Это противопоставление отображает две основные концепции, связанные со временем. Циклическое время обозначает, что мы постоянно возвращаемся к начальному сакральному времени. Порядок событий в этом случае таков:
1. Начальное сакральное время («золотой век»).
2. Бытовое.
3. Уничтожение (потоп).
4. Начальное сакральное время и новое повторение того же цикла.
В некоторых древних цивилизациях время осмысливалось именно таким образом. Христианство же заменяет концепцию циклического времени линейным. Причина — в акте распятия, поскольку это уникальное событие не может быть повторено.
Святой Августин в «Городе Господа» писал, что языческие философы ввели циклическое время, потому что они не могли увидеть свободную и бессмертную душу, достигнувшую мудрости.
Поэтому во времена Средневековья случались конфликты двух идей: о циклическом времени и линейном. Люди, работающие на земле, воспринимали идею о циклическом времени, а торговцы и промышленники были связаны с мобильностью. Отсюда родилась идея о линейном прогрессе.
|
|
Время в нарративах
Время в нарративах представляет собой темпоральную последовательность, в которой совершаются соответствующие действия (функции).
Мы можем определить важность той или иной части нарратива по количеству времени, которое ему отводится. Чем она важнее, тем больше времени занимает.
ХРОНОТОП
В нарративе время — субъективная величина, которая не отражает объективной реальности. Поэтому авторы трансформируют фабульное время («реальное» время) в сюжетное (время в нарративе). По этой причине время в нарративе либо растянуто, либо сокращено.