святая церковь.

св. Марк Подвижник
Прежде нежели истребишь из себя зло, не повинуйся своему сердцу. Ибо каково вложенное в него, таковых оно и приложений требует.

св. Варсонуфий и Иоанн.
Не думай, чтобы диавол имел власть над кем-нибудь: причина греха заключается в нашей свободной воле, а не в принуждении от получившего будто (над нами) власть; человек как не принуждается ко спасению, так и ко греху. Властью ли своей прельстил диавол Еву или советом? Нигде не видно его власти; иначе никто не мог бы избегать (греха), когда бы он власть имел. Мы подобны свободному человеку, который произвольно отдал себя в рабство другому и по времени приходит в себя и раскаивается. Но при этом если он не прибегнет к Сильнейшему его (врага), то не может себя избавить; а когда прибегнет, то (мнимый господин его), зная, что он не есть его собственный раб, не смеет ничего ему сделать ради Всесильного.

св. Феодор Студит.
Разве вы не знаете, какою маниею дышит против нас диавол? На всякого человека нападает он, а не только на смиренных монахов; радуется он погибели многих, но не так этим услаждается, как когда успеет низринуть одного монаха. Почему неутомимо бьется, приседит и борется, как бы послушливого отторгнуть от послушания, безмолвника от безмолвия, столпника от столпа, затворника от затвора, чтоб, после такого передвижения, вести их потом, как хочет: ибо те, которые неподвижно пребывают в своих мерах и в своих местах, содевая добродетели, бывают неуловимы для диавола, выше свтей его носимы бывая.

св. Ефрем Сирин
Прежде нежели совершено беззаконие, враг весьма умаляет его в глазах его; особенно же умаляет похоть сластолюбия, будто бы выполнить ее тоже, что вьшить на пол чашу холодной воды. Так лукавый умаляет грех в очах человека прежде совершения его; по совершении же греха, лукавый до крайности увеличивает беззаконие в глазах того, кто впал в оное. Сие внушает лукавый человеку с намерением низринуть его в глубину отчаяния.

О ценности Божественных Преданий Апостол Павел говорит и во втором Послании к фессалоникийцам (2 глава, 15 стих): " Итак, братья, стойте и держите Предания, которым вы научены!".

Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны, ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум. Прем.9-14,15

Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах - кто исследовал? Прем.9-16

Всё, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив. Сир.2-4

“Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу” (1Тим. 6, 6-9).

Богопознание есть важнейшее из всех знаний.
Оно составляет первую и важнейшую нашу обязанность.
Все научные человеческие знания,
если они не озарены светом богопознания
теряют свое истинное значение, свой смысл и свою цель.
Вместо добра такие знания вносят в жизнь много зла
.


Протоиерей Серафим Слободской


Без искупления человеческой природы Спасителем невозможно СПАСЕНИЕ личности, а без воли человека невозможно общение с благодатью. В этом – тайна спасения. Архимандрит Рафаил (Карелин)


Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.
Екк.7-14

Бог посылает благополучие и несчастье, чтобы человек не знал будущего и чувствовал постоянную зависимость от Него.

Не говори: "отчего это прежние дни были лучше нынешних?", потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом. Екк. 7-10

Сердце мудрых - в доме плача, а сердце глупых - в доме веселья. Екк. 7-4

И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий. Екк. 5-18

Вывод Проповедника:самое лучшее в жизни- наслаждаться добрым трудом и пользоваться земными благами в той мере, в какой посылает их Бог, не обременяя себя мучительными заботами о приумножении богатства.Эта мысль что и в словах Спасителя:


Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. Мф 6-34

Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть. Екк. 5-11

Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Екк.5-4

Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. Екк.4-4

Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. Екк. 3-12

Благой труд и спокойное наслаждение земными радостями- вот единственно доступное для человека счастье относительное и этим надо довольствоваться Не стоит искать абсолютного счастья на земле, ибо оно не здесь, а там, в Царстве Небесном.

Познал я, что всё, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, - и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его. Екк. 3-14

Все законы природы установлены нашим Творцом и цель Божественного промысла заключается в том, чтобы показать людям их полную зависимость от Бога и таким образом научить их страху Божию.(К.)

Что пользы работающему от того, над чем он трудится? Екк.3-9

(Вся трудовая деятельность может быть пустой и она зависит не от него,не от его воли, а от посторонней Высшей Воли.И тщетные попытки найти счастье в труде могут оказаться неосуществимыми.(К)

Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё - суета и томление духа! Екк. 1-14


Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.
Екк.1-15

..во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь. Екк.1-22

Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Екк. 1-9

Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Екк. 1-10

Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы. Екк. 7-20

(есть каящийся грешник- К)

Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы. Екк. 7-29

Не питай ненависти к грешнику, потому что все мы повинны; и если восстаешь на него ради Бога, то плачь о нём. И почему ты ненавидишь его? Ненавидь грехи его - и молись о нём самом, чтобы уподобиться Христу, Который не имел негодования на грешников, но молился о них. Не видишь ли, как плакал Он об Иерусалиме (Лук. 19,41)?

И над нами во многом посмеивается диавол - за что же ненавидеть того, кто подобно нам осмеян и над нами посмевающимся диаволом? И за что ты, человек, ненавидишь грешника? Не за то ли, что он не имеет праведности подобно тебе? Но где же твоя правда, когда не имеешь любви? Почему не плакал ты о нем? Но ты гонишь его. Иные по невежеству возбуждаются к гневу, считая себя умеющими судить дела грешных. Исаак Сирин, преп.

Нил Синайский
Когда помыслы возвеличивают наши подвижнические труды, тогда, отринув их с презрением, будем уничижать душу; а когда уничижают сии труды, как ни к чему не служащие, тогда сколько есть сил будем возвеличивать Христово милосердие.

св. Варсонуфий и Иоанн.
Если увлекают ум твой в блуд, напоминай ему о целомудрии; если же увлекают в чревообъядение, приведи ему на память пост; таким же образом поступай и в отношении других страстей.

св. Макарий Великий
Кто не от всего сердца взыскует Господа, тех сатана не искушает явно, но тайно и коварно своей ложью уничтожает души человеков, губя и отчуждая от Бога.

ст. Макарий Оптинский.
Человек предается на поругание бесам за гордость и жизнь, противную заповедям Божиим.

игумен Никон
Когда человек находится у самой пропасти, то его легко толкнуть, и он упадет туда. А когда далеко, то надо его тащить к пропасти, а за это время он может взывать о помощи. Поэтому всегда и советуется удаляться подальше от мест, где легко впасть в грех.

Каллист патриарх и Игнатий Ксанфопулы
Не ищи причин искушений, откуда они находят, но только молись благодарно перенести оные.

св. Исаак Сирин
Желание быть в общении и обращении с миром, непрестанно говорить и безрассудно пустословить, всегда отыскивать себе новости и даже лжепророчества, обещать много сверх сил своих. И это суть искушения духовные.

Добротолюбие
У тех, кои живут в уединении, брань со стороны душевных чувств сильнее и ожесточеннее, нежели брань со стороны чувств телесных.

св. Варсонуфий и Иоанн.
Хорошие воины и во время мира постоянно учатся искусству вести брань, ибо время брани не допускает с удобством учиться тому, что необходимо для брани.

св. Феодор Студит.
Пусть покажется он (демон) идущим на тебя и нападающим или жилище твое потрясающим и валящим на тебя, не страшись, и все пройдет, как самое мечтание. Случается же это с теми, кои подвергаются сему, оттого, что они боятся страха, где нет страха (Пс. 13, 5).

ст. Макарий Оптинский.
Если мы признаем себя грешниками, то должны признавать себя и достойными наказания, и когда они нам посылаются, то видеть в сем праведную руку Божию, карающую нас здесь, дабы избавить вечного наказания; вместо ропота понудить себя смиренно подклонить выю свою под крепкую руку Божию и благодарным сердцем воссылать к Нему молитвы за любовь Его; ибо “Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает” (Евр. 12, 6).

св. Исихий Иерусалимский
Если не хочешь злострадать, не хоти и зло делать, потому что первое неотступно следует за последним. Что кто сеет, то и пожнет. Так, когда мы, добровольно сея зло, против воли пожинаем (скорбное), то должны дивиться в сем правосудию Божию.

игумен Никон.
Когда покаянием очистим себя, тогда увидим, что скорби, нам посланные, суть явление милости и любви к нам Господа, познаем, что они нам более нужны, чем всякие земные блага.

св. Варсонуфий и Иоанн.
Скорби и искушения умножаются, когда кому Господь готовит милость Свою.

Никакое доброе дело не совершается без скорби, ибо ему противодействует зависть диавольская.

свт. Игнатий Брянчанинов
Иногда восстание страстей и нашествие вражеских помыслов бывает так сильно, что возводит в великий душевный подвиг. Это – время невидимого мученичества. Надо исповедать Господа пред лицом страстей и бесов молитвою продолжительною, которая непременно доставит победу.

св. Исаак Сирин.
Если не имеешь силы совладать с собою и пасть на лице свое в молитве, то облеки голову своею мантиею и спи, пока не пройдет для тебя этот час (особенного) омрачения, но не выходи из келлии.

игумен Никон.
Чашу страданий Иисусу Христу дали не люди, а Отец Небесный для искупления падшего человечества.
И нам всем, хотящим спастися, дает чашу скорбей Господь, не люди. Если Господь страдал за нас, то как, скажи, не страдать нам за свои безчисленные грехи, которых мы к тому же еще и не видим.

Мы в настоящее время пришли в такой период жизни человечества, когда спасаются исключительно только безропотным терпением скорбей, с верою в Бога и надеждою на Его милосердие. Другими путями теперь не умеет спасаться никто. Остался для нашего времени только один единственный путь: терпение скорбей.

Кто хочет вслед за Христом достичь Царствия Божия, должен с большим и длительным мучительством подавлять в себе все дурные проявления нашего “ ветхого человека” и терпеть всякие скорби и болезни. Безконечная премудрость Божия каждому человеку для его исцеления и очищения посылает свой крест в соответствии с его характером и свойствами, и силами. Если мы без ропота несем свой крест, каемся в своих грехах, не оправдывая себя, то подобно благоразумному разбойнику войдем в Царствие Божие. Если будем роптать, хулить людей и Бога, погибнем еще в больших мучениях, без надежды спасения, облегчающей скорби, как злой разбойник. Выбор в наших руках. Надо быть и нам благоразумными. Крест неизбежен для всех. Облегчим же его верой в Господа, борьбой с грехом, покаянием, прощением всем ближним, безропотным несением скорбей и молитвой ко Господу. Любовь Божия хочет спасения нашего и не допускает скорбей сверх сил и без крайней нужды. Скорби необходимы, но видеть их необходимость человек может только после значительного очищения себя покаянием и воздержанием от грехов и чтением Слова Божия.

св. Макарий Великий
Должно христианину иметь упование, радость и чаяние будущего царства и избавления и говорить
: –“если не избавлен я сегодня, буду избавлен на утро”.

Древний Патерик.
Невозможно, чтобы в искушениях не пришел на помощь Бог и святые Его Ангелы; только ты не переставай призывать Его со смирением.

игумен Никон
Проси всегда помощи от Господа и Матери Божией. Твердо знай, что, если человек от глубины души не захочет сделать греха, весь ад не повредит ему. Потому что с ним будет помощь Божия.

св. Симеон Новый Богослов
Желающий творить добро получает от Бога силу творить оное во всяком месте: и среди мира, и в безмолвии.

св. Исаак Сирин
Что горсть песку, брошенная в море, тоже – грехопадения всякой плоти в сравнении с Божиим Промыслом и Божиею милостию.

св. Амвросий Оптинский
Телесные подвиги и труды требуются только от крепких телом: немощным же более полезно смирение со благодарением. Смирение может заменять труды телесные, которые без смирения не приносят никакой пользы.

игумен Никон
Все дурное, все страсти, все бесовские козни, все скорби и страдания – все побеждается смирением.

св. Варсонуфий и Иоанн
Страсти же сгорают от смирения, как от огня.

св. Амвросий Оптинский
Рассуждение выше всего, а благоразумное молчание лучше всего, а смирение прочнее всего; послушание же, по слову Лествичника, такая добродетель, без которой никто из заплетенных страстями не узрит Господа.

св. Антоний Великий
Кто не вкусил еще сладости небесных благ, тот не прилепился еще к Богу от всего сердца своего; потому и возвращается на тленное. Но пока не достигнет кто такого совершенства, должно работать Богу из покорности святой воле Его так, чтобы таковый с Пророком говорил: –“как скот был я пред Тобою” (Пс. 72, 22), то есть я работал Тебе, как подъяремное животное.

св. Иоанн Кассиан Римлянин
Когда одержишь победу над одною или несколькими страстями, не должно тебе превозноситься сею победою. Иначе Господь, увидев надмение сердца твоего, перестанет ограждать и защищать его, и ты, оставленный Им, опять начнешь быть возмущаем тою же страстию, какую победил было при помощи благодати Божией.

св. Феодор Студит
Воистину дивны отцы наши, потому что, во плоти сей ангелоподобно жительствуя со всем безстрастием, угодили Господу. Но должно не дивиться только им, но и подражать, сколько возможно; и подражать с рассуждением, то есть киновит подражай киновиту, безмолвник безмолвнику, пустынник пустыннику, игумен игумену. Ибо какая польза подражать тому, кто не одинакового с нами чина жизнь проходит, а другого. От этого никакой пользы не получим, но встретим и явный вред. Многие, по боголюбию, оставив свой чин жизни и устремясь к другому, свой потеряли, а того желаемого не получили.

св. авва Дорофей
При всяком встречающемся деле, хотя бы оно было крайне нужно и требовало тщания, не хочу, чтобы вы делали что-либо со спорами или с смущением, но будьте уверены, что всякое дело, которое вы делаете, велико ли оно, как мы сказали, или мало, есть осьмая часть искомого; а сохранить свое устроение, если и случится от этого не исполнить дела, есть три осьмых с половиною.

св. Иоанн Лествичник
Иногда можно, по немощи, предпочесть и бегство, чтоб не умереть душевно.

Опытом дознано, что за какие грехи, телесные или душевные, осудим ближнего, в те сами впадем.

св. Антоний Великий
Не верь себе, пока находишься в теле сём и ничего своего не считай вполне угодным Богу.

св. Виссарион
Когда кто пребывает мирно, не имея брани, тогда особенно да блюдёт себя и смиряет себя предБогом; да не возомнит, что стоит (крепко) и не падет лютейшим падением. За самомнение многие на брань преданы были.

св. Варсонуфий и Иоанн.
Как тело одно, а членов много, и если не достает одного члена, то и тело не есть совершенное, так заключай и о внутреннем человеке, члены которого суть многие добродетели.

св. Иоанн Лествичник
Признаком того, что делание наше благоугодно Богу, в новоначальных служит преуспевание в смирении, в средних – прекращение внутренних браней, а в совершенных – умножение и изобилие Божественного света.

св. Серафим Саровский
Только досыта ничего не вкушай; оставляй место Святому Духу.

св. Варсонуфий и Иоанн
Не услаждай себя принятием пищи и пития, кроме удовлетворения телесной потребности.
О мере воздержания в пище и питии Отцы говорят, что надобно употреблять того и другого несколько менее надлежащего, то есть не наполнять совершенно желудка.

В пище воздерживай себя тогда, когда желаешь съесть еще немного.

Давай телу столько, сколько ему нужно, и не потерпишь вреда, хотя бы ты ел и три раза в день.

св. Антоний Великий
Употребляй самую простую и дешевую пищу. Мяса совсем не ешь.

св. Иоанн Лествичник
Давай чреву своему пищу мерную и удобоваримую, чтоб умеренным насыщением отделаться от его алчности, а чрез скорое переварение пищи избавиться от разнежения, как от бича.

св. авва Дорофей
И то немногое, употребляемое кем-либо в пищу, должно принимать с молитвою и осуждать себя в помысле своём как недостойного никакой пищи и утешения.

св. Варсонуфий и Иоанн
Что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей, по слову Апостола:–“когда я немощен, тогда силён” (2 Кор. 12, 10).

св. Ефрем Сирин
Если хочешь победить сребролюбие, возлюби нестяжательность и нерасточительность.

св. Иоанн Лествичник
Видел я нищих деньгами, которые, живя жизнию нищих духом, обогатились духовно и забыли о прежней своей нищете.

свт. Григорий Палама
Нищие духом – это те, которые скромно, без заносчивости и не ища наслаждений для души или разума переносят нищету либо волею, либо в благородном расположении духа, хотя и поневоле терпят бедность.

св. Антоний Великий
Нищета есть не что иное, как умеренность во всём.

св. Исаак Сирин
Очисти келлию свою от излишеств, потому что сие поведет тебя к воздержанию, хотя бы ты и не хотел.

св. Ефрем Сирин
Если хочешь препобедить гнев, приобрети кротость и великодушие, и содержи в мысли, сколько зла делали люди Господу нашему Иисусу Христу, и однако же Он, как человеколюбец Бог, не гневался на них, а напротив того молился за них, говоря: –“Отче, прости им” грех сей: –“ибо не знают, что делают” (Лк. 23, 34).

Видал я, что и пёс, в иной раз смело бросающийся на волков, терзает овец.

св. Филофей Синайский
Гневом же надобно вооружаться против одних демонов.

св. Иоанн Лествичник
Гневливым полезнее жить в братстве.

св. Варсонуфий и Иоанн
Не настаивай ни в коем случае, чтобы было по твоей воле, ибо от сего рождается гнев.

Из книги “Пространный христианский катехизис”
Что есть кротость? Тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться.

свт. Игнатий Брянчанинов
Когда ум покорится Богу, тогда сердце покоряется уму. В этом заключается кротость. Что такое – кротость? Кротость – смиренная преданность Богу, соединенная с верою, осененная Божественною благодатию.

св. Ефрем Сирин
Если хочешь преодолеть безвременную печаль, никогда не печалься о чём-либо временном; но если тебя язвят словом, или безпокоят, или безчестят, не печалься, а напротив того радуйся. Тогда только печалься, когда согрешишь; но и в сем случае соблюдай меру, чтобы не впасть в отчаяние и не погибнуть.

Если хочешь препобедить уныние, займись, хотя ненадолго каким-нибудь рукоделием, или читай, или часто молись.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow