Преследования и уход от погони

Злодеи преследуют героев почти постоянно. Дело в том, что сначала злодеи зани­мают более сильную позицию. Но к концу нарратива ситуация полностью меняет­ся и протагонисты начинают преследовать антагонистов.

Средства передвижения (кони, телеги, кареты, лодки, корабли, автомобили, поезда, самолеты, космические корабли и т. д.) очень важны для этой функции.

Для преследования характерны:

• большая скорость;

• сильное напряжение;

• исключительное мастерство вождения;

• опасные ситуации (узкие и крутые дороги, пробки, встречное движение, водо­
пады и водовороты и т. д.);

• стрельба;

• бой во время преследования и т. д.

Почти каждое преследование заканчивается освобождением — в большинст­ве случаев герою удается убежать. Злодей тоже убегает, но к концу нарратива его ловят и убивают.

Преследование осуществляется разными способами:

• преследователь летит вслед за героем (в том случае, когда преследователи —
змеи, ведьмы и все, кто способен летать);

• преследователь следует за героем, превращаясь в различных животных;

• преследователь превращается в привлекательные предметы, встречающиеся
на пути героя;

• преследователь пытается схватить героя;

• преследователь пытается повалить дерево, на котором сидит герой, и т. д.
Функция преследования логически приводит нас к функции ухода от погони,

Герой уходит от погони

В волшебных сказках существует несколько возможных вариантов:

• герой исчезает в воздухе, например, с помощью быстрого коня, птицы и т. д.;

• герой убегает, параллельно расставляя препятствия преследующему его зло­
дею, например, бросает разные предметы, которые волшебным образом пре­
вращаются в леса и озера;

• герой превращается в кого-то другого и таким образом запутывает преследо­
вателей;

• герой прячется и т. д.

Битва

Битва — это сражение героя со злодеем.

Для нее есть ряд причин и одна из них связана с образом врага: «Основопола­гающая мысль в связи с любой мифологией о войне в том, что враг — это чудо­вище, уничтожая его, ты защищаешь единственное, что имеет цену, свой народ. В обрядах посвящения племени навахо смелые юноши играют роль молодых


ТЕОРИЯ НАРРАТИВА

богов-героев из мифологии, которые в свое время спасли людей, очистив пус­тошь от ядовитых змей, великанов и прочих кошмаров» (Кэмпбелл Д. Мифы, в ко­торых нам жить. С. 156).

Через образы злодеев в национальных нарративах мы можем понять, кто яв­ляется врагом в соответствующей культуре. Например, униформы штурмовиков Дарта Вейдера удивительно напоминают форму вермахта (Berger A.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: