Моделирование концепта

Моделирование концепта включает три взаимодополняющие, но выполняемые отдельно процедуры:

5.1. Описание макроструктуры концепта.

Описание макроструктуры концепта предполагает распределение выделенных когнитивных признаков по структурным макрокомпонентам концепта - образной, информационной составляющей и интерпретационному полю. Это позволяет наглядно представить, какие типы информации преобладают в концепте и каково их соотношение друг с другом.

Например, концепт «английский язык» по результатам направленного ассоциативного эксперимента (160) имеет следующий макроструктурный состав (процент указывается от общего числа полученных реакций - 690):

Образный компонент - 20 %: яркий, звездно-полосатый, Биг-Бен (перцептивные образы) - 7 %); умный, тупой, вежливый, культурный (когнитивные метафоры) -13 %.

Информационное содержание - 35 %: всемирный, Америка, Британия.

Интерпретационное поле - 45 %: 1) оценочная зона: прекрасный, хороший, чужой, ужасный, красивый, интересный, грубый, оригинальный; 2) энциклопедическая зона: многообразный, благозвучный, стандартный, Америка, Британия; 3) утилитарная зона: общедоступный, сложный; 4) регулятивная зона: необходимый; 5) социально-культурная зона: современный, битл, Биг-Бен; 6) паремиологическая зона: не представлена.

Моделирование макроструктуры концепта «английский язык» показывает, что в нем большую роль играет информационное содержание, основой которого является когнитивный признак всемирный; образное содержание не отличается разнообразием, очень противоречива оценочная зона интерпретационного поля, тесно взаимосвязаны утилитарная и регулятивная зона: английский язык концептуализируется как одновременно общедоступный и сложный, но необходимый. В концепте нет паремиологической зоны.

При наличии паремиологической зоны в концепте она описывается отдельно, и внутри нее выделяются ядро и периферия. Моделирование паремиологической зоны концепта как полевой структуры осуществляется по убыванию количества паремий, представляющих те или иные смыслы в паремиях.

5.2. Описание категориальной структуры концепта.

Данная процедура предполагает выявление иерархии когнитивных классификационных признаков, концептуализирующих соответствующий предмет или явление.

К примеру, ассоциативный эксперимент со словом «долг» (300) и последующая когнитивная интерпретация результатов эксперимента позволяют выделить следующие когнитивные признаки, образующие содержание концепта «долг»:

обязанность 89 ответственность 37, моральная тяжесть 10, деньги 75,необходимость возврата 21; перед Родиной 35; перед родными 3, перед работой 3, перед другом 4, перед человечеством 1, законом 1; из-за нужды 1, из-за карт 2; ведет к расплате 3, дуэли 1, мести 1; исполнение приносит почести 1, призвание 1; бывает священный 1, гражданский 1, академический 1; носитель друг 1, рыцарь 1, собака 1.

Данные когнитивные признаки в структуре концепта объединяются, интегрируются следующими классификационными признаками:

1) составляющие 214: обязанность 89, ответственность 37, чувство 2; деньги 75, необходимость возврата 21; последствия 17: тяжесть 10, ведет к расплате 3, дуэли 1, мести 1, исполнение приносит почести 1, призвание 1;

2) сфера проявления 50: перед Родиной 35; перед родными 3, перед работой 3, перед другом 4, перед человечеством 1, законом 1; причина появления 3: нужда 1, карточный 1, карты 1;

3) видовые разновидности 3: священный 1, гражданский 1, академический 1;

4) носитель 3: друг 1, рыцарь 1, собака 1.

Таким образом, ядерным когнитивным классификационным признаком концепта «долг» выступает признак «составляющие» - 73,8 %, ближнюю периферию составляет признак «сфера проявления» - 17,2%, дальнюю периферию - признак «последствия» -5,9%, крайнюю - признаки «причина появления», «видовые разновидности», «носитель» - пo l%.

Можно сделать вывод о том, что данное явление концептуализируется русским сознанием преимущественно рационально, путем вычленения составляющих явление элементов; причины, последствия, основные сферы проявления долга остаются на периферии когнитивного сознания.

5.3. Описание полевой организации концепта.

На этом этапе описываются когнитивные классификационные признаки, составляющие ядро, ближнюю, дальнюю и крайнюю периферию концепта, и содержание концепта представляется в виде полевой структуры.

Полевое описание делается в опоре на данные о яркости, актуальности тех или иных когнитивных признаков в структуре концепта. Степени яркости определяется как доля испытуемых, выделивших данный признак, или как частота употребления соответствующего слова-номинации.

Результатом полевой стратификации концепта является представление структуры исследуемого концепта как полевой структуры - ядра, ближней, дальней периферии и интерпретационного поля.

5.4. Словесное или графическое представление содержания концепта в виде полевой структуры.

1) Словесная модель.

Концепт описывается словами, отдельно - ядро, ближняя, дальняя и крайняя периферия.

Когнитивные признаки, выделенные и распределенные по полевым зонам в структуре концепта, ранжируются по степени их яркости в структуре концепта (по процентному количеству установленных в эксперименте языковых репрезентаций, объективирующих соответствующий когнитивный признак).

Следует иметь в виду, что полевое описание содержания концепта далеко не всегда совпадает с его макроструктурой: яркими (профилирующими), и, соответственно, ядерными, в равной степени могут оказаться и компоненты образа, и компоненты информационного содержания концепта, и компоненты его интерпретационного поля, аналогично отдельные признаки данных макрокомпонентов могут оказаться и в ближней, и в дальней, и в крайней периферии содержания концепта. Принадлежность того или иного признака концепта конкретной полевой зоне определяется исключительно яркостью соответствующего когнитивного признака, его актуальностью для когнитивного сознания и не зависит от макрокомпонента концепта, которому он принадлежит.

Например, в полевой структуре концепта «английский язык» выделяются:

Ядро: всемирный (34 %); прекрасный (34 %). Ближняя периферия: общедоступный (23 %); благозвучный (23 %). Дальняя периферия: сложный (16,5 %), необходимый (15 %), хороший (15 %), чужой (12 %), ужасный (12 %), красивый (10 %); современный 10 %), интересный (10 %). Крайняя периферия: многообразный 7 %), стандартный (7 %), грубый (7 %), яркий (5 %), умный (5,5 %), тупой, вежливый, оригинальный, культурный (2,5 %).

2) Графическая модель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: