Сакральное и бытовое время

Один из важнейших аспектов мифологического времени — его сакральность. Че­рез божественность мы повторяем начальное творение. Священное время имеет исключительную значимость для нас, поскольку именно тогда мы реализуемся в самой полной мере: «Вычеркивание бытового времени и воссоздание челове­ка в начальном времени происходит в значимые периоды, когда человек бывает самим собой: в момент совершения обряда или значимых действий (принятия пищи, рождения, церемонии, охоты, рыболовства, войны, работы и т. д.). Другая часть его жизни проходит в бытовом времени, и она не имеет никакого значе­ния...» (Елиаде М., с. 50).


ТЕОРИЯНАРРАТИВА

Сакральные аспекты, независимо от того, идет ли речь о циклическом или линейном времени, сильнее всего выражены в идее о «Великом времени»: «Ни в одной архаической цивилизации место, отведенное истории, так хорошо не раскрыто, как в теории "Великого времени", т. е. о больших космических циклах... Мы возвращаемся к ним, поскольку там впервые очерчиваются два ориентиро­ванных в разные стороны направления: традиционное, которое присутствует как предчувствие {не будучи нигде ясно сформулированным) во всех "примитивных" культурах — периодически обновляемое циклическое время, и другое — "совре­менное", конечное время, фрагмент (возможно круговой), закрытый между двумя вневременными бесконечностями.

Почти всегда теории о "Великом времени" идут рука об руку с мифом о по­следовательных "веках", причем "золотой век" всегда находится в начале цикла, рядом с парадигматическим illud tempum. В обеих доктринах — о бесконечном круговом и о конечном круговом времени — этот "золотой век" может начаться снова, другими словами, он повторяем: бесконечно много раз в первом случае и один-единственный раз — во втором случае» {Елиаде М., с. 129).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: