Один из важнейших аспектов мифологического времени — его сакральность. Через божественность мы повторяем начальное творение. Священное время имеет исключительную значимость для нас, поскольку именно тогда мы реализуемся в самой полной мере: «Вычеркивание бытового времени и воссоздание человека в начальном времени происходит в значимые периоды, когда человек бывает самим собой: в момент совершения обряда или значимых действий (принятия пищи, рождения, церемонии, охоты, рыболовства, войны, работы и т. д.). Другая часть его жизни проходит в бытовом времени, и она не имеет никакого значения...» (Елиаде М., с. 50).
ТЕОРИЯНАРРАТИВА
Сакральные аспекты, независимо от того, идет ли речь о циклическом или линейном времени, сильнее всего выражены в идее о «Великом времени»: «Ни в одной архаической цивилизации место, отведенное истории, так хорошо не раскрыто, как в теории "Великого времени", т. е. о больших космических циклах... Мы возвращаемся к ним, поскольку там впервые очерчиваются два ориентированных в разные стороны направления: традиционное, которое присутствует как предчувствие {не будучи нигде ясно сформулированным) во всех "примитивных" культурах — периодически обновляемое циклическое время, и другое — "современное", конечное время, фрагмент (возможно круговой), закрытый между двумя вневременными бесконечностями.
|
|
Почти всегда теории о "Великом времени" идут рука об руку с мифом о последовательных "веках", причем "золотой век" всегда находится в начале цикла, рядом с парадигматическим illud tempum. В обеих доктринах — о бесконечном круговом и о конечном круговом времени — этот "золотой век" может начаться снова, другими словами, он повторяем: бесконечно много раз в первом случае и один-единственный раз — во втором случае» {Елиаде М., с. 129).