Битвы можно классифицировать таким образом.
• Символическая битва: протагонист и антагонист играют в карты, и протаго
нист побеждает. Это всегда происходит в начале нарратива. Потом начинают
ся настоящие сражения. Типичный пример — начало фильма «Золотой глаз»,
где Джеймс Бонд выигрывает в рулетку в казино в Монте-Карло у злодейки-
коммунистки — агента грузинского происхождения.
• Настоящие битвы.
• Битвы между героями и помощниками-злодеями. В некоторых вариантах это
битва между героем и злодеями-животными — гигантскими анакондами, кро
кодилами; динозаврами и мифическими существами (как в «Звездных вой
нах»).
• «Куча мала»: масштабная шумная битеа многих людей. В некоторых голливуд
ских фильмах ее смягчают, используя торты.
• Битвы, в которых герой попадает в затруднительное положение (функция
ухудшения}, и битвы, в которых герой побеждает {функции улучшения).
• Бой, в котором используют или не используют магические средства.
• Гипердраматизированные битвы:
♦ первый вариант: в сражении используют средства передвижения, а это
очень опасно, потому что ситуация в этом случае не может оставаться ста
бильной. При высокой скорости участники могут погибнуть не только от
ударов, но и от падения, и в результате аварии (крушения). Еще один способ
гипердраматизации действия — сражение на летательном аппарате, напри
мер, на крыльях летящего самолета и т. д.;
♦ второй вариант: сражение происходит в очень опасном месте — на крутых
склонах, над пропастью; в реке, полной крокодилов; на извергающемся вул
кане и т. д.
Битвы в волшебных сказках
Пропп описывает следующие их виды:
• Персонажи (герои, злодеи, змеи, богатыри и целые войска) сражаются в от
крытом поле.
• Сражение происходит в форме состязания, когда герой побеждает хитро
стью.
• Игра в карты.
• Соревнование в чем-либо {например, кто больше весит) и т. д. (Пропп В.).
ДЕЙСТВИЯ