В защиту поруганной истины

ИСТИННАЯ СВОБОДА

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ===========

============================= И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

ПОД РЕДАКЦИЕЙ ВАЛ. БУЛГАКОВА И АЛЕКСЕЯ СЕРГЕЕНКО

------------------------------------------------------------------------------------

N 4. ИЮЛЬ 1920.

------------------------------------------------------------------------------------

СОДЕРЖАНИЕ: -- "В защиту поруганной истины". П. П. -- "Кто виноват?". М. Никитиной. -- "Всемирное значение Толстого". П. Бирюкова. -- "Из мыслей Ангелуса Силезиуса". -- Отрывок из В. Гюго. -- Современные документы. -- Дружеское общение. -- Вести пробуждения.

------------------------------------------------------------------------------------

В защиту поруганной истины.

----------

Жить в эпоху великих потрясений устаревших основ и форм государственной и общественной жизни, видеть гибельные результаты ошибок, то темного, вследствие недостатка просвещения, разума, то, хотя и получившего образование, но явно больного, отказавшегося от дисциплины законов логики, ощущать беспрерывную муку, от сознания, что безумно оскорбляется истина -- ужасно!

Но вот наступило время, когда с особенной силой обнаружились: весь ужас, вся дикость, все бессмыслие, весь позор и бесплодность разрешения международных, национальных и классовых споров звериными способами борьбы, до сих пор по преемственности переходившими из поколения в поколение, от доисторических дикарей, предков современного культурного человечества, со все более и более совершенствовавшейся дубиной.

Нельзя себе представить человека со светлым разумом, с душой пылающей любовью к истине, который бы не содрогался от отвращения, не горел бы от стыда при одной мысли, что он должен во имя справедливости итти калечить, душить, убивать, "сметать с лица земли" это родное ему, заблуждающееся, несовершенное человечество! Ведь свободомыслящий человек, не загипнотизированный наследственной ложью, не связанный злыми инстинктами, светлый разумом, знает то, что только любовь, только сила любви, побеждая, творит прекрасное: новую жизнь, новую радость, новое счастье, новую красоту форм и содержания. Не только в мире животном, но и в мире растений есть тайна цветения и рождения плода, а в мире минеральном -- тайна кристаллизации, в мире же духа есть тайна жалости, сочувствия, сострадания, содружества, братства... И, однако, есть такая категория людей, среди всех народов, среди всех классов; людей, получивших образование, но со столь странной, уродливой ду-

-- 2 --

шевной организацией, с таким извращенным разумом, *) обладающих, однако, сильной волей, выдающейся энергией, настойчивостью, большой страстностью, что они, увлекаясь великой идеей преобразования, на началах справедливости, форм человеческой жизни (как и другая категория заблуждающихся людей, которая не брезгует никакими средствами ради защиты своего классового положения и интересов своей только нации или своего государства), с призывами к братству и любви на устах, потрясают все той же усовершенствованной дубиной и, осуждая кровавые ужасы войны, насилия и зверства, тут-же, словно захлебываясь каким-то злобным восторгом, зовут послушных их воле, обманутых, не просвещенных людей, сметать с лица земли своих противников. Такие выражения как -- "кроваво отомстить", "беспощадно", "жестоко" -- неудержимо рвутся из их уст.

Они оригинально заботятся и о своих врагах, которые вследствие естественных мировых, огромной сложности причин, находятся, в каждый данный исторический момент, в различных жизненных условиях и разно мыслят. Они заменяют бранью об'яснения исторических явлений; они стремятся искоренить не зло, являющееся следствием несовершенства всех людей, а живых людей. Они говорят остающимся в живых своим противникам: победим вас дубиной и под ея гнетущей силой, под ее беспощадной угрозой будем вас перевоспитывать и освобождать вашу душу от чувства обиды, от ненависти, от жажды отмщения.

Они против свободы слова. Они чувствуют, что их работа успешна только в душевных потемках доверившихся им людей. Они невольно страдают светобоязнью. Свет истины, правда, для них страшно опасны. Ведь только благодаря непросвещенности большинства человечества, которое логически мыслить не может, которое легко гипнотизировать соблазнами, у которого возможное и невозможное так же смешаны в сознании, как нравственное и безнравственное, только благодаря этой ужасной темноте человеческого разума, так упорно удерживаются варварские способы борьбы и такая же мораль.

Ведь душевная чуткость и брезгливость за редкими исключениями, это тоже результаты культуры. И потому, казалось бы, какая великая и благородная задача была бы, для руководителей народных масс, влияя на них превосходством своего просвещенного, облагороженного духа, вести их к все большему и большему очеловечению! Но к несчастью, за власть хватаются люди сильной воли, но с такой (как было указано) уродливой душевной организацией, что они, не смотря на достаточную просвещенность, не брезгают самыми отвратительными, зверскими способами борьбы для достижения своих целей, способами, неизбежно развращающими и толкающими назад несчастных, обманутых людей. Эти душевно больные руководители народов не сознают, как они отсталы, консервативны. Их предшественники веками совершенствовали, удобно приспособляли, заготовляли все, что необходимо для звериной борьбы людей и для тиранического властвования над ними, -- и вот новые властители, будто бы самые передовые, опять повторяют ошибки своих предшественников, хватаются за старое оружие и старые методы и, утверждая, что их идея -- это последнее слово человеческой мудрости, благодетельствуют человека все той же (по существу) дубиной!

До чего близоруки и душевно извращены эти бедные люди, видно из того, что они не замечают, что не уважают, прежде всего, самих себя, не верят в свое человеческое достоинство и, судя по себе, переносят это неуважение на тех, о ком так странно заботятся.

--------------------

*) Душевные, как и телесные ненормальности и уродства мы, конечно, не считаем позором, а большим несчастьем. Мы никого не браним, а устанавливаем факты.

-- 3 --

Пора освободить от заблуждения, от суеверия людей, увлекающихся кровавой революцией, болезненным периодом в истории народов, -- людей, обоготворяющих революцию, и вместо приведения доказательств своей правоты, восклицающих в каком-то мистическом экстазе: "мы, одержимые духом истории, только одни знаем, как достигнуть общего блага", пора отделить разумное и доброе от болезненного, атавистического в наших воззрениях и настроениях.

Как же сдвинуть человечество с мертвой точки, как вывести его из безумия звериного настроения? Только' признанием, что жизнь человека, как и разум, и совесть -- это его неот'емлемая собственность. Никто не имеет права, ни под каким предлогом, отымать жизнь у другого, так как только такое убеждение удерживает нас в нашем человеческом достоинстве. Только поступки, являющиеся результатом такого убеждения, ведут к торжеству правды, и добра в жизни человеческих обществ.

Люди, не верящие в это, бессильны создавать прочно разумное, человечное, потому что не верят, в сущности, в самих себя, не уважают, унижают себя, не любят свою прекрасную, свободную душу. Они связывают ее, они не могут пылать чистой любовью к Истине. Не веря в великую силу своей облагороженной человеческой души, заменяя ее дубиной, они не могут побеждать зло и неправду жизни. Они лишают себя права даже -- жалеть и ненавидеть, и потому ужасны те мнимо передовые группы людей, которые, осуждая безжалостные приемы управления народами, будто бы жалея человечество и ненавидя зло, пытаются, во имя справедливости, строить новую прекрасную жизнь теми же позорными приемами угнетения и жестокости. Только сила чистой, сияющей любви, сила бесстрашного полного этой любовью духа -- всепобеждающа.

Опыт веков безпощадно обличает ошибку всех вообще защитников насилия и принуждения, как метода управления обществом и внедрения правды в человечестве. Эта варварская идея, создающая одичание, порождающая жестокость и плодящая несправедливость, следовательно мешающая облагораживанию человека, свободному росту его духа, его гения, если будет продолжать господствовать -- будет продолжать консервировать и культивировать старое зло. Раз'единение, зависть, ненависть, жажда мести все будут расти и расти. Необходимо полное отречение от старого мира. Одна форма бесплодна. Должна быть изменена тенденция. Правильная такова: общественный строй должен быть во что бы то ни стало освобожден от насильничества. Такое направление мыслей создаст иное умонастроение: изобретательность будет направлена в другую сторону. Все учреждения будут становиться более свободными, во всех приемах управления будет проявляться уважение к личности. Ведь не личность постольку ценна, поскольку она угождает коллективу, а, наоборот, построение коллектива тогда только правильно, когда личность чувствует себя свободной, довольной, когда охраняются ея индивидуальные особенности, красота ея своеобразного творчества. Насилие в общественном строе -- насилие и над человеческим гением -- крылья его связаны. Лозунг нового времени, лозунг истинно передовых людей должен быть долой насилие.

Пусть смеются над нами те близорукие люди, которые, остановившись на экономическом материализме, засыхая, так сказать, в односторонности материалистической философии, не понимают, не признают великой, творческой, всепобеждающей силы облагороженного любовью к истине духа человеческого. Пусть играющие жизнью людей называют сантиментальными наши убеждения, называют пренебрежительно, но с раздраженностью однако. Высмеивать можно все что хотите, а самое серьезное, как мудро когда-то заметил Шопенгауэр, легче всего поддается насмешке. Но мы,

-- 4 --

не двоящиеся между черным и белым, идем вперед, к той правде, к истинной свободе, для которой, необходимо расстаться с авторитетом дубины.

Итак, что же мы, наконец, должны сказать измученному губительными противоречиями человечеству? В чем же выявляется истина великого момента? Каковы веления истории, в переживаемое русским народом настоящее время?

Не ясно-ли, что новое слово, которое он должен провозгласить, это и есть отречение от старого мира по существу, а не по форме только. И, прежде всего, он должен об'явить своим врагам, что бросает оружие смерти и исполняет это немедленно, что уважает безусловно право их на жизнь, что признает свою ошибку, ошибку и всего человечества, что изменяет коренным образом и весь строй общественной жизни, что уважение к человеческому достоинству каждой личности, признание неот'емлемой собственностью жизни каждого человека становятся в основу нового общественного строя.

Тогда вооруженные, враждебные нам массы тоже бросят оружие смерти, бросят своих водителей. Ведь провозглашение давно ожидаемых всеми народами слов истины заставит весь мир вздрогнуть и очнуться. Мужественное признание своей ошибки русским народом будет действительным восхождением солнца правды и создаст новую, небывалую и прекрасную эпоху в истории. Новое летоисчесление, новая эра по истине начнется с этого величайшего дня жизни человечества.

П. П.

==========


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: