Злодеи преследуют героев почти постоянно. Дело в том, что сначала злодеи занимают более сильную позицию. Но к концу нарратива ситуация полностью меняется и протагонисты начинают преследовать антагонистов.
Средства передвижения (кони, телеги, кареты, лодки, корабли, автомобили, поезда, самолеты, космические корабли и т. д.) очень важны для этой функции.
Для преследования характерны:
• большая скорость;
• сильное напряжение;
• исключительное мастерство вождения;
• опасные ситуации (узкие и крутые дороги, пробки, встречное движение, водо
пады и водовороты и т. д.);
• стрельба;
• бой во время преследования и т. д.
Почти каждое преследование заканчивается освобождением — в большинстве случаев герою удается убежать. Злодей тоже убегает, но к концу нарратива его ловят и убивают.
Преследование осуществляется разными способами:
• преследователь летит вслед за героем (в том случае, когда преследователи —
змеи, ведьмы и все, кто способен летать);
• преследователь следует за героем, превращаясь в различных животных;
|
|
• преследователь превращается в привлекательные предметы, встречающиеся
на пути героя;
• преследователь пытается схватить героя;
• преследователь пытается повалить дерево, на котором сидит герой, и т. д.
Функция преследования логически приводит нас к функции ухода от погони,
Герой уходит от погони
В волшебных сказках существует несколько возможных вариантов:
• герой исчезает в воздухе, например, с помощью быстрого коня, птицы и т. д.;
• герой убегает, параллельно расставляя препятствия преследующему его зло
дею, например, бросает разные предметы, которые волшебным образом пре
вращаются в леса и озера;
• герой превращается в кого-то другого и таким образом запутывает преследо
вателей;
• герой прячется и т. д.
Битва
Битва — это сражение героя со злодеем.
Для нее есть ряд причин и одна из них связана с образом врага: «Основополагающая мысль в связи с любой мифологией о войне в том, что враг — это чудовище, уничтожая его, ты защищаешь единственное, что имеет цену, свой народ. В обрядах посвящения племени навахо смелые юноши играют роль молодых
ТЕОРИЯ НАРРАТИВА
богов-героев из мифологии, которые в свое время спасли людей, очистив пустошь от ядовитых змей, великанов и прочих кошмаров» (Кэмпбелл Д. Мифы, в которых нам жить. С. 156).
Через образы злодеев в национальных нарративах мы можем понять, кто является врагом в соответствующей культуре. Например, униформы штурмовиков Дарта Вейдера удивительно напоминают форму вермахта (Berger A.).