Наказания. 416. Это наказания, которые могут даваться братьям, тем, кто заслужил их

416. Это наказания, которые могут даваться братьям, тем, кто заслужил их.

Первое есть изгнание из Дома, от чего упаси Господь каждого.

Второе есть лишение накидки.

Третье - когда брату позволяют сохранить накидку ради любви Господней.

Четвертое есть два дня и третий на первой неделе.

Пятое - когда все, что может быть снято с брата, кроме накидки, снимают с брата, то есть два дня.

Шестое есть один день.

Седьмое есть пятницы.

Восьмое - суд брата капеллана.

Девятое есть оправдание.

Десятое есть отсрочка [приговора] 206.

417. Первое есть изгнание из Дома вовеки.

Это [наказание] должно даваться любому из братьев за девять проступков, из которых первый есть симония. Это значит – если кто-либо из братьев вступает в Дом с помощью подарка или обещания, или иного, что, как он думает, угодно Богу, [а] это не так: ибо тот, кто вступает в Дом таким образом, будет изгнан из Дома, если его признают виновным в этом; и тот, кто дал ему накидку таким образом, должен лишиться своей собственной накидки, и никогда более не должен иметь под своим началом кого-либо из братьев либо иметь право давать накидку Храма, и все братья, которые решили дать накидку таким образом, если они знали, что не должны поступать так, должны лишиться своих накидок, и их никогда более не следует просить принимать кого-либо в братья.

418. Второй - если кто-либо из братьев раскроет [тайну] своего капитула какому-либо человеку, брату либо иному, кроме как если тот был там.

Третий - кто-либо из братьев убьет христианина либо христианку.

Четвертый - если кто-либо из братьев запятнает себя отвратительным мерзким грехом содомии, который столь отвратительный и столь мерзкий, и столь противоестественный, что его не следует называть.

Пятый - если кто-либо из братьев совершит сговор против другого брата; а сговор совершается двумя или более, ибо один человек не может совершить сговор.

419. Шестой - если брат бежит с поля [битвы] из страха перед сарацинами, когда черно-белое знамя поднято, и бросает знамя. И это включает братьев рыцарей и братьев сержантов, когда они вооружены мечами. Но если кто-либо из братьев сержантов не вооружен мечом, и его совесть говорит ему, что он не может ни оказать помощь, ни делать то, что необходимо там, он может отступить в тыл, не принося вреда Дому, если он не совершит иного проступка. Но брат рыцарь не может действовать так, вооружен ли он мечом или нет; ибо он не должен оставлять знамя ни по какой причине без разрешения, ни из-за раны, ни из-за чего иного.

420. Но если брат рыцарь или брат сержант ранен так, что ему кажется - он не может выполнять [то], что необходимо, он может получить разрешение отступить, либо для него могут получить это [разрешение]; и Маршал либо тот, кто на его месте, должен дать ему его, если он его просит, либо кому иному для раненого брата, и с этим разрешением раненый брат может отступить, не принося вреда Дому. А если случится, что брат рыцарь и брат оруженосец оба без мечей, они должны оставаться возле знамени вместе, как брат рыцарь, так и брат сержант, ибо никто не должен отступать, пока поднято черно-белое знамя. А если кто-либо поступит так, он будет изгнан из Дома, [даже] если он сержант; ибо с минуты, когда им вместе вручили оружие, они должны вместе принимать [все], что Господь пожелает послать им.

421. Но если случится, что нет поднятого черно-белого знамени, а есть другое поднятое христианское знамя, они должны направляться к нему, вооружены ли они мечами или нет, как сказано выше, а особенно [к знамени] Госпиталя. А если христианского знамени нет, каждый может направляться в гарнизон, который ему укажет Господь и куда он его направит; но лучше, если наши братья будут держаться вместе, если они могут, со знаменем или без [него].

422. Седьмой - если кто-либо из братьев окажется еретиком, что значит - если он не признает символы веры, в которые верует Римская Церковь и повелевает ему верить.

Восьмой - если кто-либо из братьев покинет Дом и уйдет к сарацинам.

423. Девятый - если кто-либо из братьев украдет вещи из Дома; этот грех имеет столь много воплощений, и тот, кто не остерегается старательно его, может впасть в него различными путями; тем не менее, каким бы образом брат ни совершил его, он будет изгнан из Дома за это, если его признают виновным. И да будет известно, что называется кражей, когда брат выносит вещи из Дома. И если брат покидает замок либо иное укрепление ночью иначе, кроме как через ворота, его считают вором. Если Магистр либо Командор просит брата под своим началом показать ему вещи, за которые тот отвечает, брат должен показать их все, а если он утаит что-нибудь и не покажет, его сочтут вором.

424. Если кто-либо из братьев покинет Дом и, уходя, возьмет что-либо, что не должен, и с этой вещью проведет две ночи за пределами Дома, его сочтут вором. Если кто-либо из братьев поместит милостыню за пределами Дома, отдав ее либо одолжив, либо заложив ее, он не должен отрицать это, если кто-либо спросит, но он должен вернуть ее обратно. Ибо если он откажется от нее, а позже будет доказано, что она у него была, его сочтут вором. И за все названные выше проступки все братья, что совершат их, будут изгнаны из Дома, без [права] вступления вновь.

425. И все братья Храма должны знать, что когда у них есть брат, который по своему греху либо по своему великому несчастью покидает Дом и уходит, этот брат должен тщательно позаботиться, чтобы не взять ничего иного, кроме поименованного ниже. Он может идти [в том], в чем он ходит на первый час в часовню, кроме того, что он не должен иметь двух одинаковых одежд либо кинжала; но он может иметь свою сорочку, свои штаны, свою тунику, свою кольчугу, свой гарнаш, свой пояс, свои чулки и свои башмаки, и он может иметь свой простой либо дорожный плащ, но если он имеет один, он не должен брать другой. Более того, если его попросят, он должен вернуть плащ и не должен удерживать его ни при каких обстоятельствах. После второй ночи он будет изгнан из Дома вовеки.

426. Пусть также будет известно, что, просили его [вернуть плащ] или нет, брат будет изгнан из Дома, если он удержит его, пробыв за пределами Дома две ночи или более; так что он будет изгнан за две ночи так же, как и за сто. Но вам следует знать, что будет лучше, как деяние благотворительности и милости, если его попросят [вернуть] плащ. А также он может взять шапочку и пару штанов. И все вышеназванные вещи должны включать те, что он носит на своем теле, когда уходит из Дома, но он не должен брать их у другого брата.

427. Вещи, которые он не должен брать - следующие: говоря в общем - ни золота, ни серебра, ни любого оружия. Что значит, chapeau de fer, сюрко, гамбизон, кольчуга, кольчуга без рукавов, меч, копье, щит, турецкая палица, кинжал, кольчужные чулки, арбалет, турецкое оружие, короче все, включенное в эти слова: ничего, что относится к оружию. И если он возьмет что-либо из вышеупомянутых вещей, он будет изгнан из Дома без права вступить в него вновь.

Каждый брат должен заботиться, чтобы не прикасаться к деньгам либо сундуку другого брата без разрешения того, кто может дать его, а если он сделает так, его могут счесть вором и более того, если брат, совершающий это, дурного поведения.

428. А если кто-либо из братьев совершит что-то, за что его следует изгнать из Дома вовеки, перед тем, как ему позволят покинуть Дом, он должен придти раздетым до штанов, с веревкой вокруг шеи, на капитул перед всеми братьями; и он должен преклонить колена перед Магистром и выполнить то, что положено тому, кого наказывают на один год и один день; а затем Магистр должен дать ему письмо об освобождении, чтобы тот мог идти и спастись в более строгом ордене 207.

429. И некоторые из наших братьев говорят, что ему следует вступить в орден Святого Бенедикта или Святого Августина, и что он не должен вступать в какой-либо иной орден; но мы не согласны с этим, ибо он может вступить в любой более строгий орден, чтобы спасти свою душу, кроме ордена Госпиталя Святого Иоанна, о чем было установлено с согласия братьев Храма и братьев Госпиталя, что никто из братьев, кто покидает Госпиталь, не должен приходить в Храм таким образом, что он получает накидку их Дома 208. Также никто из братьев Храма не может вступить в орден Святого Лазаря, если он не заболел проказой 209, и брат, покидающий Дом Храма, не может вступать в орден с менее строгим уставом без особого разрешения того, кто имеет право [на это].

430. Вы также должны знать, что есть и иные поступки, за которые брат Храма может быть изгнан из Дома. Ибо установлено в нашем Доме, что, когда Магистр либо иной, кто имеет право давать накидку Дома любому человеку, желает сделать это, он должен приказать тому поклясться на Святом Евангелии, что тот поведает правду о всем, что его спросят; и когда он поклялся и дал обет, тот, кто должен принимать его в братья, должен сказать ему: "Добрый благородный друг, следи, чтобы говорить правду обо всем, что мы будем спрашивать тебя, ибо, если ты солжешь, и позже будет доказано, что ты солгал, тебя закуют в железо и подвергнут жестокому позору, и ты будешь изгнан из Дома за это".

431. После, если он должен стать братом рыцарем, тот, кто принимает его в братья, должен спросить: "Добрый благородный друг, давал ли ты или иной человек за тебя, о чем ты знаешь, либо обещал что-либо любому человеку, чтобы тот помог тебе вступить в наш Орден, ибо это была бы симония, и ты не смог бы спасти себя? Рыцарь ли ты либо сын рыцаря, или ты рыцарского происхождения по своему отцу, так, что ты должен и можешь стать рыцарем? Рожден ли ты в законном браке? Давал ли ты клятву либо обет, и носил ли накидку другого ордена? Есть ли у тебя женщина - жена либо невеста, либо помолвленная: говори правду, ибо, если ты солжешь, и тебя признают виновным, с тебя снимут накидку и подвергнут жестокому позору, а после тебя отошлют обратно к твоей жене. Есть ли у тебя долг, от которого Дом может пострадать: ибо, если так, с тебя снимут накидку и подвергнут жестокому позору, и тебя отошлют к твоему кредитору. Есть ли у тебя какая-либо тайная болезнь? Священник ли ты и имеешь ли духовный сан?".

432. А тот, кто желает стать братом, должен отвечать кратко: "Да" или: "Нет" на каждый из вышеназванных вопросов; более того, он должен говорить правду каждый раз, ибо, если он солжет, и позже будет доказано, что он солгал и нарушил клятву, его следует заковать в железо и подвергнуть жестокому позору, а затем изгнать из Дома; также, если у него есть жена; а если он имеет долг, его следует отослать обратно к его кредитору.

433. Но достойные люди нашего Дома согласны, что, если тот, кого отослали бы обратно таким образом, сможет устроить, что его жена вступит в другой орден и станет монахиней, или если случится, что она умрет, а он во всем прочем вел добрую и честную жизнь, не нарушая традиций Дома, его могут вернуть в Дом, если это угодно братьям, не наказывая; но он должен сначала дать клятву и принять обет, как и раньше. А о том, кого следовало бы отослать к его кредитору, наши достойные люди говорят, что с ним можно поступить так же, когда он рассчитается с кредитором, и тот не сможет ничего требовать ни с него, ни с Дома за него.

434. Но если это священники, либо имеют духовный сан, то есть, диаконы либо иподиаконы, их не следует заковывать в железо и не следует подвергать их позору, кроме как лишения накидки, а после их следует отослать к патриарху либо архиепископу. И они не должны позволить этому брату оставаться в накидке рыцаря, ибо наш Устав воспрещает любому брату носить белый плащ, если он не рыцарь; и никогда не было в обычае, чтобы брат капеллан носил белый плащ в Доме Храма, кроме как если его возводили в сан архиепископа либо епископа. Но когда случится, что какого-либо брата капеллана возводят в сан архиепископа либо епископа какой-либо церкви, он может носить белый плащ; но прежде чем одеть его, он должен смиренно и покорно просить Магистра и конвент, чтобы они оделили его накидкой брата рыцаря, и они должны наделить его ей по доброй воле и охотно ради почести, которой он удостоился, ибо так великая честь обретается Орденом.

435. Рыцаря не следует спрашивать, не серв 209* ли он либо раб какого-либо человека, ибо раз он сказал, что он рыцарь по отцу, рожденный в законном браке, и это истинно, то естественно, что он свободный

436. Но если он говорит, что он рыцарь и таким образом может и должен быть рыцарем, как сказано выше, а это неправда, его следует лишить белого плаща и изгнать из Дома, и можно подвергнуть жестокому позору. Но, несмотря на это, достойные люди Дома говорят, что если брат потерял так свой белый плащ и с великой истовостью просит, чтобы его оделили, во имя любви Господней и Богоматери, и из жалости и милосердия, накидкой брата сержанта, и он обещает служить Господу и Дому Храма в накидке брата сержанта хорошо и покорно и верно, как любой иной добрый брат сержант, и подчиняться заповедям Дома, и хранить свою клятву и обет, как он обещал Господу и Дому, они могут позволить это и оделить его накидкой брата сержанта 210. И Магистр либо иной, кто обладает этим правом, как если бы Магистр был там, должен возложить ему на плечи накидку брата сержанта, и должен спросить его перед тем, как дать ее ему, клянется ли он в том, что сказано выше, и если он согласен, они могут возложить накидку ему на плечи, и должны даровать ему хлеб и воду Дома, и прочее, что обещают братьям, так, как это было сделано вначале. И так наши достойные люди могут поступить, если это им угодно, но это должно делаться по совету братьев.

437. Но вам следует знать, что, если братьям кажется неподобающим, чтобы этот брат оставался в Доме, они могут изгнать его вовеки, и пусть будет известно, что любой брат, которого изгнали из нашего Дома, должен как можно скорее идти в более строгий орден. И в любом случае он должен сделать это в течение сорока дней, если может, а если он не желает вступить в [такой] орден, и братья могут найти его, они должны схватить его и заковать его в железо, и дать ему средства к пропитанию, и держать его так, пока он не подумает, или иной за него, о том, чтобы поступить, как сказано выше. И это было установлено так, потому что любой дурной человек, покинув Дом, мог ходить по миру и вести позорную и неподобающую жизнь, и приносить много вреда и позора для Дома, и по этой причине [так] было установлено, чтобы этого никогда не происходило.

438. Когда того, кто желает стать братом, спросят, нет ли у него какой-либо тайной болезни, он должен говорить правду; а если он болен и отрицает это - ибо когда он станет братом, его спросят об этом на капитуле - и позже, когда ему дадут накидку, будет доказано, что он солгал, его могут заковать в железо и изгнать из Дома, если болезнь такова, что ей подвержено все его тело или какие-либо члены, либо сочтут, что он никогда не сможет исцелиться от нее до конца. Но если болезнь легкая, и такова, что он должен поправиться вскоре, было бы лучше не изгонять его из Дома, ибо легкие болезни не имеются в виду, напротив, с ним должны обращаться с жалостью и милосердием.

439. Все же, если брат страдает болезнью, братья могут оставить его в их Доме, если это угодно им, с его накидкой, если эта болезнь сама по себе не ведет к иным осложнениям, но это разрешение следует давать по совету братьев. Но пусть будет известно, что лучше не делать обычаем в Доме позволять им оставаться таким образом, так как они нарушат клятву, если болезнь повлияет на [их] тело и члены.

Более того, всем следует знать, что если эта болезнь - проказа, либо дурная болезнь, называемая эпилепсией, либо если это другая заразная болезнь, его следует изгнать из Дома вовеки, ибо ни при каких обстоятельствах не может и не должен тот, кто изгнан из Дома, оставаться в обществе братьев. Дом не обязан ничего доказывать, ибо тот отрицал [тайную болезнь], когда он клялся на Евангелие, и сам нарушил клятву.

440. Но если тот, кто болен, признается в этом перед тем, кто должен дать ему накидку, и перед всем капитулом во всеуслышание, когда тот, кто должен принимать его в братья, спросит его, а после тот, кто спросил его, даст ему накидку, [и] если это сделано с согласия братьев, перед которыми больной признался и открыл свою болезнь, он не должен и не может быть лишен своей накидки, либо изгнан из Дома, кроме как если он попросит об этом; но его могут поместить в любое отдельное место вне общества братьев, и там ему следует давать все, в чем он нуждается, как любому иному больному брату.

441. Но тот, кто дал ему накидку таким образом, и все те, кто согласились с этим, заслуживают лишения накидки, ибо они не должны и не могут сохранить их, потому что с их согласия накидку дали человеку, который не был достоин ее. И вам следует знать, что братья, которые согласились на это, омрачили свою совесть настолько серьезно, что никогда более не следует спрашивать их совета при принятии кого-либо в братья; и тот, кто сознательно дал накидку такому человеку либо иному, кто не был достоин, никогда более не должен иметь права принимать в братья, напротив, следует его лишить [накидки] навсегда.

442. А если какая-либо дурная болезнь поразит брата после того, как он получил нашу накидку, этого брата следует поместить в какое-либо отдельное место, как сказано выше, и снабжать вдоволь тем, что требуется ему при болезни, пока он жив, если эта болезнь не проказа, ибо тогда с ним следует поступать по-иному и другим образом.

443. Когда случится с кем-либо из братьев, что по воле Господа нашего он заболеет проказой, и это докажут, достойные люди Дома должны призвать его и сказать ему, чтобы он просил разрешения покинуть Дом и уйти в [орден] Святого Лазаря, и взять накидку брата [ордена] Святого Лазаря; и больной брат, если он добрый человек, должен повиноваться им, но лучше будет, если он попросит о названном разрешении прежде, чем его призовут и скажут это. И если брат просит об этом разрешении, Магистр либо тот, кого это касается, должен дать такое разрешение, но он должен сделать это по совету братьев; а после Магистр и достойные люди Дома должны позаботиться о нем и помогать ему, пока он не получит накидку [ордена] Святого Лазаря. И они должны особо заботиться о таких наших братьях, чтобы тот, кто так становится братом [ордена] Святого Лазаря, не страдал от отсутствия того, что потребно для его бедного существования, пока он жив.

444. Однако, пусть будет известно, что, если брат, заболевший проказой, столь упрям, что он не желает просить упомянутого ранее разрешения, либо покидать Дом, он не должен и не может быть лишен накидки либо изгнан из Дома, но, как сказано выше о прочих, кто имеет дурные болезни, его следует поместить отдельно от общества других братьев и держать в том месте.

445. И да будет известно, что обо всем, что спрашивают брата рыцаря, когда он должен стать братом, обо всем этом и таким же образом спрашивают брата сержанта, когда желают дать ему накидку; и то же правосудие свершится, если он солжет. Кроме того, брата сержанта спрашивают, не серв ли он либо раб какого-либо человека; а если это так, и он признается в этом перед братьями, не следует давать ему накидку; а если он отрицает это, когда его спрашивают на капитуле, где его должны принять в братья, а после, когда он станет братом, будет доказано, что он солгал, следует лишить его накидки и силой отослать обратно к его хозяину.

446. Если тот, кто будет братом сержантом - рыцарь, а он отрицает это на капитуле, когда тот, кто должен принимать его в братья, спрашивает его, и потому ему дается накидка брата сержанта, а после откроется, что он рыцарь, следует лишить его накидки и заковать в железо, и подвергнуть жестокому позору, и изгнать из Дома; ибо если он рыцарь и таковым должен быть, он не может оставаться в Доме в накидке брата сержанта, ибо как тот, кто не [рыцарь], не [должен] быть [им] и носить белый плащ в Доме, так и тот, кто рыцарь, как и должен быть, не должен носить коричневую накидку в Доме.

447. Некоторые [братья] говорят, что если Магистру и братьям угодно оделить его белым плащом из жалости и милосердия, они могут оставить его в Доме, но он не может оставаться без белого плаща. Но мы не согласны, что такой человек должен оставаться в Доме, ибо этим притворство, измена и вред могут возникнуть и причиниться Дому и братьям.

448. Никто из братьев Храма, даже благородного происхождения, если он не был рыцарем до того, как получил накидку Храма, не может стать рыцарем либо носить белый плащ после того, как он получил накидку, кроме как если его поставят епископом либо выше, как уже было сказано.

449. Когда пожелают принять брата капеллана в братья, его следует спрашивать обо всем, что сказано о брате рыцаре или брате сержанте, и таким же образом, но его не следует спрашивать, не серв ли он или раб какого-либо человека, ибо, коль он священник, он должен быть свободным, а также - есть ли у него женщина: жена, невеста либо помолвленная. И таким же образом тот, кого желают принять в братья капелланы, должен говорить правду, когда его спрашивают, как тот, кого желают принять в братья рыцари либо братья сержанты. А если он солжет, и позже докажут, что он солгал, с ним можно обращаться, как сказано выше о любом брате, кроме того, что его не заковывают в железо и не подвергают позору, но его лишают накидки и отсылают его к патриарху либо к архиепископу.

450. И есть еще одно, за что брата могут изгнать из Дома; что значит - если какой-либо человек вступит в Дом как мирянин и получит накидку Дома, как мирянин, а после получит духовный сан без разрешения того, кто может его дать, его могут изгнать из Дома, если Магистр и братья согласны. Но они могут позволить ему остаться в Доме, если пожелают, в накидке брата капеллана; но он не может оставаться в нашем Доме в любой иной накидке и на любом ином месте после того, как он получит духовный сан в нашем Доме. Но что бы ни сделали [с ним], это должно делаться по совету братьев. И если Магистр и братья позволят ему остаться в Доме, они должны заставить его просить о милости за непослушание, которое он совершил, ибо он получил духовный сан без разрешения, и они должны определить ему суровое и тяжкое наказание, на усмотрение братьев и по его поведению. Но лучше, если он будет изгнан вовеки в назидание другим.

451. Второе наказание, которое могут дать брату, самое тяжкое и суровое после изгнания из Дома, есть лишение его накидки, от чего упаси Господь всех братьев; и это наказание могут дать брату за многочисленные проступки, которые он может совершить. Ибо брат может лишиться своей накидки, если он сбил с ног либо ударил другого брата в гневе или ярости так, что столкнул с места, либо если порвал в ярости завязки его плаща. И тот брат, кто поступил так, будет отлучен и должен получить отпущение грехов. И как только брата лишат накидки, его оружие следует вернуть в мастерскую в караван-сарае, так, чтобы его можно было выдавать братьям, когда они нуждаются в нем, а его коней также следует вернуть в караван-сарай Маршала, так, чтобы он мог давать их братьям, которые в них нуждаются.

452. А если кто-либо из братьев ударит христианина в гневе чем-либо, удар чего может убить либо покалечить, его следует лишить накидки.

Если доказано, что кто-либо из братьев возлег с женщиной, его следует лишить накидки и заковать в железо. И никогда более он не должен носить черно-белое знамя или печать, либо иметь братьев под своим началом, либо участвовать в выборах Магистра как один из тринадцати электоров.

453. Если кто-либо из братьев солжет, его следует лишить накидки. Если кто-либо из братьев скажет, что другой брат сказал либо сделал что-то, за что его должны или могут изгнать из Дома, если это докажут, и он не смог доказать свое обвинение, и он сделал все в своих силах, чтобы того признали виновным, и он не желает раскаяться либо взять свои слова обратно, но упорствует в своем безрассудстве, его следует лишить накидки.

454. Ибо да будет известно, что когда кто-либо из братьев обвиняет другого брата на капитуле в чем-то, за что брат, которого обвиняют, может быть изгнан из Дома, если бы это было доказано, и брат не может добиться, чтобы того признали виновным, он должен лишиться своей накидки, если не желает взять свои слова обратно и сказать следующее: "Добрые братья Господни, перед всеми на капитуле я сообщаю вам, что все дурное, что я говорил вам о нем - ложь, ибо в действительности я знаю [о нем] только хорошее". На усмотрение братьев остается, лишить ли его накидки либо оставить ее ему. И да будет известно, что такому брату, который взял свои слова обратно на капитуле, никогда более не следует давать веры против любого брата, в чем угодно, что касается Дома либо накидки, и не следует спрашивать его совета, ибо он доказал свою вину в злонамеренности, и никому, чей злой умысел был доказан, не следует верить против любого доброго человека.

455. Если кто-либо из братьев убьет либо потеряет раба по своей вине, его следует лишить накидки.

Если кто-либо из братьев скажет уверенно либо в гневе, что собирается [уйти] к сарацинам, и другие братья услышат его, и брат, который сказал эти слова, дурного поведения, он должен лишиться своей накидки; но если этот брат хорошего поведения, то оставляется на усмотрение братьев, лишить ли его накидки либо оставить ее ему.

456. Если кто-либо из братьев убьет либо покалечит верховое животное в гневе или ярости, либо по своей вине, накидка остается на усмотрение братьев.

Если кто-либо из братьев принесет какую-то вещь, принадлежащую светским людям, либо кому еще не из Храма, и скажет, что она принадлежит Храму; а это неправда, и правители этих земель могут потерять свои права и доходы от нее, его следует лишить накидки.

Если кто-либо из братьев, кто не имеет права, отдаст живое четвероногое животное, кроме собаки или кошки, за пределы Дома, [его] накидка остается на усмотрение братьев.

457. Если кто-либо из братьев восстанет против заповедей Дома и отказывается подчиняться им, не раскаиваясь и упорствуя в своем безрассудстве, и не желает исправиться, несмотря на увещевания и предупреждения, его могут лишить накидки и его могут заковать в железо, и держать так долгое время. Но лучше, когда случится, что брат в гневе или ярости скажет, что не будет выполнять заповеди Дома, если ему позволят успокоить свой гнев; а после кто-нибудь должен подойти к нему и сказать ему тихо и спокойно: "Добрый брат, во имя любви Господней, выполняй заповедь Дома". И если он поступит так, и не причинил [никакого] вреда, к нему следует снизойти во имя любви Господней и выказать ему жалость, и ему могут выказать большую доброту и милосердие; и так [поступить] лучше по слову Господа. А если он не пожелает поступить так, его следует лишить накидки и его следует заковать в железо, как сказано выше.

458. Если Магистр либо иной Командор, который возглавляет капитул, прикажет брату, что под его началом, просить о милости за что-либо, а брат не желает просить о милости, но упорствует в своем безрассудстве, его следует лишить накидки. Но так нельзя поступить, если простой брат обвинит другого простого брата; ибо, если простой брат не желает просить о милости у другого брата, который не является его Командором, его не должны лишать накидки; но ему могут дать строгое, суровое и тяжкое наказание. Ибо как только кто-либо из братьев скажет другому: "Проси о милости за такой-то проступок", брат должен просить о милости, если он присутствует, и поступать, как сказано выше.

459. Если кто-либо из братьев на своем капитуле просит разрешения уйти [из Дома], а они не желают дать ему его, и он говорит, что уйдет и покинет Дом, его следует лишить накидки.

Если кто-либо из братьев сломает печать Магистра, его следует лишить накидки.

И некоторые из наших старейших говорят, что если кто-либо из братьев сломает печать того, кто занимает место Магистра, его могут лишить накидки по той же причине из-за вреда, который мог бы выйти из этого, хотя вина его и не столь серьезна.

460. Если кто-либо из братьев дает накидку Дома таким образом, как не должен, либо дает ее такому человеку, который недостоен ее, он может лишиться накидки, и тот, кто дал ему накидку так, никогда более не должен иметь права принимать в братья.

Если кто-либо из братьев без разрешения отдаст милостыню Дома такому человеку или в такое место, что Дом может потерять ее, его следует лишить накидки. Если кто-либо из братьев, кто не имеет [на это] права, без разрешения отдаст милостыню Дома светским людям либо иному ордену, кроме Храма, его следует лишить накидки.

461. Если кто-либо из братьев, кому это не положено, без разрешения построит новый дом из камня либо извести, его следует лишить накидки. Иные же разрушенные дома он может чинить и обустраивать без вреда [для себя], напротив, ему следует принести глубокую благодарность.

462. Если кто-либо из братьев покинет Дом в гневе или ярости и без разрешения проведет одну ночь за его пределами, его могут лишить накидки, если это желательно и если это угодно братьям, а могут позволить ему сохранить ее, если это угодно братьям. Но пусть будет известно, что следует учитывать поведение брата: если он хорошего поведения и ведет добрую и честную жизнь, братьям следует проявить к нему больше доброты, и чем лучше [его жизнь], [тем скорее] они могут позволить ему сохранить свою накидку, и смелее и легче они должны и могут согласиться на это. Но если он проведет две ночи вовне без разрешения, и вернет вещи, которые он должен вернуть, и не возьмет ничего, что не должен, он может обрести вновь свою накидку, когда он понесет наказание в один год и один день; но прежде чем он окончит наказание в один год и один день, он не может получить ее обратно.

Но если он возьмет что-либо, что не должен, и проведет две ночи вовне без разрешения, он потерян для Дома навсегда. И да будет известно, что так определено для брата, который покидает Дом: если он не пожелает вернуться немедленно в течении двух дней, на второй день он посылает свой плащ в Дом; ибо если он удержит его две ночи, его могут изгнать из Дома, как сказано выше.

463. Если кто-либо из братьев бросит свою накидку на землю в гневе перед братьями, и братья будут просить его поднять свою накидку, а он не пожелает, и другой брат возьмет ее, прежде чем он ее поднимет, он не может получить ее обратно в течении одного года и одного дня; но если кто-либо из братьев возьмет накидку брата, который бросил ее, и возложит ее ему на плечи, этого брата, который так вернул накидку брату, что бросил ее, лишат его собственной накидки, а тот брат, который так получил ее, останется на милость братьев, которые будут решать, лишить ли его накидки либо оставить ее ему. И вы должны знать, что тот, кто так вернул накидку брату, который бросил ее, лишится своей накидки по той причине, что никто из братьев, кто не имеет права давать накидку, не может возвращать ее, а кто поступит так, потеряет собственную. И так же, как дают накидку на капитуле, должны ее возвращать на капитуле, и по этой причине каждый брат должен знать, что никто из Командоров не может лишить накидки брата, который не повинуется его приказу, хотя этот брат и под его началом, ибо никто из Командоров, кто не может принимать в братья, не должен лишать брата накидки.

464. Но если случится так, что кто-либо из Командоров, кто не может принимать в братья, имеет под своим началом братьев, и кто-либо из этих братьев откажется выполнять его приказ, он должен предостеречь его, как сказано выше; а после, если тот не желает выполнять приказ, он может тотчас же позвонить в колокол и созвать братьев. А когда братья соберутся, он должен вести капитул и заставить брата просить о милости, потому что тот отказался выполнить его приказ, и он должен отослать его наружу; и все братья должны решить, что приговор откладывается до [решения] Магистра либо того Командора, который имеет право лишать накидки.

465. И никакой проступок, за который брата могут лишить его накидки, не должен обсуждаться либо судиться перед тем, кто не имеет права лишать накидки, и тот, кто возглавляет капитул, не должен позволять этого, либо братья соглашаться на это; а если кто-нибудь согласится на это, могут счесть, что он совершил проступок, и ему могут дать тяжкое наказание, ибо было бы неразумным для братьев выносить свое решение о брате перед тем, кто не может дать брату [наказание], к которому его присудили братья, какой бы их приговор ни был – тяжкий или легкий. И по этой причине в Доме было установлено, что, согласно тому серьезный проступок или нет, его следует судить перед Магистром, либо перед тем Командором, который имеет право исполнять приговор братьев, какой бы он ни был, тяжкий или легкий.

466. И да будет известно, что часто случается в Храме, что Командор может принимать в братья сержанта, но не рыцаря, и тот Командор, который не может принимать в братья рыцаря, не должен и не может лишать брата рыцаря накидки, ибо никто не должен и не может лишать накидки, кроме как той, которую он может давать брату. Так что каждый должен следить, чтобы не дать накидку так, как не должен, и чтобы не лишить брата накидки таким образом, как не должен; а если он совершит это, над ним свершится то же правосудие. И чтобы не лишали братьев [накидки] таким образом, как не должны, было установлено, что ее следует лишать перед Магистром либо тем, кто занимает место Магистра. И никто не имеет права принимать в братья либо лишать накидки единолично, кроме как если он занимает место Магистра, или Магистр дал ему особое разрешение на это.

467. Если кто-либо из братьев по своей воле порвет либо вернет накидку, ему не должны возвращать ее один год и один день.

И вам следует знать, что, несмотря на все сказанное выше, за все проступки, о которых сказано, что за них брата могут лишить накидки, мы оставляем на милость братьев, лишить ли его накидки либо позволить ему сохранить ее, кроме как за последние три: то есть, если кто-либо бросит ее, а другой брат возьмет ее прежде, чем тот подберет ее, либо если кто-либо вернет ее по своей воле, либо если кто-либо проведет две ночи за пределами Дома без разрешения, как сказано выше.

468. И да будет известно, что пока брат остается без накидки, он должен стоять за порогом часовни [во время служб], а по воскресеньям должен приходить на телесное наказание после [чтения] Евангелия к брату капеллану, если он есть, а если брата капеллана нет, то к тому священнику, который занимает это место, и должен приходить на свое наказание с великим рвением и принимать его со смирением перед всеми людьми, что находятся в часовне. Когда же брат приходит на наказание, он должен быть полностью раздет, кроме штанов, которые он должен одеть, и его ноги должны быть в чулках и башмаках. И когда он получил наказание, он должен вновь выйти из часовни туда, где находятся его одежды, и должен одеться в свои одежды и выслушать службу Господу нашему спокойно и в молчании, как любой другой брат; ибо каждый брат, который отбывает наказание без накидки, должен слушать службу Господу нашему полностью, как любой другой добрый брат; а когда он желает отсутствовать на хвалитнах, он должен получить разрешение, как любой другой брат, или ему должны получить его.

469. Но если случится, что кто-либо из братьев, который отбывает наказание на один год и один день, заболеет так, что ему понадобится, чтобы он оставался весь этот год или большую его часть на своем месте, не посещая часовню, в конце года ему следует вернуть его накидку. И следует учитывать все время, пока он был болен, как службу, как и то время, которое он отбывал свое наказание, и как если бы он приходил каждый день в часовню и каждое воскресенье на свое наказание; ибо он не отдыхал и не уклонялся от своего наказания; а когда Господь желает дать человеку здоровье либо болезнь, никто не может избежать этого. И если брат умрет, отбывая наказание, с ним следует поступить, как с любым другим братом, и на его [одежду] следует пришить крест, как на [одежду] любого другого брата.

470. Пока брат отбывает наказание, он должен спать в лазарете, а если он болен, Раздающий милостыню должен позаботиться, чтобы у него было все, что требуется ему в болезни; и пока он болен, он может питаться в лазарете. А когда он здоров, он должен работать с рабами, а когда он вкушает пищу, он должен сидеть на земле перед челядью и есть их пищу, и он должен всегда носить дорожный плащ без креста.

471. А если Раздающий милостыню увеличивает порцию для челяди перед братьями, он не должен ничего давать тем братьям, которые на земле, как если они без накидок, так и если они в накидках, ибо они не должны иметь ничего из нее. Но если Магистр вкушает пищу в конвенте, он может послать часть яств, [стоящих] перед ним, братьям, которые едят на земле, но никто более не должен им ничего давать; и даже сам Магистр, если он ест в лазарете либо в ином месте, кроме конвента. И так Магистр может поступить с братом, который отбывает наказание в накидке.

472. Каждый, кто отбывает наказание без своей накидки, должен поститься три дня в неделю на хлебе и воде, пока Господь и братья не освободят его от какого-либо из этих дней; и, когда они сочтут нужным, могут освободить от одного либо двух дней брата, который несет свое наказание хорошо. Вот те дни, когда он должен поститься, пока он без накидки: понедельник, среда и пятница. А когда братья освобождают другого брата, который лишен накидки, от [одного] дня, первым, от которого они освобождают его, должен быть понедельник, вторым - среда; и ни братья, ни кто-либо иной не могут освободить его от третьего, то есть от пятницы. Ибо подобает, чтобы каждый брат, который вкушает пищу на земле по приговору братьев, постился по пятницам, лишен ли он накидки или нет; но как только его поднимут с земли, он свободен от пятниц и всех других дней, которые относятся к наказанию, по которому он был посажен на землю в этот раз.

473. И когда накидку вернут брату, который нес наказание без своей накидки, его не следует тотчас же поднимать с земли, напротив, ему следует вкусить пищу на земле в своей накидке хотя бы один раз или более. И пока он на земле, после того, как ему вернули накидку, за ним остаются пятницы; но после того, как он поест один раз на земле в своей накидке, его могут поднять, когда это будет угодно Господу и братьям; и так же он может оставаться там долгое время, если это угодно братьям, и он не нес свое наказание так, как должен был.

474. Никто из братьев не должен покидать Дом, чтобы вступить в другой орден, без разрешения Магистра и конвента, а если кто поступит иначе, и не имеет разрешения Магистра и конвента, и пожелает вернуться в Дом, он не может получить вновь доступ в Дом один год и один день, в кое время он должен отбывать наказание, как сказано выше; и это обычай нашего Дома. Все же некоторые говорят, что после того, как брат попросит разрешения вступить в другой орден, и Магистр с конвентом дадут его, и брат вступил в него с этим разрешением, тот брат не должен никогда возвращаться в наш Дом, и конвент не должен позволять этого.

475. И да будет известно, что [если] наш Папа, который есть повелитель и отец нашего Ордена, превыше всех иных после Господа нашего, попросит Дом за кого-либо, кто тем или иным образом покинул Дом, он совершает это, не нарушая правосудие Дома; ибо он не приносит и не желает принести легко просьбу, из-за которой нарушается правосудие Дома, напротив, он желает и повелевает, чтобы оно было исполнено к тем, кто заслужил этого согласно обычаям Дома.

476. И каждый брат, после того как его лишили накидки по решению братьев, свободен и не несет всех иных наказаний, которые он должен был нести во время, когда его лишили накидки; и так было установлено, потому что это очень тяжкое наказание, и страшны великое несчастье и великое унижение, и позор, которые испытывает он, когда лишается накидки и всей чести, которую он никогда более не будет иметь в Доме. Но тому, кого наказывают на один год и один день, наказания, которые он должен был нести, когда покинул Дом, не прощаются, напротив, от него потребуют исполнить их, когда ему вернут его накидку, потому что он не был подвергнут позору, и его не лишали накидки перед братьями, но своей порочностью он посрамил сперва свое тело, а затем Господа и братьев, и Дом Храма, ибо он покинул такое добронравное и святое общество, как Дом Храма, или потому что он лишил себя столь чтимой и прекрасной вещи, как накидка Храма. Он не должен преуспеть ни от своего безрассудства, ни от своей порочности, но он должен пострадать.

477. И никто из братьев, кто лишился своей накидки по решению братьев либо иным образом по своему неразумию, как сказано выше, не должен более давать свои советы на капитуле против брата, вина которого может привести к изгнанию из Дома либо лишению накидки, а тот, кто возглавляет капитул, не должен просить его об этом. Никто из братьев, кто лишился своей накидки по своей порочности, не должен и не может более выдвигать обвинение против другого брата в чем-либо, что касается накидки либо Дома, и никто не должен верить ему; но что касается наказания на два либо три дня, либо менее, он может обвинять и давать свой совет.

478. Никто из братьев, кто лишился накидки по своей порочности, не может более носить печать либо кошель Храма, и он не должен и не может быть Командором рыцарей, либо носить черно-белое знамя, либо иметь братьев под своим началом; и Магистр либо кто иной, кто возглавляет капитул, не должен спрашивать его совета о чем-либо, что совершается по решению братьев с любым из братьев, кто омрачил свою совесть на капитуле, если его признали виновным, и он не должен давать его.

479. Ни Магистр, ни кто-либо иной не может оправдать брата, чья вина заслуживает изгнания из Дома либо лишения накидки, и он не должен позволить оправдать его; а если он поступает так, он идет против Бога и против своего обета, ибо правосудие должно свершаться для каждого брата, когда он делает то, что не должен, и оно должно свершаться над великим так же, как и над малым; ибо чем выше место, которое занимает человек, тем более гнусным будет его деяние, если он совершит то, что не должен, и чем более серьезным и гнусным будет проступок, тем лучше, чтобы правосудие свершилось.

480. А если кто-либо из братьев совершил то, за что его можно изгнать из Дома, и приговор за этот проступок отложат, он не может и не должен предъявлять обвинения против другого брата в серьезном либо легком проступке, пока [его] приговор отложен.

481. Никто из братьев, кто совершил что-либо, за что его должны изгнать из Дома, и за что брат должен быть приговорен, даже если приговор отложен, что нельзя и не следует делать, не должен более выдвигать обвинений против брата за серьезный либо легкий проступок, и он не должен и не может давать совет, и тот, кто возглавляет капитул, не должен спрашивать его, и он не должен и не может обвинять брата в чем-либо, что тот совершил, даже если он видел это.

Ибо ему не должны верить против брата в чем-либо, ибо тот, кто совершил то, за что его должны изгнать из Дома, более не брат Храма, особенно если его могут обвинить в этом двое или более братьев, которые знают его.

482. И да будет известно, что братья, которые знают, что кто-либо из братьев совершил что-нибудь, за что его следует изгнать из Дома, совершает серьезный проступок, если они скрывают это, ибо, если он совершил что-нибудь, за что он должен быть изгнан из Дома, он не остается в Доме так, как должен оставаться добрый брат, и от этого он никогда не выиграет, и великий вред может быть причинен Дому. И ни за один проступок, за который брата следует изгнать из Дома после того, как его признают виновным, не может брат получить иное наказание, кроме изгнания из Дома, кроме, как это поведано выше, если это что-либо, о чем его спрашивают, когда он приходит на капитул, чтобы быть принятым в братья, а после оказывается, что он солгал.

483. Если Магистр либо иной, кто возглавляет или не возглавляет капитул, оправдывает брата, чей проступок ведет к изгнанию из Дома, даже если он делает это перед братьями, брат, которого оправдали, не свободен, ибо каждый брат, который знает правду об этом деле, может и должен обвинять его каждый раз, когда они встречаются на капитуле; и над ним может свершиться правосудие Дома, если его признают виновным. И никто из братьев, кто не может принимать в братья, не должен позволять, чтобы проступок, касающийся Дома либо накидки, судили перед ним, если он возглавляет капитул.

484. Все братья Храма должны знать, что если кто-либо из братьев лишился накидки на капитуле, и на том же капитуле ее возвращают ему по просьбе братьев из-за его великого раскаяния, после того, как он вышел за ворота Дома, когда идет этот же капитул, он остается без своей накидки на два дня, ибо ему прощают третий, когда накидку возвращают ему, из-за великого позора и великого огорчения, что он пережил перед братьями. Но даже если на том же капитуле, до того, как [он] прошел через ворота, ему возвращают накидку по просьбе братьев, но она была снята с него, он остается [без нее] на два дня и будет прощен на третий, как сказано выше. Но не может быть обычаем, чтобы накидку возвращали так не вышедшему за ворота; когда лишают накидки, ее снимают по общей просьбе братьев, и ее следует возвращать по общему решению и по общей просьбе братьев, что на этом капитуле.

485. Но старейшие в нашем Доме говорят, что, когда брата приговаривают к лишению накидки, он может сохранить ее, если выкажет великое раскаяние, и [он] хорошего поведения; но да будет известно, что по установлениям Дома, когда решено, что брата следует лишить накидки, ее должны снять с него; а после, если братья желают позволить ему сохранить ее, из-за великого раскаяния, которое они видят в брате, следует, чтобы его отослали вновь наружу, и принесли просьбу еще раз ко всем; а затем, если братья согласны позволить ему сохранить ее, они могут позволить ему сохранить ее. И если брат, который лишился своей накидки, вкусит пищу один раз во дворце в этот же день без накидки, то, когда ему вернут накидку, он остается на один день, ибо ему прощают два дня из-за позора, который он получил сначала перед братьями, а после перед теми же братьями и светскими людьми. И если он так вкушал пищу во дворце двадцать или тридцать дней, то, когда ему вернут накидку, он останется на один день, ибо ему не могут простить его, пока не созовет капитул тот, кто имеет право наказывать его. И никто, кто не может ни принимать в братья, ни лишать накидки, не может наказывать брата без накидки; ибо нужно, чтобы тот, кто наказывает брата без накидки, имел право дать ему от себя и от капитула разрешение уйти в другой орден, чтобы спасти свою душу, если тот попросит такого разрешения.

486. А когда Раздающий милостыню желает напомнить о нем перед братьями, он должен говорить следующим образом: "Добрые господа, этот человек, либо этот сержант, либо этот рыцарь - и он называет его - кто был нашим братом, стоит у главных ворот и просит впустить его в Дом, который он покинул по своему безрассудству, и ждет милости Дома". А тот, кто возглавляет капитул, должен сказать: "Добрые братья Господни, знает ли кто из вас, не совершил ли что-либо этот человек, который был нашим братом, и не взял ли что-нибудь из Дома, за что он не может и не должен вернуться и быть вновь допущенным в Дом?". Затем, если есть брат, который знает что-либо, он должен сказать об этом, и никто не должен говорить ничего, кроме того, о чем он доподлинно знает.

487. И если он не совершил ничего, за что его следовало бы изгнать из Дома, как сказано выше, и этот неразумный брат пробыл у ворот долгое время, чтобы признать свое безрассудство, и когда покажется подобающим достойным людям, чтобы он предстал перед ними на капитуле, он должен раздеться до штанов у главных ворот, где он стоит, и так он должен предстать на капитуле с веревкой вокруг шеи перед тем, кто возглавляет капитул, и перед всеми братьями, и преклонить колена перед тем, кто возглавляет капитул, и с этого места он должен умолять и обращаться слезно ко всем братьям вместе, и с великим смирением просить их сжалиться над ним. А затем тот, кто возглавляет капитул, должен сказать ему: "Добрый брат, ты вел себя неразумно, что покинул Дом и свой Орден". И тот, кто желает быть вновь допущенным в Дом, должен сказать, что он очень раскаивается, и очень несчастен, и очень удручен, что вел себя столь неразумно, и что он очень желает исправиться так, как установлено в Доме.

488. И если известно, что этот брат дурного поведения и не будет нести своего наказания хорошо, тот, кто возглавляет капитул, должен говорить с ним следующим образом: "Добрый брат, ты знаешь, что ты должен понести тяжкое и долгое наказание, и если бы ты попросил разрешения уйти в другой орден, чтобы спасти свою душу, я думаю, это было бы лучше для тебя". И если он попросит о названном разрешении, как сказано выше, тот, кто имеет право дать ему наказание, также имеет право дать это разрешение с согласия братьев, которые присутствуют на капитуле, где тот просит о названном разрешении. А если он не попросит о таком разрешении, он не может и не должен получить его, и ему нельзя отказать в позволении допустить [его] в Дом, потому что он не совершил ничего, за что его должны были бы изгнать из Дома; но перед тем, как он придет на капитул, чтобы просить о милости, решение может и должно быть надолго отложено, и его следует заставить ждать долгое время у ворот, чтобы он сполна осознал свое безрассудство и свое несчастье.

489. Но, однако, если известно, что брат, который желает быть вновь допущенным в Дом, хорошего поведения, братья должны тотчас же отослать его из капитула и повелеть ему надеть одеяние, подобающее ему, и он должен взять дорожный плащ без креста, который он должен носить с этого дня. И тот, кто возглавляет капитул, должен сказать и повелеть Раздающему милостыню позаботиться о нем, чтобы он ночевал и жил в его доме, ибо так установлено в Доме, и учить его тому, что он должен делать. И с минуты, когда он получил наказание, Раздающий милостыню должен учить его тому, что он должен делать, и записать день, когда он начал [нести] наказание, так, чтобы запомнить это. А когда он окончит свой срок, то есть один год и один день, ему следует немедленно вернуть его накидку, и ее следует вернуть ему на капитуле, и обходиться с ним, как сказано выше. И каждому брату, который отбывает наказание без накидки, засчитывается год службы, которую он обязан отслужить, но он не должен касаться любого оружия.

490. И пусть будет известно, что когда брат, который покинул Дом, вернется, чтобы быть вновь допущенным в Дом, [то], если он покидает Дом по эту сторону моря, его следует отослать [туда], где он покинул Дом, и там он должен подвергнуться наказанию и должен выполнить то, что сказано выше о допущении вновь в Дом, если он не совершил ничего, за что его следовало бы изгнать из Дома. Но если он покинет Дом за морем и явится по эту сторону моря просить о милости, чтобы быть вновь допущенным в Дом, его могут подвергнуть наказанию по эту сторону моря, если это угодно братьям, и известно, что он не совершил ничего, за что его следовало бы изгнать из Дома.

491. И вы должны также знать, что, когда брат уходит с намерением покинуть Дом, Раздающий милостыню должен призвать брата либо двух достойных людей и должен пойти туда, где жил брат, который ушел, и записать все, что он найдет из его вещей, не более и не менее; так, чтобы, когда брат вернется по воле Господа нашего, дабы быть вновь допущенным в Дом, было известно, не взял ли он что-нибудь, что не должен брать, а особенно чтобы было известно, нашли или нет его вещи, когда он ушел; и соответственно должны решать, как сказано выше, о разрешении уйти либо о наказании, либо о возвращении накидки.

492. И когда брату вернут накидку, тот, кто возвращает ее, должен говорить следующим образом: "Добрый брат, если, неся свое наказание, ты как-либо преступил заповедь Дома, проси о милости на первом же капитуле, на котором ты будешь". И тот брат, что получил обратно свою накидку, должен делать, что ему велели. Ибо да будет известно, что каждый брат, который несет наказание без накидки, должен остерегаться нарушить заповедь Дома, и [должен] поступать так, как он должен поступать, и лучше, как если бы он имел накидку; а если он согрешит в чем-то, он должен покаяться, как любой другой брат, на первом же капитуле, на котором он будет. И не следует судить либо обсуждать чью-либо накидку, кроме как если он может лишиться ее; ибо это был бы очень серьезный проступок – дать брату наказание, которое он не заслужил, либо свершить правосудие, которое не должно и не может свершаться по установлению Дома.

493. Третий и следующий величайший проступок, за который могут судить брата, это когда брату позволяют сохранить накидку во имя любви Господней, и этому брату дают наказание в три дня 211, пока Господь и братья не проявят к нему милость и не освободят его от какого-либо из этих дней; этому брату следует дать наказание немедленно и без отсрочки, и [он] должен погонять ослов либо выполнять другую из простейших обязанностей в Доме, то есть, мыть посуду на кухне либо чистить чеснок и лук, либо разводить огонь – и тот, кто погоняет ослов, должен помогать грузить и разгружать - и он должен носить свой плащ туго завязанным, и должен двигаться настолько смиренно, насколько он может.

494. И никто из братьев не должен стыдиться наказания, так, чтобы не делать что-либо из него; но каждый должен воистину стыдиться совершить грех, а наказание должен каждый нести охотно. И тот брат, которому позволено сохранить накидку во имя любви Господней, должен отбыть это наказание вначале, прежде всех прочих, что он должен нести. И если он заболеет, Раздающий милостыню может давать ему бульон из лазарета; а если он настолько болен, что ему следует лечь в лазарет, он должен сообщить Раздающему милостыню о своей болезни, и тот должен сообщить Магистру либо тому, кто на его месте, то есть Маршалу либо Командору Рыцарей. И те должны созвать братьев и сообщить им о болезни брата, и спросить их совета, и если, когда братья услышали о болезни брата, они согласны поднять его, он должен спросить их, согласны ли они, что его следует поместить в лазарет; и они должны согласиться, если брат настолько болен, что весьма нуждается в этом.

495. Затем брат может лечь в лазарет, и там он должен вести себя, как любой другой больной брат, и устраиваться удобно и есть все, что, как он считает, будет ему на пользу, как любой иной брат. Но как только ему прикажут, он должен вернуться к своему наказанию, не разговаривая с братьями, и не должен вкушать пищу во дворце, кроме как на земле, пока Господь и братья не выкажут ему милость и не поднимут с земли; но он может оставаться в лазарете, пока он не будет в состоянии принимать пищу конвента.

496. И да будет известно, что, как брат, который несет наказание, должен быть поднят по решению братьев, так его должны и помещать в лазарет по решению братьев, если болезнь поразит его, оставляя под наказанием согласно обычаям Дома, если братья не согласны, что его следует поднять во имя любви Господней и из-за его болезни; и так брат должен нести какое-либо наказание: три полных дня, либо два дня, либо один день. И такое наказание позволяет брату сохранить накидку, ибо любовь Господа дается брату, который совершил что-то, за что он мог и должен был лишиться своей накидки, и его могут лишить ее на полном основании, если это угодно братьям. А за такой проступок, который ведет к лишению накидки, братьев не следует приговаривать к какому-либо меньшему наказанию, ибо много доброты выказывается брату, когда он совершил что-нибудь, за что его должны и могут лишить накидки, если ее по милости братьев оставляют ему во имя любви Господней. Никому из братьев нельзя давать три полных дня, кроме как если он совершил что-либо, за что он может лишиться своей накидки.

497. Четвертое и следующее величайшее наказание, которое могут дать братьям, это два дня и третий на первой неделе, если третий называют, а если третий не называют, тогда должно быть два дня и не более, и такое наказание могут дать брату за малейший проступок, которым он нарушает заповедь Дома. А если третий день просто упоминают, не назвав, который должен быть третьим, этим третьим днем должен быть понедельник. Но если братья скажут так: "Мы решаем - на два дня, и третий на первой неделе в тот же день, когда он согрешил", он должен поститься третий день, какой бы это ни был, кроме воскресенья. А если он совершил свой грех в воскресенье, он должен поститься в понедельник вместо воскресенья, и если он согрешил в среду либо пятницу, он должен поститься третий день в понедельник, а в какой бы иной день он ни совершил свой грех, он должен поститься в тот день, когда он согрешил.

498. Пятое и следующее величайшее наказание, которое могут дать брату - это не более чем два дня; и брат, который наказан на два дня, либо на третий в течении первой недели, либо на три полных дня, должен погонять ослов и выполнять одну из простейших обязанностей в Доме. И он должен нести наказание, как сказано выше, и должен ходить на телесное наказание по воскресеньям в начале капитула, до того, как прочтут молитву. И когда брату выносят приговор, что с него снимут все, что можно снять, кроме накидки, это следует понимать как два дня и не более, и это обычно должно быть величайшим наказанием, что дается брату, кроме лишения накидки. Но позже, из-за испорченности некоторых нечестивых братьев, был установлен третий [день] на первой неделе, если тот не пожелал исправиться и не делать более того, что не должен делать.

499. И тому брату, который наказан на два дня, либо на два и третий, либо на три полных дня, либо на один день, могут сказать, когда он начинает нести свое наказание, если он брат рыцарь или брат сержант конвента, что он должен заботиться о своем снаряжении, а если это брат ремесленник - что он может выполнять свою работу либо свою службу.

500. Шестое наказание - это один день и не более, и тот брат, который наказан на один день, не должен погонять ослов, как сказано выше о тех, что наказаны на два дня, либо на два и третий, либо на три полных дня.

501. И никто из братьев, что несут наказание на земле, не должен касаться оружия, кроме как если оно лежит в неисправности где-либо, и он не может иначе починить его. И да будет известно, что каждый брат, когда он несет наказание, должен оставаться тихо на своем месте в начале дня, и, если он знает плотницкое либо иное ремесло, он должен заниматься им. И все братья, что несут наказание, должны вести себя так.

Никто из братьев, пока несет наказание, не должен приходить на любой призыв или любое повеление, которое дается, чтобы созвать братьев, но наедине можно спросить, если нужно, его совета. И если один брат либо два, либо более несут наказание, и поднята тревога, и в братьях нуждаются, капитул может дать им коней и оружие, не поднимая их с земли и не выказывая им большой милости; но как только они вернулись после тревоги, они должны вернуться на свои места и вести себя, как ранее. Но ни Магистр, ни кто-либо иной не могут дать им коней или оружие, либо разрешение взять их, без согласия братьев, ни своих собственных, ни чужих, ибо они более не могут брать своих коней либо оружие без разрешения, как те из прочих братьев, пока они несут наказание.

И да будет известно, что брат, который наказан на один день, не ходит на телесное наказание по воскресеньям, как те, что наказаны на два дня или более.

502. А когда тот, кто возглавляет капитул, подвергает брата [телесному] наказанию, он должен сказать ему: Добрый брат, иди и разденься, если ты здоров. И если он здоров, он должен раздеться, а затем предстать перед тем, кто возглавляет капитул, и должен преклонить колена. А затем тот, кто возглавляет капитул либо кто должен исполнить наказание, должен сказать: "Добрые братья Господни, смотрите, вот ваш брат, который пришел на свое наказание, молитесь Господу нашему, чтобы Он простил его грехи". И каждый брат должен сделать так и прочесть один раз "Отче наш", и брат капеллан, если он присутствует, должен тоже молиться Господу нашему за него, так, как сочтет наилучшим. А когда прочли молитву, тот, кто возглавляет капитул, должен дать брату его наказание кнутом, если он желает, [и] как считает нужным, а если у него нет кнута, он может, если пожелает, использовать свой пояс.

503. И да будет известно, что когда братья читают эту молитву на капитуле либо где-то еще, они должны стоять, кроме как если это день, когда воздает хвалу в часовне; но во все дни, когда воздают хвалу в часовне, если ведется капитул, все братья должны преклонять колена для всех молитв, что читаются вместе на капитуле, на ту, что в начале, и на другие; и кроме всего прочего, в день, когда читают девять уроков, они должны преклонять колена на молитву, что читается в конце капитула, кроме того, кто возглавляет капитул, который должен стоять, пока он читает молитву, но после он должен преклонить колена, когда брат капеллан дает отпущение грехов либо когда он читает "Отче наш". И по этой причине было установлено, что братья должны преклонять колена на эту молитву, ибо Магистр, либо тот, кто возглавляет капитул, освобождает их [на это время] от власти, что он имел до того, как начал свою молитву.

504. После молитвы того, кто возглавляет капитул, каждый брат должен исповедаться, и брат капеллан, после того, как братья исповедались, должен дать отпущение грехов, как он считает подобающим. А если брата капеллана нет, когда тот, кто возглавляет капитул, прочел свою молитву, каждый брат, который стоит на коленях, как сказано выше, должен прочесть один раз "Отче наш", а затем он может идти, если желает, и если нет другого приказа.

505. Но если брат, который должен быть подвергнут наказанию, говорит, что он нездоров, Магистр либо Командор не должны заставлять его принимать наказание, если это не брат, которому позволили сохранить накидку во имя любви Господней, ибо этот брат должен немедленно принять наказание, здоров он или болен, если болезнь не столь серьезна, что он явно находится в большой опасности; а если это так, его следует немедленно поместить в лазарет отдельно от братьев, и как только он поправится, он должен принять свое наказание без промедления. И если брат, который должен принять наказание, скажет, что у него есть какая-либо болезнь, из-за которой он не может принять наказание на капитуле, тот, кто возглавляет капитул, может послать его к брату капеллану, который должен дать [ему] наказание; и с каждым братом, у которого есть тайная болезнь, следует поступать так, когда его желают наказать, либо если он приговорен к пятницам. И каждый брат, который должен нести наказание, должен получить свое [телесное] наказание, прежде чем он начнет отбывать свое наказание.

506. И да будет известно, что каждый брат должен отбывать свои наказания одно за другим, так, как они были даны ему, то, которое ему дали первым, а затем другие таким же образом; кроме брата, которому позволили сохранить накидку ради любви Господней - ибо этот брат, кому позволили сохранить накидку, должен нести [это последнее] наказание первым, даже если он должен отбывать другие, и должен немедленно получить наказание без отсрочки, как сказано выше - или если братья открыто приговорят какого-либо брата получить сначала то наказание, которое они ему дали последним. Ибо часто брата приговаривают, из-за его дурного поведения либо потому что его проступок столь серьезен, либо потому что [он] постоянно совершает проступки, к немедленному исполнению наказания, которое ему дали последним. И следует делать так, как решили братья.

507. И следует немедленно дать тому наказание, если он здоров; но если он нездоров, следует подождать, пока он не выздоровеет. Но тот, кто возглавляет капитул, не может освободить его от немедленного наказания ни из-за болезни, ни из-за чего иного, не поговорив с братьями и не спросив их; но братья должны дать ему отсрочку, пока он не поправится. Но как только ему стало лучше, он должен сообщить тому, кто имеет право давать е


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: