Глава I 38 страница

"Общества, которые предпочли активно подавлять гомосексуальность, делают это с широко обоснованными моральными целями, но ударяют по гетеросексуальности гораздо больше, чем могли бы любые ее недоброжелатели. Далее, те общества, которые наиболее попустительствуют гомосексуальности и практикуют ее больше всего, будь то самые примитивные племена или самые развитые цивилизации,- это именно те общества, которые имеют самую высокую рождаемость и проблемы с перенаселенностью. Мусульманские культуры Северной Африки являются наиболее известным примером, хотя они еще не самый яркий. Сексологическими исследованиями - от Хэвлока Эллиса до Кинзи - установлено, что в арабских странах гомосексуальная активность даже выше гетеросексуальной" (Tripp 1976: 34).

Причины того, почему во многих мусульманских странах весьма терпимое отношение к гомосексуальности, лежат на поверхности - это и строжайшая охрана девственности невесты, и обычай калыма, и массовая бедность. Известен афоризм влюбленного в Ближний Восток французского "туркофила" Пьера Лоти: "В Турции женщины существуют для богатых, а для бедных - мальчики..." (Laveriere 1997: 222). Но почему это сопряжено с более высокой рождаемостью? Только из-за культурной отсталости и отсутствия средств, мотивов и навыков планирования семьи?

"Как ни странно,- заключал свои наблюдения Трипп,- общества с более высокими процентами гомосексуальности имеют более высокую рождаемость". Трипп предложил свое объяснение этого феномена, и оно будет рассмотрено дальше, а пока достаточно констатировать сам факт. Таким образом, оказывается под вопросом, что нужно делать для увеличения рождаемости - искоренять гомосексуальные связи или поощрять их, и что нужно делать для уменьшения рождаемости - насаждать гомосексуальные связи или бороться с ними. Но остается вопросом и сама конечная цель - увеличивать или уменьшать рождаемость. Словом, цели и ценности не остаются постоянными.

Эти рассуждения не снимают желательности научиться предотвращать развитие у ребенка гомосексуальной ориентации. Просто эта задача, учитывая возможную смену целей и ценностей, лишь перерастает в более широкую проблему: как воздействовать на формирование сексуальных ориентации у грядущих поколений с любым желательным уклоном - в любую сторону. У этой проблемы есть моральная сторона (пусть над ней размышляют философы) и есть сторона, так сказать, техническая - насколько эта задача осуществима.

С общей мыслью Карпентера и его последователей согласен и тот современный юноша-"максималист" из гомосексуалов, который Карпентера скорее всего не читал и даже, вероятно, не слышал о его существовании (как впрочем и о его последователях). Я имею в виду письмо, опубликованное Шахиджаняном (1993: 311):

"Сейчас много пишут, что гомосексуализм - это болезнь. Но я себя больным не считаю. Напротив, горжусь, что я такой. И мне жалко тех мужчин, которые не знают, что это такое на практике. Я никогда не испытывал и, вероятно, уже никогда не испытаю более сильного чувства, чем тогда, когда я лежу с мужчиной в постели. За два года, когда я впервые спал с мужиком, имел только трех партнеров, с двоими из них я поддерживаю связь и сейчас. Так что СПИД нам грозит не более, чем гетеросексуалам.

Я не согласен, что у мальчишек надо вырабатывать "правильный" взгляд и "верную" сексуальную направленность. По-моему, каждый сам должен выбрать, что ему ближе: гетеро- или гомо-. Самого меня "совратили", но не преднамеренно. Этим "совратителем" стал мой брат, за что я ему благодарен безмерно. Мы с моим постоянным партнером любим друг друга, я не боюсь этого слова. Мы очень нежно относимся друг к другу, доверяем, доставляем друг другу удовольствие. И вместе с тем у нас нет проблем с презервативами, ненужной беременностью (смешно, да?) и так далее, что делает наши отношения еще крепче.

Я считаю, что за гомосексуализмом будущее и по многим другим аспектам". Всё же автор письма добавляет: "Мою фамилию прошу не называть, потому что если учителя и родители узнают, мне будет плохо". И подпись: "Анатолий Н., 16 лет, школьник".

9. Сбои в импринтинге и Принцип Адама

В какую же общую картину эволюции приматов вписывается появление гомосексуального отклонения от прямой линии? Что еще в сексуальном плане отличает человека от его животных предков?

Отличает многое. Прежде всего продленное детство - неотения. Поскольку человек значительную часть своей жизненной программы поведения получает от старших не посредством генов, а обучением, и это часть более мобильная, пластичная, потребовалось растянуть период детства так, чтобы большие объемы информации можно было за это время усвоить. Таким образом, у человека между рождением и наступлением половой зрелости образовался огромный интервал в 13-17 лет, тогда как даже у ближайших родственников человека, приматов, этот период длится всего 2-3 года, а продолжительность жизни разнится не так значительно (25-30 и 60-80). Значит, ребенок, родившийся с физическими задатками мальчика должен пройти до реализации их, до превращения во взрослого мужчину, гораздо более длинный путь, чем детеныш животного - во взрослого самца. И абсолютно больший, и относительно. То же касается и девочек.

Уже в этом количественном факторе заключается несколько большая возможность (правда, только возможность) отклонения от заданного курса.

Как происходят сбои? Чем вызываются?

У человека разница между мозгом новорожденного и мозгом взрослого гораздо больше, чем у животных. У зверя мозг при рождении составляет 70 % будущего объема, остальное наращивается за 6 месяцев. У человека же мозг новорожденного составляет только 23 % от мозга взрослой особи, остальная часть вызревает в основном за 6 лет, но мозг еще продолжает расти приблизительно до 23 лет. Это связано как раз с тем, что человек значительную часть своей жизненной программы поведения не получает с генами, а усваивает от старших поколений путем обучения, т. е. с культурой. Его мозг наращивает объем такими темпами, чтобы после рождения постепенно усваивать и закреплять огромные массы информации - эволюция поработала над этим и обеспечила такой процесс роста.

При чем порции информации поступают в мозг и укладываются в нем в определенной последовательности. Среди видов информации есть своя очередность усвоения. Соответственно мозг перестраивается с каждым этапом, развивая один центр за другим, одну функцию за другой - это тоже обеспечено биологической эволюцией. Поэтому на каждом этапе наиболее легко усваивается определенный вид информации, а на других этапах он усваивается очень туго или совсем не усваивается.

Так, в раннем возрасте очень легко дается языковое обучение - запросто усваивается родной язык, да и иностранные. Чем позже, тем эта способность оказывается хуже сохранившейся.

Очень показателен казус в Индии с двумя девочками (Амалой и Камалой), которых в грудном возрасте утащили и вскормили волки, а после пяти лет дикой жизни поймали люди. Дети не умели ходить на двух ногах и говорить, только бегали на четвереньках, кусались и выли. Ожидалось, что через два года обучения девочки смогут говорить и ходить по крайней мере как двухгодовалые дети. Не тут-то было! Одна умерла, другая усвоила только несколько сот понятий (это число усваивает и обезьяна). Но она так и не научилась связно говорить, а ходить она стала на двух ногах, как дрессированное животное на задних лапах, но при необходимости бежать, опускалась на четвереньки. Оказывается, время для обучения языку и прямохождению было упущено - и навсегда.

По аналогии можно заключить, что и для формирования сексуальной ориентации есть свое время, после которого изменения уже очень маловероятны. Вопрос только в том, какова она будет.

Вспомним, что закрепление каждой важной части жизненной программы поведения производится не просто условными рефлексами и не столько привычкой, сколько импринтингом. Импринтинг - это механизм быстрого и прочного запечатления, специализированный на закрепление определенного вида информации, работающий на определенном этапе развития (для каждого вида информации - на ему лишь отведенном этапе) и не подлежащий отмене. Запечатляющий на всю жизнь. Импринтинг обеспечивается безусловным рефлексом, его механизм содержится в генетическом фонде, один на всех. А вот то, что он запечатлевает, это дается извне, в каждом отдельном случае - заново, и не всегда одинаково.

Импринтинг выявлен сначала у птиц. Но у человека тоже работает импринтинг - для освоения прямохождения, речи. Очевидно, есть импринтинг и для сексуальной ориентации. Его механизм - это тот компонент, который обеспечен генами. Он на всех один, на гомосексуальных и гетеросексуальных. А вот что он запечатлеет, это зависит от обстоятельств - тут и возможна разница, которая определит ориентацию.

Эволюция и тут очень экономна. Она использует один простейший способ обеспечить нужный результат: простейшее средство надежнее действует. Зачем ставить условие, чтобы утята воспринимали и запечатлевали импринтингом образ животного такого-то размера с перьями и плоским клювом, когда в нормальных условиях любое движущееся тело вскоре после вылупления из яйца может оказаться только уткой-наседкой. В подавляющем большинстве случаев запомнить такое тело - вполне достаточное условие выживания. Ведь никак не должен на этом месте оказаться пожилой доктор или футбольный мяч!

Но человек оказался помещенным в чрезвычайно усложненную среду культуры. В ней условия жизненного цикла всё больше отличаются от запланированного эволюцией стандарта. На месте ожидаемой единой для всех схемы - всё большее разнообразие. И на каждом этапе жизненного цикла, биологически приспособленном для импринтинга определенной информации и только для нее, она-то как раз может и не поступить или вместо нее подвернется похожая, но другая.

Скажем, в положенное время должно развиться любопытство к гениталиям - у мальчиков в норме это должны быть гениталии девочек. Но если мальчик растет совершенно один, то никаких гениталий, кроме своих, он не знает. Если мальчик растет в изоляции от сверстников того же пола, но в окружении женщин, то любопытство невольно обратится на гениталии мальчиков.

В положенное время должны возникнуть сексуальное томление и тяга вообще к телесному контакту, к ласке, к петтингу. Эволюция обеспечила это в определенном возрасте - возрасте полового созревания. В нормальной ситуации этими объектами томления оказываются для мальчиков женские тела. Очередному сбою нетрудно произойти. Есть немало ситуаций, когда в картине восприятия на месте, биологически предназначенном для образцов женского тела, оказываются мужские тела. Дальше будут рассмотрены некоторые типичные ситуации этого рода.

Биологически образованные генетические программы поведения вообще очень жесткие, у каждой личности они плохо адаптируются к меняющимся обстоятельствам. Они устойчивы и глупы. Поэтому они действуют и много тысячелетий спустя после того, как причины, вызвавшие их к жизни, исчезли. У человека главные сексуальные признаки давно сосредоточены на лице, в речи и в одежде. Знакомство, имеющее задачей выяснить половые возможности, должно происходить лицом к лицу и главным образом визуально и аудиально. Но у обезьян главные половые признаки сосредоточены на заду - у многих зады голые, ярко раскрашенные, там же проступают и половые органы, а также пахучие железы.

"Рассмотрев и обнюхав чужой зад, обезьяна узнает о владельце всё, что ей нужно. Предки человека когда-то перестали в обыденной жизни применять назоанальные контакты. Мы знакомимся лицом к лицу (предполагают, что этого потребовали прямохождение, возрастающее значение мимики и жестикуляции и огромная роль звукового общения). Назоанальное знакомство сдано в архив. Но как атавизм эта программа себя проявляет в том, что мужчины подсознательно неравнодушны к заду незнакомой женщины, им трудно на него не бросить хоть мимолетный взгляд. Принято считать, что это неприлично. Но женщины поощряют интерес походкой, облегающей юбкой или преувеличивающим объем бедер кринолином. Более того, у части людей назоанальная программа срабатывает в полной форме при самых тесных половых контактах" (Дольник 1994: 92).

Обезьяны и спаривание осуществляют, как многие четвероногие, в позиции сзади - самец "покрывает" самку. При частом стремлении к такой Позиции ягодицы оказываются непосредственно самыми сексуально привлекательными частями в теле. При новых способах сношений, развитых человеком, сексуальный интерес был перенесен на груди как половые признаки женщины, но во внимании мужчин к женским ягодицам атавистически сохраняется, вероятно, и этот интерес.

Однако у обезьян назоанальная программа знакомства предусматривала любопытство к задницам особей обоего пола. Именно знакомство с новой особью и должно было определить, кто перед тобой и стоит ли продолжать знакомство в сексуальном плане. Поэтому уж коль скоро у человека проявляется атавистическое действие этой программы, она должна вызывать некоторый интерес и к мужским ягодицам, тем более, что, в отличие, от гениталий или грудей, ягодицы мужчин и женщин различаются не очень сильно. У гетеросексуалов любопытство к ягодицам встречных мужчин далеко уступает любопытству к их гениталиям, но оно есть.

Обычно оно не носит сексуального характера, но некоторое отношение к сексу имеет. Гетеросексуал, глядя вслед проходящему мужчине, бессознательно оценивает удаленность облика его ягодиц от женских и по этому признаку (наряду с некоторыми другими) оценивает степень мужественности фигуры. Это отличие привлекает и внимание женщин, но для них оно носит явно сексуальный характер. Недавно по телевидению показывали проводившийся в Америке конкурс мужских ягодиц в женской аудитории, судившей и реагировавшей весьма заинтересованно. Те мужчины, у кого от рождения в мозгу оказались женские программы выбора сексуального партнера, естественно, реагируют на мужские ягодицы так же, как женщины, только с более откровенной сексуальностью, свойственной вообще мужчинам. Реагируют вне зависимости от того, склонны ли они к анальному способу гомосексуального сношения или нет.

Это для них журнал "1/10" опубликовал на развороте подборку мужских задниц с сопроводительным текстом:

"Почему нам так нравится мужская попка? Мужские попки разные... Большие или маленькие. Мальчишеские круглые или мужские пружинистые... Но одно в них есть общее. Они притягивают нас своим непреодолимым очарованием. Настолько красиво вырисовываются под прилегающей тканью брюк, что невозможно оторвать взгляд" (1/10, 20: 16-17).

Эта гомосексуальность не вызвана атавистической программой знакомства, тут другой сбой, но фиксация внимания на ягодицах, связанная с различением полов, облегчает превращение ягодиц в сексапильный объект, направление ласк на этот объект и ориентацию на анальное сношение.

Некоторый учет действия этой атавистической программы сказывается в общепринятом запрете для обоих полов показывать не только голый зад, но и вообще обращать к кому бы то ни было свои ягодицы и вообще позволять им выделяться в фигуре.

Всё то, что сказано о сбоях в программах поведения, действует как в отношении мальчиков, так и в отношении девочек. Однако есть обстоятельства, которые делают мальчиков особенно уязвимыми на их пути индивидуального развития. В 20-е годы нашего века французский писатель Андре Жид издал (сначала анонимно в Голландии, потом открыто на родине) эссе "Коридон" в защиту гомосексуальной любви, где выдвинул ряд интересных идей о различии функций самцов и самок, мужчин и женщин в эволюции. В середине 60-х в России независимо от Жида (которого в России тогда невозможно было прочесть) была выдвинута аналогичная концепция В. А. Геодакяна (1965; 1972; 1987), интересная в этом плане, и И. С. Кону принадлежит заслуга включения этой концепции в объяснение гомосексуальности.

Геодакян констатирует, что в процессе воспроизводства любой биологической системы действуют два фактора - наследственность и изменчивость, на этом основано учение Дарвина. Наследственность - это консервативный элемент, обеспечивающий сохранность вида, а изменчивость - элемент мобильности, выражающийся в возникновении новых признаков и обеспечивающий адаптацию к меняющимся внешним условиям. Идея Геодакяна заключается в том, что наследственность больше осуществляется через самок, а изменчивость - через самцов. В терминах кибернетики: постоянная память вида связана с самками, оперативная память - с самцами.

Поток информации от среды сначала воспринимают самцы, более связанные с внешним миром, и на них быстрее сказываются соответствующие изменения. Потом генетическая информация попадает к самкам, в устойчивое инерционное ядро вида. Все новые признаки появляются сначала у самцов, а рудименты дольше задерживаются у самок. Поэтому самцы более агрессивны и среди них более высокая смертность. В силу всего этого сбои эволюционного развития более вероятны как раз среди самцов. Поэтому (хотя ни Геодакян, ни Кон этого аргумента не используют) гомосексуальность распространена вдвое больше именно среди мужчин.

Несколько позже схожая концепция получила развитие в Америке. Ее выдвинул уже не раз упоминавшийся сексолог Джон Мани (Money 1972; 1980; Money et al. 1977). Этот исследователь заметил, что на всех этапах развития - от зародыша до зрелого организма - при обеспечении половой дифференциации проявляется одна и та же закономерность: природа заботится в первую очередь о создании самки, а создание самца требует от нее особых, дополнительных усилий. Мани назвал это "принципом Адама" или "принципом маскулинной дополнительности": по Библии, для создания Адама нужен был специальный созидательный акт Бога. То есть для создания самца необходимо что-то добавить, иначе получится самка - для нее ничего добавлять не надо. Оно и понятно: ведь двуполое размножение в эволюционном плане- более позднее приобретение, первоначально для рождения не требовалось зачатия, значит материнское начало - более древнее.

Так, чтобы у плода появились мужские признаки - мужские половые органы, мужские центры в мозгу и т. д. - всякий раз требуется очередное дополнительное воздействие: сначала особой хромосомы, потом мужских гормонов, которые должны подавить развитие женских зачатков и стимулировать появление мужских. А для развития по женскому пути не нужна дополнительная хромосома и никакого воздействия гормонов (ни мужских, ни женских) не требуется. А ведь при дополнительных усилиях, естественно, увеличивается вероятность сбоев программы. Ясно, что достаточно какому-нибудь из требуемых воздействий не осуществиться или осуществиться не в полной мере - и на месте мужских проявятся женские качества.

Наконец, существенно, что по необходимости мальчики вместе с девочками остаются первые годы при матери, без отцовского воздействия, значит, они поневоле имеют только женский образец для самоидентификации. Для введения мужского образца опять же требуются особые усилия. Подмечено, что мальчиков подвергают более интенсивной социализации, чем девочек, тратят больше усилий на их воспитание (Maccoby and Jacklin 1974). Есть немало случайных причин, по которым эти усилия могут оказаться недостаточными.

10. Гиперсексуальность и компенсаторные табу

Продленное детство не только дало время для невиданного роста мозга и для его оснащения информацией - для обучения, но имело и другие важнейшие последствия, обусловив ряд отличий человека от остальных животных. В частности и отличия в половой жизни. Специалисты по биологии человека отмечают гиперсексуальность женщин - их отличие от самок всех других животных. Животные способны спариваться только в определенный сезон, связанный с созреванием яйцеклеток у самки, всего несколько дней в месяц. У млекопитающих самец спаривается с самкой только когда у той течка - он узнает это по запаху, виду и поведению самки и реагирует на это. У обезьян такой период называется эструс и продолжается всего несколько дней в месяц. И лишь у человека не так. С момента половой зрелости женщина готова к соитию всегда. Соответственно у нее половые признаки всё время как бы в состоянии возбужденности - груди набухшие, что у обезьян имеет место лишь в период эструса (это как бы сигнал о том, что самка готова к спариванию), и, конечно, во время вскармливания детеныша. Таким образом, постоянно набухшие груди сигнализируют постоянную готовность к половой связи и, соответственно, приобретают сугубую сексуальную привлекательность.

Но обычно гиперсексуальность относят только к женщинам. Это неверно. Человек в целом гиперсексуален. Мужчина также. Человек чрезвычайно сексуален - как никакое иное животное. Самец-то и у обезьян всегда способен спариваться. Но только человек испытывает оргазм - потрясающее наслаждение, высшую степень напряжения и разрядку, после которой он исчерпан и должен отдыхать. У обезьян же это просто удовлетворение физиологической потребности, и всё. Как принятие пищи, дефекация и проч. Коровы после случки тотчас возвращаются к прежним занятиям, спокойно щиплют траву. Гиперсексуальность мужчины имеет и наглядное выражение. У мужчины член в состоянии эрекции больше по отношению ко всему телу и чувствительнее, чем у любого другого животного. Так, у огромного гориллы член даже по абсолютным размерам гораздо меньше, чем у человека!

У человека кроме гениталий есть и другие сексуально раздражимые (эрогенные) зоны - губы, груди, анальное отверстие, нижняя часть живота, внутренние поверхности бедер, у некоторых - и уши. Гиперемированные слизистые губ обращены наружу, железы под лобком и подмышками источают пахнущий секрет, удерживаемый тугими волосами.

Есть гипотезы, объясняющие почему эволюционный процесс привел к такому развитию сексуальности у человека. В основном это связывают с переходом к продленному детству. Кормящие самки по необходимости надолго отрывались от участия в добывании главного вида пищи (от охоты). Им оказалось необходимо обеспечить себе и ребенку заботу со стороны самцов.

Что ж, это достижимо в рамках прочной моногамной или полигенической (с гаремами) семьи, и у многих видов животных такая семья есть. Вспомним лебедей, аистов, ласточек, страусов, львов, китов. У человекообразных обезьян моногамии нет. Гориллы живут группами, в каждой из которых доминирует один самец, но он не ревнив и допускает к самкам и других самцов. Шимпанзе живут большими группами, в которых практически осуществляется групповой брак. Ревности самцы не проявляют, но и не подкармливают самок. Шимпанзе, правда, генетически стоят ближе всего к людям, но этологи полагают, что семейные отношения у непосредственных предков человека были более похожими на то, что сохранилось у гиббонов, отделившихся от общего ствола обезьян несколько раньше приматов. Самцы гиббонов имеют небольшие гаремы в 1-2 самки с детьми, то есть живут почти моногамно. О существовании моногамии у предков людей свидетельствуют такие пережитки, как инстинкт ревности и некоторая инстинктивная потребность мужчин заботиться о своем потомстве (то есть сознательная потребность, конечно, не пережиточна, но то, что она инстинктивна,- пережиток).

Однако этологи полагают, что для людей моногамная или даже парная семья (менее устойчивая, чем моногамная) стала непригодной, потому что матери, по несколько лет выкармливающие молоком детеныша, рожают раз в 3-4 года (так и у других приматов). Значит, чтобы выкормить и вырастить больше двух детей, мать должна прожить вместе с ними (то есть после полового созревания) лет 16-20, а всего - лет 28-44. Но средняя продолжительность жизни у раннего человека была такой же, как у человекообразных обезьян,- 25 лет. Значит у матери очень велик был шанс погибнуть до зрелости второго ребенка. А кто ж его при замкнутости моногамных семей воспитает? Но такой вид, который не может обеспечить выживание минимум двух детей от одной пары родителей обречен на вымирание.

Раннему человеку необходимо было увеличить размеры семейных групп, чтобы было кому заботиться о медленно подрастающем и долго обучаемом потомстве. Этологи снова возвращаются к гипотезе о групповом браке и даже о чем-то вроде промискуитета, только не как об изначальном периоде до семьи, а о промежуточном новообразовании, о переходном периоде. Эту идею отстаивал советский этнограф Ю. И. Семенов (он основывался на пережитках группового брака), а в наши дни с ней выступил этолог В. Р. Дольник.

Такие половые отношения представлены у мартышек-верветок, и у них есть некоторые другие сопутствующие явления, засвидетельствованные у людей (см. дальше). Если самка умирала, ее детеныши оставались в группе, и другие самки брали на себя заботу о них. Так происходит у шимпанзе, так было и у предков людей. Однако этого было достаточно для шимпанзе, но не для людей. Самки, практикуя собирательство, могли предоставить детенышу только растительную пищу, а растущий мозг человека нуждался в протеине, в мясной пище. Самцы же надолго удалялись для коллективной охоты на крупную дичь (такова традиционная точка зрения) или для поисков и добычи падали (гипотеза Б. Ф. Поршнева и В. Р. Дольника), так или иначе - для добывания мясной пищи. Но с исчезновением моногамии у них не оставалось резона делиться пищей с самками и их детенышами.

Самки должны были стать неудержимо привлекательными для самцов и оставаться такими всегда, притягивать к себе конкретных самцов. И самцы должны были стать готовыми реагировать на такую привлекательность самок. Вот и стали и те и другие гиперсексуальными. У гиперсексуальных самок - женщин - эструс исчез. Овуляция (поступание яичка в матку), ясно выраженное у самок всех млекопитающих внешними признаками - набуханием гениталий, выделениями (течкой), запахами,- стала у самок раннего человека (у женщин) внешне незаметной, скрытой. Самцы (мужчины) не знают, когда женщина готова к оплодотворению. И не должны знать. У самок (женщин) появилась способность вступать в половые сношения в любое время и развилось умение вступать в так называемое "поощрительное спаривание", спаривание в обмен на пищевые подачки. Те популяции, которые не развили в себе этих особенностей, попросту вымерли, не оставив потомства. Именно скрытая овуляция и поощрительное спаривание есть и у верветок. По Дольнику, способность "поощрительного спаривания" впоследствии стала основой для развития проституции.

Часто если хотят подчеркнуть сексуальность мужчины, его называют самцом, соответственно женщину - самкой. Нет, от самца и самки именно люди, мужчина и женщина, отличаются повышенной сексуальной возбудимостью!

Для нашей темы причина не важна, важен сам факт.

Столь сильная сексуальная активность могла бы повести к частым сношениям между кровными родственниками, а это биологически вредно. Поэтому естественный отбор привел к возникновению инстинкта, притупляющего половое чувство у людей, долго живущих вместе, а именно такими оказываются кровные родственники. Кажется, первым его заметил больше ста лет тому назад Эдуард Вестермарк, финн с шведской фамилией, много лет проработавший в Англии и знаменитый своей книгой "История человеческого брака".

Правда, побочным следствием этого инстинкта явилась некоторая психологическая непрочность семейных уз: инстинкт слеп и действует не только применительно к братьям и сестрам, но и к мужьям и женам. Во многих семьях привлекательность супругов друг для друга с течением времени слабеет, возникают супружеские измены, а там, где это разрешено, многие браки распадаются.

Поскольку же столь сильная сексуальность, да еще в условиях группового брака и с пережиточной ревностью (наследием моногамного периода), могла бы повести к непрерывным сексуальным эксцессам, не говоря уж о драках за самок, во всех человеческих обществах и у всех рас очень рано воцарились общие культурные ограничения на сексуальную активность. Ограничения уже не на инстинктивном уровне, а на уровне культуры. Это правила, требующие, во-первых, укрывать детородные органы одеждой даже в самом жарком климате и даже дома, а во-вторых, осуществлять половые сношения только наедине, не публично, не на глазах у других. И то и другое - чтобы не провоцировать окружающих. Животным нет надобности в таких запретах. Они ходят голыми и спариваются на глазах у всего стада.

Впрочем, у животных есть по крайней мере генетическая основа, на которой могла сложиться потребность в укромности половых сношений. Это инстинкт отделения самок от стада или стаи, который у многих видов животных побуждает самцов старательно отделять, отгонять избранную самку от сообщества, предпринимать усилия, чтобы оставить ее за собой, сделать ее недоступной для других самцов на время ухаживания и спаривания.

Кроме того, развитие семьи шло по пути всё большего ограничения круга лиц, которым разрешается вступать в брак с данным лицом. Исключались кровные родственники другого поколения (родители и дети), потом того же поколения (братья и сестры всё более удаленных степеней родства). Потом родственники, восходящие к одному предку по отцовской линии. Иной раз в брак можно было вступать только с людьми определенной группы ("брачного класса"). Всё это затрудняло кровосмешение (брак близких кровных родственников), биологически вредный, а кроме того умеряло и регулировало конкуренцию в борьбе за женщин.

В какой-то мере гомосексуалы со своей гиперсексуальностью утрируют и доводят до крайности эту отличительную черту человека. В этом смысле они наиболее человечные из всех людей. Наиболее типичные представители вида.

Гиперсексуальность людей, их необыкновенная сексуальная возбудимость вызвала стремление, явное в любой культуре, убрать из поля зрения раздражающие сексуальные объекты, избегать их выставления и показа, чтобы не мешали любым другим отношениям - производственным, военным, дружеским и проч. Это была еще одна причина для запрета на публичные половые сношения: зрелище оказывалось чрезвычайно заразительным для людей, оно немедленно вызывало у наблюдателей половое возбуждение и неодолимое стремление к аналогичным действиям, что далеко не всегда было уместно. Есть и еще одно следствие гиперсексуальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: